Тема урока: «Светофор здорового питания. Овощи и фрукты хвастаются». Игра «Вершки – корешки».
Цели урока: познакомить детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов, их полезными свойствами, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Актуальность урока: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
Оборудование урока: рисунки овощей, ягод и фруктов, плакат «Город Здоровейск», презентация.
Дополнительные источники информации.
1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий
мир» ( 1-й класс) – 2-е Изд.; испр. и доп.+ Азбука природы в загадках, считалках,
подвижных играх.-М., ВАКО, 2008.
2. Уроки здоровья. А.Макеева
3. [email protected]
4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. Грамотей, 2008.
Ход урока:
I. Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Внимание, внимание. Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе путешествия мы узнаем о разнообразии овощей, фруктов, и их пользе, узнаем, какое значение имеют витамины и минеральные вещества в жизни человека. (Слайд №1)
III. Работа над темой урока.
1. Знакомство с овощами.
- Ребята, сейчас вам надо узнать название первой станции. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйка однажды
С базара пришла,
Хозяйка с базара
Домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу...
- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (дети перечисляют овощи.)
- Как всё это назовём? (овощи.)
- Кто догадается, какая станция нас ждёт? (Овощная.) (Слайд 2.)
2. Загадки об овощах.
Подготовленные дети читают загадки об овощах, дети их отгадывают, а к доске прикрепляются рисунки с овощами. Одновременно выполняется работа на с.60 рабочей тетради «Разговор о правильном питании». Дети находят отгадку, соединяют линией с текстом загадки.
- Какие овощи вы ещё знаете? (Дети называют)
- Ребята, как много овощей вы знаете! А кто из овощей и вкуснее и нужнее?
3. Сценка «Спор овощей.»
Овощи: Кто из нас из овощей, и вкуснее и нужнее? Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек: ( весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу!
Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла: ( важно ) Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нет!
Капуста: ( перебивая ) Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные!
Огурец: ( задорно ). Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!
Редиска: ( скромно ). Я — румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь: ( кокетливо ). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку — будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго...
Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный.
Лук: ( заманчиво ) Я — приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Картошка: ( скромно ) Я, картошка так нужна и большим и малым.
Баклажаны: ( робко ) Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Хозяйка: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить все без исключения, в этом нет сомнения!
4. Игра «Угадай овощ»
Н.Кончаловская. «Про овощи»
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
-Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
Засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и рекуста.
- Назовите правильно, что выросло на грядках? ( Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста ).
5. Игра «Вершки-корешки»
Цель. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки
Ход игры. (Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли?
А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).
(Вариант 2) Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. Учитель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Учитель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Учитель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Учитель называет: «Морковь! » Дети отвечают: «Корешки», «Помидор! » - «Вершки». «Лук! » - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Учитель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.
6. Работа в тетради
- На стр.63 рабочей тетради «Разговор о правильном питании» раскрасьте ту часть растения, которую мы едим.
IV. Физкультминутка «Победи картошку»
Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка ( картофелин на одну меньше числа участников ). Когда музыка смолкает — все берут с пола по картофелине. Тот, кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.
-Продолжаем наше путешествие.
1. Знакомство с фруктами.
- Нам пора спешить на следующую станцию, её жители уже ждут нас, но посмотрите, что говорят нам овощи:
Ешьте больше овощей -
Будете вы здоровей!
- Название второй станции вы сможете назвать, если разгадаете
буквенные ребусы.
ЛО ЯБ КО НАН БА ША ГРУ
ПЕЛЬ А СИН ВА СЛИ
- Как называется эта станция? (Фруктовая) (Слайд 3.)
- Ученые установили, что человеку лучше употреблять те фрукты, которые растут на территории его проживания.
Несколько интересных фактов о фруктах. (Рассказывают дети)
Ученые установили, что желательно, чтобы каждый человек потреблял в год по 100 кг фруктов. Это примерно 270 гр. в день.
- Ребята, фрукты приготовили для вас задание.
2. Работа в тетради.
- На стр.61 рабочей тетради «Разговор о правильном питании» разгадайте кроссворд.
-Почему так полезно есть овощи и фрукты? (Они содержат витамины)
3. Знакомство с витаминами.
- Витамины — это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека.
- Впереди нас ждут очень полезные друзья — витамины.
- Витамин А — витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, томатах, петрушке, луке, абрикосе.) (Слайд 4.)
- Витамин В — в капусте, бананах, гранате, зеленом горошке. Недостаток витамина В приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость. (Слайд 5.)
- Витамин С — способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Витамин С активизирует иммунную систему. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, патологическим заболеваниям. Витамин С содержится в шиповнике, в черной смородине, рябине, апельсинах, киви, малине, чесноке. (Слайд 6.)
- Что мы должны помнить, когда едим ягоды, овощи, фрукты? ( Не забывать перед едой хорошо мыть овощи и фрукты ).
4. Игра « Витамины »
- Называю продукты. Если они самые витаминные, вы встаете, если нет — сидите.
5. Частушки.
- А сейчас мы послушаем частушки, в которых говорится о пользе витаминных продуктов. Они нужны не только для здоровья, но и для красоты.
Мы — веселые девчата.
Красотой рекорды бьем.
Красоты своей рецепты
В огороде мы берем.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты -
Мне пожарьте кабачок!
На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
Я секрет румян достала
У прабабки Феклы:
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!
Я — румяная девчонка
И танцую ловко!
Потому что ем всегда
Свежую морковку.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка -
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
V. Итог урока.
- Наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу. Что нового вы узнали на уроке?
- Наш урок я хочу закончить словами.
Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше ягод,
Овощей и фруктов -
Самых витаминных продуктов.
VI. Домашнее задание.
- Нарисовать любимый овощ, ягоду или фрукт. Написать чем он полезен.
VII. Рефлексия.
1. Вспомни свои впечатления на уроке.
2. Дополни предложения:
- Я чувствовал себя.....
- Я ….. доволен собой.
3. Я испытывал затруднения, когда ….
Я бы хотел стать более ….
- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.