СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока . Тема: "Корень. Многообразие корней"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Самые длинные корни – 120м у дикого инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м. Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50м. Подумайте? От чего это зависит?

 

Кроме функции доставки раствора минеральных солей, т.е корневого питания какие еще выполняет функции корень?

Чтобы выполнять эти функции корню необходимо иметь соответствующее строение. Что же нам предстоит выяснить?

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока . Тема: "Корень. Многообразие корней"»

«Видоизменения корней».

Оборудование: рисунки , тексты.

Ход урока:

Д.з. Пересказ параграфа и ответы на вопросы.(10 минут)

Вызов: 7 минут

Вы уже несколько уроков изучаете тему корень.

  • Самые длинные корни – 120м у дикого инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м. Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50м. Подумайте? От чего это зависит?


Кроме функции доставки раствора минеральных солей, т.е корневого питания какие еще выполняет функции корень?

Чтобы выполнять эти функции корню необходимо иметь соответствующее строение. Что же нам предстоит выяснить?


ОТВЕТЫ:

1. Изучить видоизмененные корни.

2. Узнать их значение.

3. Выяснить, что видоизмененные

корни результат приспособленности

растений к условиям существования.



Отгадайте загадки:

1) Круглая, а не месяц
Желтая, а не масло
С хвостиком, а не мышь (репа).

2) За хохол, да в котел, а потом – борщок на стол. (свёкла)

Рассмотрите рисунки корней отгаданных вами растений.

  • Какой вид корня у них разросся?( Утолщение главного корня и у некоторых утолщаются ещё и нижние участки стебля)

Какую функцию они выполняют? (Запасающую)

Посмотрите внимательно на изображение подземной части георгина и батата.

  • Что это?

  • Как они образуются?

Рассмотрите рисунок орхидеи

  • Наружная часть коры, свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой. Для чего растению такие корни?

  • Посмотрите внимательно на следующий рисунок болотного кипариса, скажите с какими трудностями, сталкивается это растение?

  • Чего не хватает этому растению?

  • Какую функцию выполняет корень?

  • Посмотрите на рисунок плюща.

  • Что имеется у плюща по всему стеблю?

  • Какова роль корней таких корней?



Содержание

Это все только наши с вами предположения на основе наблюдений и сравнения.

Чтобы выяснить где же мы были правы, а где заблуждались изучим информацию текста ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ и заполним таблицу.



Заполняют таблицу с опорой на текст 10 минут

Название видоизменения корня

Особенности строения

Примеры растений







ФИЗКУЛЬМИНУТКА

 Для разминки из-за парт 
Поднимаемся. На старт! . 

Объявление результатов работы. 5 минут

Название видоизменения

корня

Особенности строения

Примеры растений

Корнеплоды

Разросшийся главный корень.

Морковь, редис, свёкла, репа.

Корневые клубни

Утолщение придаточных и боковых корней.

Георгин, батат.

Воздушные корни

Длинные придаточные корни, всасывающие воду.

Орхидея, монстера.

Дыхательные корни

Боковые корни, которые растут вертикально вверх.

Кипарис болотный, ива ломкая.

Корни - прицепки

Короткие придаточные корни с мощными прицепками.

Плющ.



1. У разных растений корневая система имеет видоизменения. От чего это зависит? От условий- экологических факторов.

Каких? (влажности, плодородия почв, климата, освещения, плотности почв)

Таким образом мы выяснили, что кроме функции питания корень способен выполнять еще ряд функций. Обобщите данные таблицы и статьи "Корень- это важный орган растения" и оформите схему: 7 минут.

Рефлексия

Тест до конца урока

Индивидуально

1.(1,5 балла). Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. 

Корнеплод имеют:

  • Георгин

  • Репа

  • Турнепс

  • Плющ

  • Баньян

  • Брюква.

2. (1 балл)Какую из перечисленных функций корни не выполняют

1) закрепление растений в почве

2) всасывание воды и минеральных солей из почвы

3) запасание питательных веществ

4) образование питательных веществ в растении

3. (1 балл) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
А) воздушные корни
Б) корневые клубни
В) корнеплоды
Г) корни-присоски





Батат Георгин

Орхидея Плющ



Корень - это важный орган растения.

Корень выполняет ряд жизненно необходимых функций, и ими определяется его значение для растений.

Корень осуществляет почвенное питание растения, он всасывает воду и минеральные вещества. Поэтому чем лучше у растения развита корневая система, тем оно лучше его почвенное питание. Среди минеральных веществ, которые в растение поступают из почвы, есть соли калия, кальция, магния, фосфора, ряд соединений азота и серы. Все эти вещества необходимы для обмена веществ, образования клеток и их органелл. Например, магний важен для образования хлорофилла.

Помимо почвенного питания корень выполняет еще одну важную функцию. Он удерживает растение в почве. Причем удерживает его достаточно прочно, чтобы ни сильный ветер, ни проливные дожди не выдернули или не вымыли растение из почвы. Корень не только прочный, но и гибкий. Это достигается расположением проводящих сосудов и механической ткани в его центре.

С помощью корня может осуществляться вегетативное размножение. В этом случае на корнях образуются придаточные почки. Из них потом развиваются побеги. Они могут быть отделены от растения и жить самостоятельно. Такими корневыми отпрысками размножаются, например, одуванчик, слива, малина, сирень.

Еще одной функцией корня является запас питательных веществ. У ряда растений они откладываются в корне.

