Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
«Школа - интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о.Самара»
Разработка урока технологии по профилю "Основы кулинарии" для обучающихся с умственной отсталостью, 6 класс, по теме "Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов" с использованием информационно-коммуникативной технологии
Выполнил:
учитель
Самаркина Людмила Петровна
Самара, 2020
Предмет: технология «Основы кулинарии»
Тема урока: «Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов».
Тип урока: Комбинированный. Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий на этапе «Рефлексия и оценивание».
Обучающая: Обучить обучающихся трудовым действиям и приемам при
Цели урока:
Обучающая: Обучить обучающихся трудовым действиям и приемам при
Цели урока:
1. Обучающая: обучить технологии приготовления бутербродов, виды бутербродов; научить ОРМ и ПТБ при кулинарных работах, способам украшения бутербродов.
2. Воспитательная: воспитать аккуратность, бережливость, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.
3. Развивающая: развивать внимательность, творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола.
4. Методическая: организация работы по группам.
Задачи:
Научить обучающихся технологии приготовления бутербродов;
Научить обучающихся умению рационально организовать и планировать свой труд;
Формировать исполнительность, внимательность, уверенность в себе, трудолюбие;
Развивать умение работать в звене и осознать ценность совместной деятельности.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Форма работы учащихся на уроке: групповая, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение урока:
-компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- презентация MS PowerPoint на тему: «Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов».
- рабочие листы для учащихся, технологические карты (на каждого ученика или на пару в зависимости от содержания урока);
- продукты для приготовления бутербродов согласно технологической карте;
-ножи, разделочные доски, посуда
Общая информация о специфике состояния здоровья обучающихся (класса), воспитанников, для которых предназначен урок:
Для проведения уроков технологии сформированы группы по 5-6 обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, умственную отсталость. Особенностями развития данной группы являются: сниженный уровень мыслительных операций, ограниченный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков.
Данный урок составлен с учетом возрастных и психологических особенностей группы обучающихся 5 класса.
Урок направлен на практическую подготовку детей к самостоятельному труду, на формирование у них общетрудовых знаний и умений, на расширение кругозора о значении питания в жизни и деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, о культуре питания, формирование умений приготовить блюдо из дрожжевого теста, эстетически оформить его, проявить элементы творчества при оформлении блюда.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится готовить блюда из набора необходимых продуктов, действуя по алгоритму;
- ученик получит возможность научиться самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученное правило в реальной жизни для решения практических задач.
метапредметные:
регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- ученик получит возможность научиться построению жизненных планов во временной перспективе; адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
познавательные: ученик научится создавать схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, давать определение понятиям.
- ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Время | Формируемые универсальные учебные действия |
1 этап Организационный момент | 1) Приветствует учащихся: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. 2) Дает установку на работу, на уроке: Беседа: проверим готовность к уроку, у всех на столах есть тетради, ручки и линейки. | 1) Приветствуют учителя. 2) Слушают, отвечают на вопросы. | Фронтальная | не более 1 мин. | регулятивные: осознавать учениками то, что уже освоено и что еще предстоит усвоить познавательные: делать элементарный вывод; коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других; личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности. |
2 этап. Мотивация | Учитель задает вопросы классу: - Ребята, а какие самые распространённые блюда подают на завтрак у вас дома или в другом месте? Основой какого простейшего блюда является хлеб? Догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить? Правильно – бутерброды - А как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Слайд 1) (Разновидность бутербродов) Формулирование проблемы: мы много знаем об этом виде закуски, но не все умеют готовить бутерброды. (Слайд 2)(Тема) | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока | Фронтальная | не более 3 мин. | регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовым и слайдовым планами познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
3 этап. Актуализация знаний. | 1. Как вы думаете, с помощью каких известных вам столовых приборов, приспособлений готовятся бутерброды?(Слайд 3) 3. Из каких продуктов можно приготовить бутерброды? (Слайд 4) 2. Кто уже пробовал приготовить бутерброд? Работа над словарем: бутерброд, канапе. (Слайд 5) | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) | Фронтальная | не более 1-2 мин. | регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, действовать по составленному плану, алгоритму, познавательные: поиск и выделение информации коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение; личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
4 этап. Целепола- гание и планирование | Цели урока: после урока вы сможете - дать определение закуске «бутерброд»; - знать историю изобретения бутербродов; - осваивать технологию приготовление бутербродов; - продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос; | - отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы «Технология приготовления бутербродов» | Фронтальная | не более 1 мин. | регулятивные: действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль познавательные: поиск и выделение информации, знаково-символические действий, включая моделирование; коммуникативные: регулировать собственное речевое поведение; личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
План. 1. История изобретения бутербродов. 2. Хлеб и бутерброды. 3. Технология приготовления бутербродов. | - задают уточняющие вопросы; - узнают последовательность учебных действий |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
