СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Царства живой природы. Место человека в системе живого мира".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "Царства живой природы.

Место человека в системе живого мира".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Царства живой природы. Место человека в системе живого мира".»

6 класс Урок № 5 Дата «__» _________ 2016г.


Тема урока: Царства живой природы.

Место человека в системе живого мира.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.


Формируемые УУД: к. — добывать недостающую информа­цию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — сверять свои действия с целью и при необходимости исправ­лять ошибки; п. — осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л. — постепенно выстраивать собственную целостную картину мира.


Планируемые результаты: знать определение науки система­тики, основные таксоны классификации — царство и вид, отли­чительные особенности строения представителей каждого и царств.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности в клеточном строении представителей каждого из царств живой природы.

Метапредметные: Формирование умения выделять существенные признаки в строении представителей каждого из царств живой природы, умение различать их на таблицах. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: Умение давать определения, различать представителей царств живой природы на рисунках и фотографиях. Знать отличия живых организмов друг от друга. Знать о классификации организмов, её принципах, о систематике, основных систематических группах (вид, царство). Развивать умения слушать и слышать другое мнение.

Методы:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


Формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока;

  • фронтальная: отвечают на вопросы;

  • кооперативно-групповая (работа в малых группах): работают с алгоритмом при выполнении задания; работают с ЭОР и дополнительной литературой;

  • работа в парах, группах: осуществляют самооценку и взаимооценку знаний;

  • коллективная/индивидуальная: осуществляют рефлексию.


Оборудование: учебник; проектор; экран; слайды с изобра­жением разных живых организмов; компьютерная презентация


Ход урока


I. Организация начала урока

Сообщение новой темы. Постановка темы и задач.

II. Изучение нового материала

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
На Земле существует около 30 млн видов живых существ: это одноклеточные и многоклеточные, жители воды, почвы, летаю­щие и бегающие, а также неподвижно сидящие на одном месте, полезные на взгляд человека и вредители. Их много и они везде.

Мир живых организмов многообразен, перед учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания. Как вы думаете, на какие группы можно разделить все живые организмы? (ответы учащихся, определение цели и задач урока)


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

- Что такое классификация?

Для этого даже была создана специальная наука — систе­матика, которая и помогла разделить всех живых на группы.


Все живые организмы были разделены сначала на огромные группы, их назвали царства, царства стали разбивать на мень­шие группки, а их — еще на меньшие. Так, пока не дошли до са­мой маленькой и назвали ее вид. К одному виду принадлежат родственные между собой организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое оставит свое потом­ство.

- Какие признаки используются при классификации живых организмов?

При этом учитывались сходства внешнего и внутреннего строения, родственные связи.

Описание разных растений и животных можно найти в специальной литературе, но информации очень много. Что нужно сделать, что бы не запутаться? (ответы учащихся).

Проблемный вопрос: К какому из царств живых организмов относят человека?


3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Итак, у нас возникла трудность, мы не знаем, что нужно сделать с большим объемом информации. Создадим проект выхода из создавшейся ситуации.

Цель проекта, план и средства достижения цели определяют учащиеся, работая в парах.


4. Реализация построенного проекта.
Работа в группах.

Задание: Пользуясь материалом учебника ответить на вопросы инструктивной карточки.

1 группа – Царство Растения

2 группа – Царство Животные

3 группа – Царство Грибы

4 группа – Царство Бактерии

5 группа – Царство Вирусы

Инструктивная карточка

  1. Особенности строения клетки.

  2. Особенности способа питания.

  3. Особенности образа жизни.

  4. Название науки, которая изучает данное царство.

  5. По каким признакам всех представителей выделили в одно царство.


5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Представители групп по очереди отвечают на вопросы, схема заполняется на доске.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой

(Этот этап совмещен с физкультминуткой)

Игра

Четыре игрока получают короны с названиями царств живой приро­ды. Они встают в разных местах класса так, чтобы их все хорошо видели. Остальные ученики получают карточки с изображением животных, расте­ний, бактерий, грибов, вирусов, им нужно определить, к какой группе относятся эти живые организмы, и подойти к человеку в соответствующей короне. Когда все дети разойдутся по своим группам, учитель проверяет правильность выполнения задания.

Если ответ правильный – все учащиеся поднимают руки.

Если кто-то из учеников допустил ошибку, учитель просит его объяснить, почему он выбрал эту группу, помогает ему понять, в чем он был неправ.

Ответ на проблемный вопрос: К какому из царств живых организмов относят человека?


7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Чему мы научились на этом уроке?

Выразить своё отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)

Старшие групп сдают отчет с оценками.


8.Домашнее задание

§ 30. Таблица аппликация: Царства живой природы.
















ПОВТОРЕНИЕ: ЗАГАДКИ

1.Кто растет в лесу 
У дорожки? 
Есть у них шляпки 
И ножки. 
Ответ (грибы


4. Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает... (одуванчик)


2. Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
Те, что с мухами не дружат. 
Не бери ты их на ужин - 
Несъедобен этот гриб, 
Хоть красавец он на вид. 
Называют с давних пор 
Гриб тот - красный... 
Ответ (мухомор)


3. Я родился в день дождливый 
Под осиной молодой, 
Круглый, гладенький, красивый, 
С ножкой толстой и прямой.
Ответ (Подосиновик)

5. Горделивая сестрица,

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (роза)


6. Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься — кусает.

Не цветет весной красиво.

Что за куст такой? (Крапива)


7. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)


8. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)


9. И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)


10. Хоть меня не видит глаз,

 Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной. (вирусы)


11. Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог (бактерии)