СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 6 классе по теме "Побег, его строение и развитие"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с учётом требований ФГОС. На занятии проводится практическая работа по изучению строения вегетативной и генеративной почек. Рассматривается материал об исскустве создавать сады.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 6 классе по теме "Побег, его строение и развитие"»

Разработка урока биологии в 6 классе

Автор: учитель биологии Умпелева М.В.

Тема: Побег, его строение и развитие.

Использованы элементы кейс-метода.

Цель: На основе актуализации знаний об органах растения показать роль побега в жизни растения; познакомить учащихся со строением побега в связи с выполняемыми им функциями. Оказать помощь учащимся в формировании представлений о побеге как сложном органе растения. Способствовать формированию у учащихся знаний о видах почек и их значении в жизни растений.

Создать условия для развития умений учащихся на основании полученных сведений выявлять взаимосвязь строения и функций растительного организма; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами. Продолжить работу над развитием критического мышления: формировать умение анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные выводы, развивать речь, творческую активность.

Создать условия для развития личностных качеств учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать воспитанию внутренней мотивации к учению через подбор содержания учебного материала.


Задачи:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для углубления знаний учащихся об органах растения, особенностях их строения в связи с выполняемыми функциями; о побеге как сложной системе органов, взаимосвязанных друг с другом; о функциях побегов и их значении для растения в целом. Способствовать формированию понятия о растительной почке как зачаточном побеге, видах почек, их значении в жизни растения. Давать определения понятиям, характеризующим строение побега и обобщать их.

  • Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе). Преобразование практической задачи в познавательную (работа с кейсом, просмотр видеофрагментов, работа с терминами, выяснение особенностей строения побега и почек). Умение самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над кейсом.

  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в процессе работы над заданиями учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

    • Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры.

    • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности (работа с кейсом), культуры обмена мнениями.

    • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

  • Метапредметные:

    • Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели.

    • Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами.

    • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе.

    • Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

    • Развитие ИКТ-компетентности.

  • Предметные:

    • Умение описывать строение побега, почек, приводить примеры различных видов почек.

    • Определять части побега на рисунках и натуральных объектах.

    • Изучать и описывать строение вегетативной и генеративной почек, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.

    • Умение объяснять особенности развития побега из почки и приёмы управления развитием побега, сравнивать приёмы формирования побега – обрезку, прищипку, пасынкование, указывать практическое значение применения этих приёмов.

    • Объяснять роль спящих почек в жизни растения.

Оборудование:

  • Мультимедиа /телевизор, компьютер/;

  • Компьютерная презентация

  • Кейс “Побег, его строение и развитие” (Приложение 1);

  • Рабочие листы (Приложение 2);

  • Модель (рисунок) растения;

ЭОР:

  • Побег http://www.youtube.com/watch?v=xHCIh-kdVEc&index=26&list=PL_QCOTUIndSFq4HU1dCfdxj3YWFtN6XkD

  • Строение растительной почки http://www.youtube.com/watch?v=hqVDUhktjqA

  • Таблицы “Побег”. “Строение почек”

  • Натуральные объекты.

Методы:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос (работа с терминами);

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, ситуативный анализ.

Формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.

  • фронтальная: отвечают на вопросы;

  • кооперативно-групповая: осуществляют работу с кейсом, самооценку и взаимооценку знаний;

Используемые педагогические технологии и методы:

  • технология развивающего обучения;

  • технология коллективного обучения;

  • проектное обучение;

  • кейс-метод.











Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

2 минуты

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;

Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений и процессы жизнедеятельности, протекающие в них.

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.

О чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема и цель урока? Ваши предположения? А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, вот подсказка: это – часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек.

Рассматривают таблицы, иллюстрации, высказывают предположения.

Называют побег как часть растения.

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

2 минуты

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Объектом нашего исследования сегодня является побег растения. Презентация (слайд 1)

Мы определили тему нашего урока. Какую цель мы можем поставить? (слайд 2)

Цель: расширить представление о побеге растения, его частях; познакомиться со строением почек растения, их видами, значением в жизни растений.