1 вопрос. История изобретения бутербродов. | 1. Делает сообщение по истории изобретения бутербродов.(Слайд 6) Знакомит с профессией пекарь. 2. Работа со слайдом «Виды бутербродов» (Слайд 7) - мозговой штурм; - знакомство с другими ответами; - дополнение списка; -запись в таблицу названий наиболее распространённых видов бутербродов. 3. Организует работу с определением «бутерброд». - запись в тетради (с доски или из презентации) | - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; - сравнивают варианты ответов, делают выводы; - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. | Фронтальная | не более 4-5 мин. не более 2-3 мин. 1-2 мин. | регулятивные: действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, знаково-символические действия, включая моделирование; коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
2 вопрос Хлеб и бутерброды | Предлагает открыть учебник и найти в параграфе пословицы о хлебе. (Слайд 8) Предлагает записать понравившуюся пословицу в тетрадь. Предлагает 1-2 учащимся прочитать понравившиеся пословицы. Выполнить задание. Доводит до учащихся информацию о использовании хлеба в питании и приготовлении бутербродов. | - работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации; - оформление записей в тетрадях и таблицах; | Фронтальная | 3-4 мин. |
3 вопрос Технология приготовления бутерброда. | 1.Объясняет технологию приготовления бутербродов. (Слайд 9-12) Выполнить задание для закрепления технологии приготовления бутербродов (Слайд 13) | Работают с учебником. Регулируют собственное речевое поведение. | Индивидуальная | 3-4 минуты |
6. этап Использование здоровьесберегающих технологий на уроке. Оздоровительный момент. | Физкульт. минутка: Упражнения для рук 1. Исходное положение, сидя на стуле, руки опущены. 1-4: поднимая руки в стороны, круговые движения в лучезапястных суставах внутрь; 5-8: тоже, соединяя руки вперед, перед собой; 2. Исходное положение, сидя на стуле, руки согнуты в локтях. 1: сильно сжать пальцы в кулак; 2: расслабить; 3: сильно развести пальцы «веером»; 4: расслабить (темп средний), повторить 4-6 раз. Упражнения для глаз. 1. Закрыть глаза на 10-15 секунд, открыть и посмотреть вправо и влево, затем вверх и вниз, проделать несколько круговых движений справа налево и обратно, посмотреть свободно, без напряжения. 2. Посмотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 20-30 см. от глаз, а затем вдаль на предмет, находящийся на той линии на расстоянии 7-10 м, повторить 6-8 раз. 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть и вновь зажмуриться, повторить 4-5 раз. | Выполняют упражнения. | | 1 мин 1 мин | регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний Практическая работа. | Организация работы по «приготовлению бутербродов». Предоставление продуктов для «приготовления» бутербродов. Цель – освоить технологию приготовления бутербродов. Ребята, перед началом работы мы с вами вспомним -(Слайд 14) правила Техники Безопасности при работе с ножом: При нарезании теста ножом, очень осторожно обращаться с ножом, не брать руками лезвие ножа, передавать нож рукояткой, не размахивать ножом, т.к. можешь поранить рядом стоящего. -(Слайд 15) санитарно- гигиенические требования: Перед приготовлением вымыть руки с мылом. Надеть фартук и косынку, убрать волосы под косынку. При работе с яичками, вымыть с мылом поверхность яйца, после разбития яйца в тесто вымыть руки еще раз с мылом. Остатки использованных продуктов сразу убирать в специально- отведенное ведро с мусорным пакетом. Следить во время выполнения работы за чистотой на столе, своевременно вытирать стол специальной тряпочкой. Руки во время работы вытирать гигиеническими салфетками и полотенцем. После работы вся посуда и инвентарь моется специальным средством для мытья посуды, прополаскивается и сушится. Отходы продуктов не хранятся, а сразу же выносятся в специально отведенное место. | Вырезают изображения. Работают в малых группах (или парах) над «приготовлением» бутербродов | Практическая работа Работа в парах | 7- 9 мин. | регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовым и слайдовам планами, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения изделия в соответствии с имеющимися критериями; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические действия, включая моделирование; коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение; личностные: формирование когнитивного компонента гражданской эдентичности |
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп). | - проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. | Фронтальная | 2-3 мин. | регулятивные: оценивать качество выполнения изделия в соответствии с имеющимися критериями; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические действия, включая моделирование; коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение; личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
8 этап. Рефлексия и оценивание. | Учитель предлагает выполнить задание и пройти тест. (Слайд 16) Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности, предлагает выбрать смайлик, который характеризует его деятельность на уроке. Учитель сообщает об оценках, полученных на уроке. | https://learningapps.org/watch?v=pmnuufiw320 Учащиеся выполняют задания. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: Чему я научился сегодня на уроке? Оценка качества и вкуса приготовленного блюда. Были ли у меня трудности при приготовлении блюда? Обсуждают с учителем результаты самооценивания. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | 7-9 мин. | регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовым и слайдовам планами, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, оценивать качество выполнения изделия в соответствии с имеющимися критериями; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические действия, включая моделирование; коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, регулировать собственное речевое поведение; личностные: формирование когнитивного компонента гражданской идентичности |
9 этап Домашнее задание. | Учитель задает домашнее задание (дифференциация заданий). Задается дозировка домашнего задания, и даются комментарии. Учитель заканчивает урок. (Слайд 16) | Записывают задание в дневник. | Комбинированный | 1-2 мин. | регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности. личностные: оценивание уровня сложности домашнего задания; коммуникативные: рационально организовывать рабочее место, регулировать собственное речевое поведение; познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. |