Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня мы будем изучать новую тему из раздела «Жизнь на Земле».
- Объявление темы урока, ее цели.
- Объяснение нового материала:
I. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).
- А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.
Сегодня уже известно в организме около 200 разновидностей клеток, которые дышат, питаются, растут, делятся и умирают. Когда клетка вырастает, она делится на две дочерние, те вновь делятся, образуя новые клетки. Благодаря делению клеток растет и весь организм. Клетки отличаются друг от друга по форме и размерам, внешнему виду и выполняемым функциям.
Есть особые клетки-половые. Женская половая клетка называется яйцеклетка, мужская - сперматозоид. Соединяясь, они дают начало новым организмам. Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом. А вот яйцеклетку курицы очень хорошо видно невооруженным глазом. Самая большая яйцеклетка в яйце страуса и вмещает 30 куриных яиц. Хорошо видны яйцеклетки рыб- икринки, которые бывают у разных рыб разных размеров. Все они содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.
II. Строение клетки.
Любой организм имеет органы:
Растение- корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Животные и человек - различные внутренние органы, которые образуют системы органов.
Клетка тоже имеет свои «органы», которые называются органоидами.
Каждая клетка имеет три главных части:
1. оболочку, которая «одевает» клетку и придает ей прочность;
2. цитоплазму - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3. ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.
Также клетки имеют:
- митохондрии, которые отвечают за дыхание клетки;
- лизосомы - выполняют процесс пищеварения;
- клеточный центр- центр координации всех процессов клетки;
- эндоплазматическая сеть - обеспечивает транспортную функцию по обмену веществ;
- аппарат Гольджи – это пузырьки и полости, в которых накапливаются и используются вещества клеткой;
- в растительной клетке есть пищеварительная вакуоль, которая служит в клетке для пищеварения;
- хлоропласты – имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления питательных веществ на свету (показ слайдов и таблицы)
III. Практическая работа.
Тема: Рассматривание клетки кожицы лука под микроскопом.
Работа в тетради.
Цель: определить структуру клетки;
найти ядро, цитоплазму, пищеварительную вакуоль;
определить размеры клетки;
зарисовать увиденные клетки в тетради.
IV. Работа с раздаточным материалом
V. Работа с учебником.
С. 106. Что изображено на рисунках?
Проверь свои знания?
С. 107 ПОДУМАЙТЕ. Вопрос 2
ИТОГ УРОКА
Оценки за урок. Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока учителя биологии по теме: «Клетка, ее строение».»
Открытый урок учителя биологии по теме:
«Клетка, ее строение».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы будем изучать новую тему из раздела «Жизнь на Земле».
Объявление темы урока, ее цели.
Объяснение нового материала:
I. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).
- А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.
Сегодня уже известно в организме около 200 разновидностей клеток, которые дышат, питаются, растут, делятся и умирают. Когда клетка вырастает, она делится на две дочерние, те вновь делятся, образуя новые клетки. Благодаря делению клеток растет и весь организм. Клетки отличаются друг от друга по форме и размерам, внешнему виду и выполняемым функциям.
Есть особые клетки-половые. Женская половая клетка называется яйцеклетка, мужская - сперматозоид. Соединяясь, они дают начало новым организмам. Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом. А вот яйцеклетку курицы очень хорошо видно невооруженным глазом. Самая большая яйцеклетка в яйце страуса и вмещает 30 куриных яиц. Хорошо видны яйцеклетки рыб- икринки, которые бывают у разных рыб разных размеров. Все они содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.
II. Строение клетки.
Любой организм имеет органы:
Растение- корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Животные и человек - различные внутренние органы, которые образуют системы органов.
Клетка тоже имеет свои «органы», которые называются органоидами.
Каждая клетка имеет три главных части:
1. оболочку, которая «одевает» клетку и придает ей прочность;
2. цитоплазму - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3. ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.
Также клетки имеют:
митохондрии, которые отвечают за дыхание клетки;
лизосомы - выполняют процесс пищеварения;
клеточный центр- центр координации всех процессов клетки;
эндоплазматическая сеть - обеспечивает транспортную функцию по обмену веществ;
аппарат Гольджи – это пузырьки и полости, в которых накапливаются и используются вещества клеткой;
в растительной клетке есть пищеварительная вакуоль, которая служит в клетке для пищеварения;
хлоропласты – имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления питательных веществ на свету (показ слайдов и таблицы)
III. Практическая работа.
Тема: Рассматривание клетки кожицы лука под микроскопом.
Работа в тетради.
Цель: определить структуру клетки;
найти ядро, цитоплазму, пищеварительную вакуоль;
определить размеры клетки;
зарисовать увиденные клетки в тетради.
IV. Работа с раздаточным материалом
V. Работа с учебником.
С. 106. Что изображено на рисунках?
Проверь свои знания?
С. 107 ПОДУМАЙТЕ. Вопрос 2
ИТОГ УРОКА
Оценки за урок. Домашнее задание.