Учащиеся предполагают, что речь идёт о побеге растения.

Формулируют цель урока.

Работа по усвоению новых знаний

10 минут

Ребята, сегодня вам предстоит не только приобретать теоретические знания, но и попытаться дать рекомендации по применению их на практике.

Учитель мотивирует учащихся на совместную работу в группах (На столах разложены листы. Впишите в них свои фамилии. Определите, кто будет координатором деятельности группы. Координатор будет контролировать выполнение работы и оценивание работы членов группы на разных этапах). Разъясняет алгоритм деятельности.

Первый этап – повторение пройденного материала: на листе для работы подписать части побега, затем проверить по шаблону и оценить. (слайд 3)

Задание учащимся:

1. Вспомните строение побега и выполните задание №1 в листе для работы.

Время работы – 2 минуты.

Учитель организует проверку задания (в группе обмениваются листочками), работу со слайдом презентации.

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником и листом для работы

Второй этап

1. У вас на столах лежат ветки различных деревьев и кустарников. Какую информацию вы можете предложить на обозрение, имея под руками такой природный материал?

Наводящие вопросы:

  • какой побег называется годичным?

  • можно ли узнать возраст побега по внешнему виду?

  • Можно ли возраст побега сосчитать по рубцам, оставшимся после опадания чешуй верхушечной почки?

Предлагает сосчитать возраст и годовой прирост побега, полученного командой. Раздаёт побеги каждой команде. (слайд 4)

Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по закреплению знаний о строении побега и почек растения.

Что же мы узнали?

Хвалит учащихся за успешную работу


2. Выполните лабораторную работу. Рассмотрите почки сирени (целые и разрезанные).

Выполните задание в конвертах и отчитайтесь по поставленному вопросу.

Время работы – 6 мин (2,5 + 3,5). Проверка правильности (слайд 5)

Рассматривают ветки, выдвигают предположения: можно рассмотреть почки и где они находятся на стебле, можно увидеть листовые рубцы, почечное кольцо и определить возраст ветки.


Годичный побег – это побег, выросший из почки за одно лето.


Высказывают свои предположения.

Подсчитывают возраст побега, измеряют прирост за один год.

Делают обобщение и выводы из коллективной работы.



Рассматривают почки сирени. Работают с учебником и аппликацией.


Учитель организует первичную проверку полученных знаний. (слайд 6)

Работа с вопросами:

  • найдите черты сходства и отличия вегетативной и генеративной почек;

  • почему почка – это зачаточный побег?

Сравнивают строение генеративной и вегетативной почек, называют черты их сходства и различия.



Аргументируют утверждение “почка – это зачаточный побег”

Работа по усвоению новых знаний

20 минут

Третий этап – работа над решением проблемной ситуации, описываемой в кейсе (возможность создания фигур зверей путём фигурной стрижки-обрезки 10-летних кустов смородины и крыжовника).

Учитель приглашает ребят совершить виртуальную экскурсию и рассказывает о топиарном искусстве. Рассказ сопровождается показом презентации. (слайды 7-12) Затем учитель знакомит учащихся с ситуацией, описываемой в кейсе. Приложение 1

 

Вопросы кейса:

  1. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?

  2. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?

  3. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?

Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли они подготовить маме сюрприз к дню рождения? (слайд 13)

Работают с учебником и дополнительными материалами кейса. Готовят аргументированный ответ, кто из девочек прав, можно ли из 10-ти летних кустов смородины и крыжовника путём обрезки сформировать фигуры зверей. Приложение 2

Работа с учебником и материалами кейса.

Время работы – 10 минут

Учитель организует коллективное обсуждение итогов работы: выслушивает мнение всех команд, разбирает возможные варианты ответа.

