Предмет технология: класс 5
Тема урока: Классификация текстильных волокон.
Тип урока: комбинированный (2 часа)
Цель урока:
Задачи урока:
получить новые сведения о тканях и их свойствах;
сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;
формирование устойчивого интереса к предмету,
развитие внимания,
логического мышления.
формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.
Оборудование: проектор, папка с образцами ткани, презентация «Классификация текстильных волокон», раздаточный материал на парту, инструкционная карта.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
Какие инструменты используют для швейных работ?
Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
Что такое фурнитура, приведите примеры.
Изучение нового материала.
На уроках технологии мы с вами выяснили, что есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.
- Интересно, из чего же шьют одежду? (ответ детей - из ткани).
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. (запись в тетради)
- А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор и т.д).
- Как вы думаете, надо разбираться в тканях?
- Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?
- Рассмотрим коллекции тканей и попробуем определить, из чего они состоят. (дети рассматривают ткань с помощью лупы)
- Из чего состоит ткань? - из нитей.
- Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна, а точнее текстильные волокна.
- А у нас вся ткань одинаковая? (ответ детей - нет)
- Ткань разная и волокна разные, т.е . есть различные классификации волокон.
- А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Классификация текстильных волокон. Производство тканей) (запись в тетради)

Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника «Классификация текстильных волокон»
Презентация Классификация текстильных волокон»
- Как делятся текстильные волокна? – натуральные и химические.
- Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
- Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.
Сейчас откройте свои тетради, и мы составим классификацию волокон. Презентация «Классификация текстильных волокон»
Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения. Посмотрите на образцы ткани. Вам также надо будет принести папку с файлами и каждый создаст свои папку с образцами ткани.
Слайд 1
- Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.
Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,
Слайд 2 после чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.
Слайд 3 Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания. (запись в тетрадь)
Ровница – слабо скрученная нить. (запись в тетрадь)
А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен.
Слайд 4 Лен, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.
Слайд 6-10 Основные этапы получения льняных тканей: (запись в тетрадь)
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
4. Сушка
5. Мятье
6. Трепание
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
Я приготовила для вас раздаточный материал, внимательно прочитайте его, сделайте запись в тетрадях.
Таблица 1
Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна. |
Хлопок | Лён |
Обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги. | Горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга. Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся. |
Таблица 2
Свойства ткани. |
Хлопок: | Лен: |
Положительные: экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется. Отрицательные: высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло - и влагообмен; медленное высыхание. | Положительные: экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу. Отрицательные: сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку. Особенности ухода. Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем. |
Практическая работа № 3
Тема: Определение сырьевого состава ткани.
Внимательно рассмотрим инструкционную карту № 1
Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня на уроке я узнала …
Мне было интересно …
Оценка за работу, за активность на уроке.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о других волокнах растительного происхождения.
Принести образцы ткани, папку с файлами .
Приложение 1
Инструкционная карта №1
«Отличительные признаки волокон»
Тема: Определение сырьевого состава материала
Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.
1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;
2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;
3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения;
4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;
5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;
6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице № 1 вид ткани каждого образца.
7) Заполните таблицу № 2
Таблица № 1
Фактура поверхности | Шероховатая, матовая, гладкая, блестящая |
Мягкость | Мягкая Жесткая Средней жесткости |
Извитость | Малоизвитые Прямые Извитые |
Вид обрыва нитей | Ватка, кисточка из прямых волокон, кисточка с расходящимися извитыми волоконцами, связанная масса волокон |
Горение | Серый пепел, запах горелой бумаги, черный шарик, запах жженого пера |
Таблица № 2
Признаки | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Фактура поверхности | | | | |
Мягкость | | | | |
Извитость | | | | |
Вид обрыва нитей | | | | |
Горение | | | | |
Приложение 2
Инструкционная карта №2
«Определение свойств тканей»
Тема: Определение сырьевого состава ткани
Оборудование и материалы: образцы тканей, чашка с водой, толстая игла, лупа, иголка с ниткой.
Порядок выполнения работы:
1. Определить сминаемость тканей:
а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке;
б) положите его на стол и оставьте на несколько минут;
в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.
2. Определить драпируемость тканей:
а) верхний срез лоскута по длине соберите на нитку; | Плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани образуют глубокие частые складки. |
б) внимательно рассмотрите образовавшиеся складки. |
3. Определить намокаемость тканей:
а) намочите кусочек ткани в чашке с водой;
б) пронаблюдайте, как быстро впитывается вода.
4. Определить осыпаемость тканей:
а) возьмите кусочек ткани размером 3х5 см; | Ткань считается легкоосыпаемой, если легко вынимаются пять нитей вместе, три-четыре - средней осыпаемости, одна-две - неосыпаемой. |
б) ручной иглой выньте из образца одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее; |
5) Заполните таблицу № 2
Таблица № 2
Свойства | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Сминаемость | | | | |
Драпируемость | | | | |
Намокаемость | | | | |
Осыпаемость | | | | |