Корни имеют значение не только для самих растений, но и для остальной природы. Корни растений укрепляют почвы. Особенно это важно для рыхлых песчаных почв. Если же почва глинистая или каменистая, то корни делают их более рыхлыми. Отмирающие корни и их корневые волоски, отпавшие слизистые клетки корневого чехлика служат пищей для других организмов почвы, в том числе бактерий и грибов. Таким образом, корни делают почву более плодородной.

Кроме того сами корни могут служить пищей животным и человеку, когда в них накапливается запас питательных веществ.

Кроме перечисленных функций у некоторых растений корни могут выполнять другие специфические функции. Растения нередко вступают в симбиоз с бактериями, а также с грибами. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии поселяются на корневой системе бобовых культур, из-за этого на корневище формируются клубеньки. При симбиозе растений, чаще деревьев, с грибами их корни сожительствуют с грибными гифами, получается микориза. Гифы гриба оплетают корни деревьев и поставляют им минеральные элементы, а сами получают органические вещества. Корень дерева разветвляется, утолщая концы, но не образуя корневых волосков.











ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Основными функциями корней является удерживание растения и закрепление его в почве, а также снабжение его минеральными солями и водой. Иногда у корня появляются дополнительные функции, происходит видоизменение корневища.

Когда корни начинают запасать питательные вещества и выступать их хранилищем, то главный корень сильно утолщается, разрастается. Это наиболее характерно для корнеплодов двулетних культур: моркови, свеклы, петрушки, сельдерея, цикория. Из однолетних растений корнеплод образует редис. Если начинают разрастаться боковые корни, то формируются клубни. Так запасает питательные вещества георгин, они помогают растению быстрее зацвести. Корневые клубни образует батат. При этом кроме клубней в корневой системе растения есть и обычные корни.

Лианы используют особые корни-прицепки, чтобы прикрепляться к стволам других растений, стенам. оплетая их, чтобы добраться до солнечных лучей. Плющ при помощи корней-зацепок способен оплетать любую опору. Омела своими корнями-присосками надежно закрепляется на ветвях деревьев, вытягивая из них питательные вещества и влагу. Такие же корни у цветка Иван да Марья, который растет на земле, но присасывается к другим растениям. У повилики нет листвы совсем, она обвивает своим стеблем "хозяина" и за счет видоизмененных корней в виде присосок вытягивает все соки из растения.

Обитатели тропиков - орхидеи отличаются наличием воздушных корней, которые не заглубляются в почву, они улавливают из воздуха влагу. Поэтому комнатные орхидеи так любят опрыскивание.

Ходульные корни – это придаточные корни, которые отрастают от ствола, а когда достигают земли, прорастают в нее. Они выступаю дополнительной опорой, поддерживают растения. У мангровых деревьев они кроме поддержания растения дополнительно снабжают его воздухом. Это очень распространенное явления, когда корни одновременно воздушные и опорные. Похожие на диск они у каучуконосного фикуса, крепкие и похожие на столбы у баньяна. Дыхательные корни начинают образовываться у растений, когда им в почве не хватает кислорода. У кукурузы они напоминают ходули и помогают кукурузе противостоять ветру. Нередкое явление для растений, произрастающих в наводненной или заболоченной местности. Вырастают выше уровня поверхности почвы или воды. Образуются, чтобы дать дополнительный источник кислорода, которого в воде содержится недостаточно для полноценной жизни растения. Можно встретить у ивы ломкой, кипариса болотного.





1.(1,5 балла).  Корнеплод имеют:

а).Георгин б). Репа в). Турнепс г). Плющ д). Баньян е). Брюква.

2. (1 балл)Какую из перечисленных функций корни не выполняют

а) закрепление растений в почве

б) всасывание воды и минеральных солей из почвы

в) запасание питательных веществ

г) образование питательных веществ в растении

3. (1 балл) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
а) воздушные корни
б) корневые клубни
в) корнеплоды
г) корни-присоски


1.(1,5 балла).  Корнеплод имеют:

а).Георгин б). Репа в). Турнепс г). Плющ д). Баньян е). Брюква.

2. (1 балл)Какую из перечисленных функций корни не выполняют

а) закрепление растений в почве

б) всасывание воды и минеральных солей из почвы

в) запасание питательных веществ

г) образование питательных веществ в растении

3. (1 балл) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
а) воздушные корни
б) корневые клубни
в) корнеплоды
г) корни-присоски


1.(1,5 балла).  Корнеплод имеют:

а).Георгин б). Репа в). Турнепс г). Плющ д). Баньян е). Брюква.

2. (1 балл)Какую из перечисленных функций корни не выполняют

а) закрепление растений в почве

б) всасывание воды и минеральных солей из почвы

в) запасание питательных веществ

г) образование питательных веществ в растении

3. (1 балл) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
а) воздушные корни
б) корневые клубни
в) корнеплоды
г) корни-присоски



1.(1,5 балла).  Корнеплод имеют:

а).Георгин б). Репа в). Турнепс г). Плющ д). Баньян е). Брюква.

2. (1 балл)Какую из перечисленных функций корни не выполняют

а) закрепление растений в почве

б) всасывание воды и минеральных солей из почвы

в) запасание питательных веществ

г) образование питательных веществ в растении

3. (1 балл) В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются
а) воздушные корни
б) корневые клубни
в) корнеплоды
г) корни-присоски


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!