Затем озвучивает примерный алгоритм решения проблемы, задавая вопросы, необходимые для планирования и осуществления работ по созданию топиария. В ходе этой работы акцентирует внимание на знаниях, которые могут пригодиться при выращивании цветочной, овощной рассады, формировании кроны плодовых деревьев. (слайды 15-21)

Вывод по вопросу кейса (в этом году к Дню рождения сделать фигурную обрезку сирени в виде фигур зверей не удастся, т.к. в мае уже поздно приступать к работе, для формирования потребуется несколько лет, смородина и крыжовник уже достаточно взрослые, нужно либо ждать поросли, либо выбрать иную форму работы). (слайд 22)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды презентации.

 

 

Участвуют в аргументации вывода по заданию кейса.

Подведение итогов урока.

Рефлексия содержания учебного материала.

4 минуты

Организует совместную работу учащихся по формулированию вывода по уроку. (слайд 23)

Вывод по уроку:

Побег у растений – сложная система, состоящая из стебля, листьев и почек;

Почка – это зачаточный побег;

Верхушечные почки увеличивают длину растения;

Боковые почки обеспечивают ветвление растения.

Рефлексия (работа с презентацией) (слайды 24-27)

Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни?

Формулируют выводы по уроку.

 

 

 

 

 

 

Ребята выполняют задания, применяя знания, полученные в ходе урока.

Высказывают свою точку зрения.

Информация о д/з.

2 минуты

Параграф 8. (слайд 28)

Завершить работу с рабочими листами Приложение 2.

Задание на с. 73 (проведите наблюдение)

Записывают задание.

Рефлексия эмоционального состояния и деятельности.

5 минут

За окном осень. С деревьев опадают листья, и так не хочется, чтобы ветки оставались голыми. Давайте мы составим свой осенний букет. К веткам прикрепите листики того цвета, на который вы себя сегодня чувствовали на уроке:

Жёлтый – настроение – ВО!

Синий – всё хорошо, но чего – то не хватало.

Коричневый – неважное настроение.

Предлагает учащимся ответить на вопросы (слайд 29)

Осуществляют рефлексию







Литература.

  1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] /И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.

  2. Некоторые особенности фигурной стрижки кустов [Электронный ресурс] Режим доступа http://dachadecor.ru/kustarniki/nekotorie-osobennosti-figurnoy-strizhki-kustov

  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] Режим доступа www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc

  4. Топиарные фигуры из кустарников и травянистых растений [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://dizaynland.ru/topiarnoe-iskusstvo/figury-iz-kustarnikov

  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDQQFjADahUKEwjZ-aPFqpLJAhWpm3IKHYdSDWo&url=http%3A%2F%2Fwww.school8nk.narod.ru%2Fstandart.docx&usg=AFQjCNFs5UsEWUEBX_igHPDJW0mBx9ij2Q&bvm=bv.107467506,d.bGQ&cad=rj



























































ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ

1. Подпишите части побега


1

2

3

4

5

6

1



2



3



4



5



6






ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ

1. Подпишите части побега


1

2

3

4

5

6

1



2



3



4



5



6






ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ

1. Подпишите части побега


1

2

3

4

5

6

1



2



3



4



5



6





1



2



3



4



5



6






2. Подпишите части почек

































































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Кейс «Побег, его строение и развитие»


Топиарное искусство (англ. top - вершина, латинск. topiarius — садовник ландшафтного орнамента) - фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

    Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита.   В Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов и среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ.

Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса. Несколько позже, в XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с её регулярными садами. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому - Петродворец с его зелёными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами.  

В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса.

Классический топиарий дошёл и до наших дней, его можно встретить во многих странах и городах мира и России. В настоящее время интерес к нему переживает некий модный бум.


Пятиклассницам сёстрам – близняшкам Кате и Лизе в конце учебного года пришла идея: сделать подарок своей маме на день рождения, которое будет 1 октября. Мама любит свой старый сад – ему 10 лет. При закладке сада сразу же было посажено много кустов смородины и крыжовника. Катя предложила поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты в фигуры зверей. Лиза просмотрела информацию по данной теме в Интернете, прочитала учебник биологии и сказала сестре, что к осени в этом году кусты превратить в фигуры зверей не получится. Однако, Катя настаивала на своём.

Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли девочки подготовить маме сюрприз на день рождения ?


Задания:

1. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?

2. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?

3. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?


Учебник с. 45-46


К топиарному искусству относится любая искусственная формовка растений. И хотя строгой классификации топиарных фигур не существует, но их можно разделить по технике формовки и стрижки на следующие разновидности:

Классификация



Классическая (традиционная)

Каркасная с наполнителем («Грин – Арт»)


Каркасная




Классическая техника

Применяется испокон веков уже более 2000 лет. Эта техника подразумевает стрижку и формирование уже выращенных, взрослых кустарников. По достижению кустарником пятилетнего возраста его можно начинать формировать.

Для создания строгих геометрических форм (куб, шар, конус, цилиндр) используют такие нехитрые приспособления как: верёвка, деревянные рейки, краска или мел для разметки, ленты (для спиральных форм). Деревянные рейки или натянутые отрезки верёвки играют роль направляющих, по которым и стрижётся кустарник. После стрижки рейки удаляются, и впоследствии состригают только растущие, выбивающиеся из формы побеги. Иногда в этой технике применяется и стягивание ветвей.

Для формирования куба можно использовать одно растение, а можно для густоты объединить, например, 4, 5 или более единиц (в зависимости от густоты) и высадить их квадратом.

Сложные фигуры долго приходится формировать, пока они примут совершенный законченный вид. На это может уйти 5-7 лет. С геометрическими формами всё, конечно, проще и быстрее.


Каркасное топиари

Примерно в начале XIX века возник новый способ формирования – с помощью металлического проволочного основания. Каркасное топиари позволяет получить результат за более короткий срок, и, к тому же, не требует профессиональных навыков стрижки растений, с ним справится даже любитель в этой области. Каркасная техника заключается в следующем:

1. На растущий молодой кустарник «надевается» проволочный каркас и закрепляется в земле.

2. По мере роста растения его ветви направляются в «незаполненные» ещё формы, например, лапы или хвост.

3. А когда растущие побеги кустарника начинают выходить за формы, их подстригают.

4. После того как растение заполнит собой весь каркас, его можно снять и использовать повторно уже для другого растения.

В итоге появляется настоящее топиари, которое не отличишь от традиционного, созданного без каркаса.


Каркасное топиари с наполнителем «Грин – Арт»

1 вариант

Внутренний объём каркаса плотно заполняют мхом сфагнумом и всё, зелёная фигура готова! Время от времени её, конечно, нужно подстригать.

Сфагнум растёт и постепенно скрывает собой каркас так, что он становится не виден. И получается настоящая зелёная скульптура с привлекательной на вид и на ощупь текстурой.


2 вариант

В первом варианте сфагнум используется как самостоятельный элемент. Но если добавить к нему торф, то получится отличная основа (субстрат) для выращивания других растений, например: цветущих почвопокровных, травянистых однолетних и многолетних, суккулентных, вьющихся растений. Тогда топиари становится, своего рода, цветником.

 

3 вариант

Этот вариант ещё проще, для него даже наполнитель не потребуется. Проволочный каркас устанавливается в нужном месте. Рядом с ним, непосредственно в грунт или в горшках, высаживаются вьющиеся растения, лианы, и стеблями оплетается весь каркас. Если стебли ещё короткие, то их просто направляют внутрь каркаса, и они за пару месяцев самостоятельно оплетут проволочный каркас.

Такие скульптуры в стиле «Грин Арт» в нашем климате недолговечны, они создаются на один сезон. Однако если будет возможность убирать скульптуру на холодное время года в помещение, то она может сохраняться до 5 лет при должном уходе, разумеется. Учтите, что фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.


       Формированием кроны необходимо заниматься регулярно - это важное условие для получения хорошего результата. Оптимальными сроками для обрезки является вторая половина февраля-март, до начала сокодвижения. Фасонную незначительную стрижку можно проводить в период роста побегов. Для создания чётких форм обрезку совмещают с прищипыванием быстрорастущих побегов или удалением почек, мешающих правильному развитию.

