СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Цветок. Строение и функции его частей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием элементов игровой технологии. Урок с элементом лабораторного практикумума

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Цветок. Строение и функции его частей"»

Урок учителя биологии

Государственного учреждения образования

«Средняя школа №2 г. Слонима»,

Марчук Юлии Михайловны

Тема: «Цветок. Строение и функции цветка и его частей»


Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать строение цветка и его частей, функции цветка, типы цветков в зависимости от составляющих его структур; смогут научиться определять типы цветков.

Задачи:

Способствовать углублению знаний о строении цветка и его частей; формирование новых биологических понятий связанных с строением цветка и его частей: «цветок», «цветоножка», «цветоложе», «чашечка», «чашелистики», «венчик», «лепестки», «пестик», «тычинки», «околоцветник», «семязачаток».

Создавать условия для развития познавательной активности через применение различных форм работы с текстом, игровых форм работы, частично-поискового приема работы с материалом учебника,

работу с динамической моделью цветка, формулировать вопросы, работу в группах и в парах;

Содействовать формированию интереса к предмету, понимания направления эволюционного развития растительного мира, взаимосвязи биологии и других наук.

Место урока в системе: урок четвертый в разделе «Семенные растения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний с лабораторным практикумом.

Факторы здоровьесбережения: смена форм деятельности и методов работы, положительные эмоции, физкультминутка.

Дидактическое оснащение урока: учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, под редакцией В.Н. Тихомирова, консультационные листы созданные в программе MicrosoftPublisher 2010 (Приложение 1), модели цветка из фоамирана.

Оборудование урока: компьютер, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 минута)

  2. Этап актуализации опорных знаний. (1 минута)

Задача: актуализировать знания по теме «Семенные растения», определить взаимосвязь темы с темами, изучаемыми ранее.

Учитель. То, о чем сегодня на уроке пойдет речь является частью растения. В процессе развития жизни на Земле, это появилось самым последним. Никто не знает точно, как это произошло и где. Его ближайшим родственником является шишка голосеменных растений. И появление этого загадочного объекта связано историей создания нашей планеты… а сейчас, посмотрите на экран.

(Демонстрация видеофрагмента из фильма ВВС «Как создавалась планета Земля: Эпоха цветов, 2 серия»/https://rutube.ru/video/5bc7d3f55ee768d8873753e83fd4d5a0/).

Учитель. Природа на нашей планете не всегда была такой. Семя растения весит менее грамма, но оно может превратиться в нечто необыкновенное… Растения сделали нашу жизнь возможной. Они создали атмосферу – основу жизни. Они смогли поставить энергию Солнца на службу жизни на Земле. Они сформировали плодородную почву, обеспечив условия для колонизации суши. Поменяли эволюцию животных, изменили поверхность Земли и стали мощной движущей силой в развитии нашей планеты. Такие знакомые и такие загадочные…РАСТЕНИЯ.

Учитель. (Четыре ученика получают по одной фотографии, выходят с ними к доске).Посмотрите на эти фотографии. (На фотографиях изображены МОХ, ПАПОРОТНИК, СОСНА, КАКТУС, ПОДСНЕЖНИК).

Учитель. Они вам знакомы? (Ответы учащихся)

Выходят еще четыре ученика. У них фотографии с изображением природных условий.

Учитель. Одинаковые ли условия им нужны для жизни?

Учитель. У кого из вас есть фотография наиболее комфортных условия для существования мхов? У кого фотография идеальных условий для существования папоротников? На какой фотографии изображены условия, подходящие для существования голосеменных?

Учитель: В курсе биологии 7 класса вы уже изучили отдел Моховидных, отдел Папоротниковидных и отдел Голосеменных растений.

Учитель. Вспомните, какая группа из этих растений появилась на нашей планете первой? А какая группа растений появилась за мхами? Какая группа растений появилась на Земле вслед за папоротниками? Ну и последними появились покрытосеменные. (Учащиеся выстраиваются в такой последовательности: мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).

Учитель. С чем это связано? Нужно было приспосабливаться к изменению климата.

Учитель. Посмотрите на слайд презентации. Вы видите структуры, при помощи которых растения размножаются. (На слайде изображены спора, семя, плод).

Учитель. Какая структура самая просто устроенная? Какая структура, наиболее совершенна? Почему

Учитель. Сейчас покрытосеменные растения считаются «победителями» в борьбе за существование и занимают господствующее положение в растительном мире. Как вы думаете, почему? У них появился особый орган размножения – ЦВЕТОК

Учитель. Итак, тема урока: Цветок. Строение и функции цветка и его частей.

Учитель. Исходя из темы урока и ваших рассуждений, опираясь на ключевые слова, давайте сформулируем ЗАДАЧИ урока (учащиеся формулируют их сами. Ключевые слова «выяснить», «определить», «узнать» прикреплены на доске. Задачи, определяемые учащимися, дописываются рядом с ключевым словом).

ВЫЯСНИТЬ строение цветка и его частей;

ОПРЕДЕЛИТЬ функции цветка;

УЗНАТЬ какие типы цветков бывают.


