СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 10 классе по теме «Особенности строения клеток представителей разных царств».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа позволяет систематизировать материал о строении и функциональных особенностях клеток представителей разных царств.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 10 классе по теме «Особенности строения клеток представителей разных царств».»

Автор-составитель учитель биологии высшей категории Страгулина Е. В.МБОУ «Школа №60» г. Ростова-на-Дону



Разработка урока в 10 классе по теме «Особенности строения клеток представителей разных царств».

Цель: расширить и углубить знания об особенностях строения клеток представителей разных царств, в зависимости от способа жизнедеятельности.

Задачи:

  • Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот;

  • Распознавать по немому рисунку органоиды клетки представителей разных царств;

  • Доказывать взаимосвязь строения органоида с выполняемой функцией;

  • Раскрыть особенности строения органоидов и клетки представителя каждого царства.

Тип урока: комплексное применение ЗУН.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Средства обучения: Каменский А. А, Криксунов Е. А, 10-11 класс. электронное учебное издание «Биология. Основные закономерности. 10 кл.» (Изд-ль: ООО «Дрофа», ООО «Физикон», 2011); авторская презентация к уроку «Особенности строения клеток представителей разных царств».

Ход урока.



  1. Актуализация опорных знаний учащихся. Фронтальная беседа по вопросам:

    1. Сколько насчитывают царств органического мира? Перечислите их.

    2. Назовите характерные признаки каждого из царств.

  2. Сообщение темы. Совместное определение цели и задач урока.

  3. Изучение нового материала.

    1. Вступительное слово учителя: представители всех царств – что общего у них в строении? (Ожидаемый ответ – клетка в основе строения)

    2. Вступительное слово учителя: представители всех царств – основное отличие в строении? (Ожидаемый ответ – наличие или отсутствие ядра клетки).

    3. Рассказ учителя о двух уровнях клеточной организации (Схема на доске).

    4. Учащиеся самостоятельно выполняют схему в тетради:





    1. Задание: схематично выполните строение клетки прокариот

    2. Задание: на основе первой клетки схематично выполните строение ядра клетки эукариот

    3. Задание: на основе первой клетки схематично выполните строение клетки эукариот.

Клеточная теория

  1. Клетка – единица строения всех живых организмов.

  2. Клетки сходны по строению, химическому составу и обмену веществ.

  3. Новые клетки образуются путем деления исходных, материнских.

  4. В сложных многоклеточных организмах специализируются и образуют ткани.



    1. Первое положение клеточной теории

Зарисуйте схематично строение клетки прокариот

Зарисуйте схематично строение клетки животного.

Зарисуйте схематично строение клетки растения.

Зарисуйте схематично строение клетки грибов.



Сообщения презентации учащихся о строении клеток - эукариот (строение ядра, просматривая аналогию с бактериальной клеткой).

Сообщения презентации учащихся о строении клеток - эукариот (строение ядра, просматривая аналогию с бактериальной клеткой).

Сообщения презентации учащихся о строении клеток – эукариот (сходные органоиды)

Сообщения презентации учащихся о строении клеток – эукариот (сходные органоиды общие для всех клеток: митохондрии, ЭПС)

Сообщения презентации учащихся о строении клеток – эукариот (особые органоиды, связанные со способом питания).

Выводы:

  1. Общим для всех клеток является наличие четырех органоидов (мембрана, поры, наследственный аппарат, рибосомы).

  2. Все клетки – эукариоты имеют ядро, митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическую сеть.

В зависимости от способа жизнедеятельности

Клетка растений:

  1. Наличие пластид, что связано с автотрофным питанием

  2. Наличие вакуоли с клеточным соком

  3. Клеточной стенки из клетчатки, что придает ей четкую форму



Клетка грибов:

  1. Клеточной стенки из хитина, что придает ей форму

  2. Слабое развитие аппарата Гольджи, что связано с микотрофным способом питания.

Клетка животных:

  1. Наличие гликокаликса (смазки) на мембране.

Закрепление изученного материала проходит с использованием авторской презентации «Особенности строения клеток представителей разных царств».

Тест

  1. Какие органоиды клетки растений связаны с питанием

    1. Ядро

    2. Хлоропласт

    3. Цитоплазма

    4. Рибосомы

  2. Органоид, который есть во всех клетках

    1. Ядро

    2. хлоропласт

    3. Цитоплазма

    4. лизосома

  3. Органоид, с которым связано клеточное дыхание

    1. Ядро

    2. Митохондрия

    3. Цитоплазма

    4. ЭПС

  4. Органоид клетки бактерии, выполняющий многие функции

    1. Цитоплазма

    2. Клеточная стенка

    3. Мезосома

    4. Рибосома

Рефлексия и подведение итогов.

Домашнее задание: Повторить параграф 18. Устно ответить на вопросы 1 – 4 на ст. 75.

  • Повторить из 9 класса способы размножения

  • Повторить из 9 класса способы деления

  • Органоиды клетки связанные с размножением

  • Роль нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!