СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Цинь Шихуан-первый властелин Китая"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая»

Методическая разработка урока всеобщей истории в 5 классе Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. История древнего мира. А.А.Вигасин

Тема урока: " Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая»

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

Задачи:

образовательные:

– создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике;

– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

развивающие:

– совершенствовать навыки работы с исторической картой, историческими документами;

- обобщать материал, подводить итоги;

- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметныеразвитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Обязательный минимум содержания: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2018; презентация.




I. Организационный момент.

Приветствие. Настрой на работу. Проверка рабочего места.

2. Проверка дз

  • Компас, бумага, чай (показать)

Что объединяет эти предметы?

(Продолжаем изучать Древний Китай. Давайте вспомним,что о нем мы уже знаем.

  • Расскажите о местоположении Китай (слайд№1, карта, ОК)

  • Ответы на вопросы по п.22:

-Почему Китай до сих пор называют Поднебесной?

-Чем китайская письменность похожа на египетскую?

  • Выборочное чтение:

-Как выглядела китайская книга?

-Какими должны быть отношения в семье по Конфуцию?

  • Работа с историческим документом и заполнение таблицы (стр.111-112, слайд №2)

-Из документа выписать себе в таблицу, что изобрели китайцы. Сначала внимательно читаем и подчеркиваем в документе.

-Самопроверка. (Сравнить с таблицей на доске; слайд №3)

-Сделайте вывод, что древние индийцы и китайцы подарили миру.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Рассказ учителя

- А теперь назовите столицу Китая. (Мы не можем назвать).

- Почему? (Потому что существовало несколько китайских государств, которые они вели войны друг с другом.)

(слайд №4)

- В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, и, к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

- Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница,фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.

- Что такое терракот?.

Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.(слайд №5)

Где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).

-Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.

4. Новый материал.

А) Итак, тема урока «Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая» (слайд №6)

  • Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Записать тему урока в тетради)

Б) Рассказ учителя.

В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание.)

В) Нам предстоит разрешить проблему (слайд №6): почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

Г) Работа в парах с историческим документом.

  • Внимательно прочитайте документ с карандашом в руках, отметьте «+» и «-_» правления. Обсудите с товарищем по парте выполнение этого задания.

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:

1) Столицей Китая стал город Сяньян.(найдите на карте на стр.106)

2) Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества.

3)Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

4)Император приказал упростить иероглифическую письменность.

4)Была создана система дорог.

5)Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

6)Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу.

7)Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания.

8)Император запретил конфуцианство.

9)Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги.

10)Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких.


  • Физкультминутка (раскачиваем бревно)

  • Проверка (Назовите, под какими номерами +: Что они обозначают в деятельности правителя?

И под какими № -: Что они обозначают?) Вывод.

Д) Слайд №7 (карта и Великая Китайская стена)

  • Прочитайте пункт 3 п.23(стр.110-111)

  • Запишите в тетрадь 3 вопроса по теме, чтобы они начинались со слов (на доске)

-С какой целью….?

-Какова….?

-При помощи чего….?

  • Проверка выполнения задания (вопросы, ответы)

Е) Коллективная работа

  • Вспомните, каким должен быть правитель по Конфуцию? (стр.108)

  • Вспомните проблему.

  • На основании фактов определите причины недовольства народа.

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь. (слайд 8) Причина 1: огромные налоги и поборы.


Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью (слайд 9) Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.


Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли. (слайд 10) Причина 3: неограниченная власть правителя.

  • Вывод (по проблеме) : Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

5. Закрепление

  • Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

    События

    Причины

    Строительство Великой китайской страны


    ?

    Захват побережья Южно-Китайского моря

    ?

    Увеличению налогов

    ?

    Ухудшение положения народа

    ?

    Жестокие наказания китайцев

    ?

  • Сравним ответы с таблицей.

События

Причины

Строительство Великой китайской страны


Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории

Увеличению налогов

Содержание огромной армии

Ухудшение положения народа

Сбор налогов

Жестокие наказания китайцев

Недовольство правления династии Цинь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!