Учитель. У вас на столах лежат Консультационные листы, с которыми мы будем работать в течение урока. Найдите в своих Консультационных листах сектор 1, где указана дата, найдите слово «Тема: …», запишите тему урока.

Учитель записывает тему урока на доске

Цветок. Строение и функции цветка и его частей.

4.Этап усвоения новых знаний. (25 минут)

4.1. Задача: организовать работу по изучениюстроения цветка и его частей, определению функций каждой части цветка и функции цветка, как целостной структуры; обеспечить усвоение понятия «обоеполый, раздельнополый цветок», «женский, мужской цветок», «однодомный, двудомный цветок».

Прогнозируемый результат: учащиеся изучают строение цветка, используя текст учебника и динамическую модель цветка изготовленную из фоамирана.

Учитель. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и высыпьте их содержимое на парты. Что это? (Части цветка). Сложите из предложенных частей цветок. Получилось? Сравните свою модель с рисунком 73 учебника на с. 143. Исправьте, если у кого-то есть несоответствие. Обратите внимание, на названия частей цветка.

Учитель. Чашечка и венчик образуют ОКОЛОЦВЕТНИК. Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называется двойным, (показать на модели), а если есть только чашечка или только венчик – простым. (Показать на модели). Элементы околоцветника могут срастаться между собой или оставаться свободными.

Учитель. Посмотрите на слайд презентации. (Демонстрация фрагмента фильма с ускоренной съемкой распускания цветов). Цветки бывают очень разные, но общий план строения схожий.

Учитель. Не много ли частей в цветке, как думаете? Всегда ли в цветке есть все необходимые части? На самом деле, не всегда.

Задание: Моделируем цветки:

  • С простым околоцветником, где есть только венчик;

  • С двойным околоцветником;

  • С простым околоцветником, где есть только чашечка;

  • С двойным околоцветником;

На доске прикреплены цветки с двойным околоцветником, яркими венчиками и простым околоцветником, представленным только чашечкой.

Учитель. Ребята, представьте, что вы - пчелы, которые собирают с цветков нектар. Какой цветок для вас был бы более интересным, заметным? (С ярким околоцветником). Значит, это важно для цветков, которые опыляются насекомыми.

А как же быть тем цветкам, у которых нет яркого венчика? (Пахнуть).

А если околоцветник простой и состоит только из чашечки? (Приспособиться к другому способу опыления. Опыление ветром, например)


Учитель. Так что же такое цветок? Что бы дать грамотное определение, нужно сказать, что это и для чего это. (Цветок – орган растения, выполняющий функцию размножения).

Учитель. Найдите в своих «Консультационных листах» сектор 2. Запишите определение «Цветок – это орган растения, выполняющий функцию размножения».

Учитель. Все части цветка – это единая команда, у которой есть общая цельразмножение. В цветке есть главные части и дополнительные. Какие части цветка, на ваш взгляд, главные? (Те, которые отвечают за размножение: пестик и тычинки). А почему венчик и чашечка являются дополнительными частями? (Защищают главные части и выполняют рекламную функцию, привлекают насекомых для опыления).

Учитель. Мы с вами рассмотрели строение цветка на модели. А сейчас продолжим изучение строения цветка на живых объектах. Мы должны справиться с Лабораторной работой №6. Найдите сектор 2, 3, 4 и 5 в своих консультационных листах.

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с темой лабораторной работы

Раздать цветки

4.2. Этап выполнения Лабораторной работы №6 «Строение цветка».

Задача: обеспечить усвоение представления о строении цветка через выполнение лабораторной работы.

Прогнозируемый результат: изучат строение цветка через выполнение лабораторной работы.

Учитель. Познакомьтесь с целью работы. (Пока ученики читают, учитель раздает живые цветки герани, каланхое, галантуса (подснежника), препаровальные иглы, пинцеты, лупы.

Лабораторная работа №6

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Цель: изучить строение цветка – органа семенного размножения покрытосеменных растений.

Оборудование: цветки герани, препаровальные иглы, пинцеты, лупы.





Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенный цветок герани, подпишите его части(1-3 балла).

    Пестик

Цветоножка

Чашелистики чашечки

Лепестки венчика

Тычинка

  1. Определите тип околоцветника цветка герани (4 балла).

Околоцветник простой/ двойной (Нужное подчеркнуть)

  1. Найдите главные части цветка герани: пестики и тычинки (5-6 баллов).

Рассмотрите тычинки цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.144, пункт «ТЫЧИНКА». Соедините название частей тычинки с рисунком.

  

Пыльцевое зерно (Пыльца)



Пыльник с пыльцой

Тычиночная нить




Рассмотрите пестик цветка герани под лупой. Прочитайте текст учебника на с.145, пункт «ПЕСТИК». Соедините название частей пестика с рисунком.

Столбик



Рыльце

Завязь

  1. Ответьте на вопросы. (7 баллов).

Тычинка, это мужская или женская часть цветка?

Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)

Пестик, это мужская или женская часть цветка?

Женская/ мужская (нужное подчеркнуть)

  1. Сделайте вывод (8 баллов)

Вывод: Цветок—это ……………………………………, части которого приспособлены к выполнению функции ………………………………..

  1. Дайте ответы на вопросы (9-10 баллов)

Какая структура в цветке является женским гаметофитом? _______________.

Какая структура в цветке является мужским гаметофитом?

_______________.

Какое значение для растения имеет близкое расположение гаметофитов?

Учитель. Так что же в цветке главное: пестик или тычинка? (И пестик и тычинка, потому что в них образуются половые клетки – гаметы, при слиянии которых развивается зародыш семени).

Учитель. Как называется тип размножения растений, при котором образуются, а затем сливаются половые клетки? Верно ли выражение «ЦВЕТОК – это орган цветка, который отвечает за половое размножение»?

Учитель. А сейчас поменяйтесь своими работами. Проверим их по ключу на слайде презентации и выставим отметки.

Учитель. Вы видели когда-нибудь такой цветок как ГАЛАНТУС? А я думаю, что видели. Вот он (показать живой галантус). Рассмотрим его околоцветник. Чем околоцветник галантуса отличается от изученного нами околоцветника герани? (У него простой околоцветник)

Учитель. Если в цветке есть и пестик и тычинка, то такой цветок называют ОБОЕПОЛЫМ. Есть в природе такие цветки, у которых потерялся пестик. Соберите их на своих моделях.

Как вы думаете, как они называются? (Тычиночные или мужские).

А если потеряются тычинки? Смоделируйте и покажите (Пестичные или женские).

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то оно называется ОДНОДОМНЫМ. А если на разных – ДВУДОМНЫМ. (Демонстрация однодомных и двудомных цветков на моделях, которые крепятся на ватмане).

Учитель. Мы рассмотрели строение цветка. А сейчас, давайте еще раз вспомним его основные части.

Загадки: Королева, но ношу

Мужское имя я.

По столбику и завязи

Легко узнать меня. (Пестик)


Между завязью и рыльцем

От тычинки часть таится.

Дайте мне ответ сейчас –

Что там спряталось от нас? (Столбик)


У пестика в основе

Она из года в год,

А если вдруг погибнет-

Не разовьётся плод. (Завязь)


Я очень для цветка важна –

Для опыления нужна.

Стройна я, как тростинка.

Зовут меня … (Тычинка)


Ох! – кто-то простонал в цветке,-

Вам хорошо, вы – налегке.

А я – с огромною сумой,

Набитой доверху пыльцой. (Пыльник)


  1. Закрепление новых знаний (5 минут)

Учитель. Посмотрите на слайд. Какая структура изображена под номером …


Учитель. Какие элементы цветка здесь не обозначены?

Учитель. Посмотрите на задачи урока, которые мы вместе сформулировали в начале урока. Выполнив это задание, мы смогли решить хотя бы одну из них?

Учитель. Сейчас я буду читать функцию частей цветка, а кто догадается, поднимает эту часть и показывает.

  • Часть цветка, которая выполняет вспомогательные а не главные функции (Околоцветник)

  • Часть цветка, при помощи которой цветок крепится к стеблю (Цветоножка)

  • Часть цветка, в котором образуется пыльца (Тычинка)

  • Часть цветка, в котором развивается яйцеклетка (Пестик)

  • Часть цветка, выполняющая рекламную функцию (Лепестки)

  • Часть цветка, которая выполняет функцию защиты пестика и тычинок (Околоцветник)

  • Вместе с лепестками составляет околоцветник (Чашечка)

Учитель. На решение какой задачи урока направлено было это задание?

Учитель. Какая задача урока осталась частично не решенной? Выскажите ваши предположения, помогающие это исправить. (Нужно вернуться к моделям на ватмане. Возвращаются. Проговаривают еще раз вместе с учителем).

  1. Информация о домашнем задании. (1 минута) Сектор

§47, новые термины, вопросы на странице 147. (обязательно); написать мини-сочинение «Если бы я был цветком, я сказал бы людям …», расшифровать формулу цветка

  1. Подведение итогов учебной деятельности. (3минуты)

Задача: осмысление содержания усвоенного материала и определение его личностной значимости для учащихся, анализ и оценка успешности учащихся.

Прогнозируемый результат: учащиеся понимают значение полученных знаний, реально оценивают свою деятельность, определяют отметки по результатам своей работы.

Формы, методы обучения: индивидуальная, фронтальная, беседа.



Учитель. Вернемся к задачам урока. Смогли ли мы их достичь? (Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель. Вернемся к вопросу, ответить на который в начале урока мы не смогли: почему именно появление цветка дало возможность покрытосеменным растениям стать самой распространенной и многочисленной группой растений? (Близкое расположение гаметофитов, повышается вероятность оплодотворения, а значит развитие плода)


  1. Рефлексия.(3 минуты)

Учитель. А сейчас, возьмите, пожалуйста, свои консультационные листы, согните их (учитель показывает, как нужно согнуть) и разрежьте (учитель показывает, где нужно разрезать). Получилась книжечка.

Учитель. Самый лучший подарок – это книга, особенно если она сделана своими руками. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.







































Приложение 1.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!