Однако какой бы способ создания скульптуры вы не выбрали, вам потребуются терпение и аккуратность. Не стоит сразу пытаться создать сложную форму — скульптуры в виде шара смотрятся не менее эффектно и придадут вашему ландшафту оригинальность и законченность.

Стрижка и обрезка это несколько разные понятия:

  • Стрижка - все ветви обрезаются по одной длине. Стрижка проводится кусторезами и садовыми ножницами. Стрижкой создают прямую, ровную поверхность. Лучшее для нее время – период роста побегов.

  • Обрезка - каждая ветка обрезается на индивидуальную длину в соответствии с выбранной формой. Обрезка проводится секатором, применяется при создании фигур сложной формы. Лучшее время для обрезки – февраль или март.


Выбор растения для стрижки

Для топиарного искусства используют растения, которые хорошо поддаются стрижке и образуют плотную крону, обильно ветвятся и густо покрыты листвой. Мелколистные породы при регулярной стрижке образуют красивую плотную поверхность. Основные характеристики, которым должно соответствовать растение, это:

  • медленный рост;

  • способность образовывать замещающие (боковые) побеги на протяжении всей жизни;

  • наличие множества спящих почек на стволе;

  • теневыносливость.

  Существует довольно много растений, подходящих для топираного искусства:

  • Лиственные деревья: груша обыкновенная, яблоня лесная (дичок), ива, липа мелколистная, клен, вяз мелколистный, рябина, черёмуха.

  • Хвойные деревья и кустарники: ель обыкновенная, ель колючая, лиственница сибирская, можжевельник обыкновенный, туя западная, пихта.

  • Кустарники: смородина альпийская и золотистая, кизильник блестящий, барбарис, боярышник, пузыреплодник калинолистный, роза, сирень, спирея, жимолость, жасмин (чубушник).


Необходимые инструменты

  • Секатор, использующийся для подрезания веток

  • Садовый нож – нужен для обрезки побегов

  • Кусторез – пригодится для формирования кроны

  • Пила – нужна для ликвидации лишних толстых ветвей


Особенности стрижки растений для топиария

  • Стричь растения начинают с возраста пяти лет, когда уже развита сильная корневая система.

  • Для получения цветовых эффектов используйте несколько видов растений.

  • Обычно за сезон растение подвергается одной, максимум двум стрижкам, в зависимости от интенсивности роста. За одну стрижку не рекомендуется снимать более 1/3 объема растения, формирование должно происходить постепенно.

  • Лиственные деревья подвергаются обрезке один раз в год в весеннее время, пока почки не распустились. За счет прошлогодних ветвей они наращивают свой объём на 5 – 10 см.

  • Растения, используемые для создания живой изгороди, необходимо подстригать несколько раз в течение года. Первую фигурную стрижку кустов необходимо осуществить до распускания почек, оставив 5 см прироста с прошлого года. Следующая стрижка производится до уровня первой.

  • Растение должно равномерно освещаться, в сложных случаях сверху куста делают отверстия для проникновения света внутрь. Все это необходимо, чтобы не допустить оголения.

  • Для роста куста (дерева) до достижения определенной формы может потребоваться несколько лет, и в течение всего этого времени нужно следить за его формой и подравнивать с разных сторон.

  • Следует помнить, что стрижка — это стресс для растения, поэтому не стоит ею злоупотреблять. Своего «подопытного» необходимо регулярно поливать и подкармливать, так как растение после стрижки подвержено болезням и нападкам вредителей. Возможно потребуется ежегодно укрывать на зиму. 

Помните:

  • Приступив к обрезке, не старайтесь сразу до­биться идеальной формы. Это может привести к тому, что вы срежете больше, чем требуется.

  • Не расстраивайтесь, если после формирующей обрезки молодых растений в их кроне останутся пусто­ты — со временем ветвящиеся побеги их закроют.

  • В процессе стрижки отходите на несколько шагов от растения, чтобы лучше оценить результат.

  • Выбирайте для стрижки пасмурный, но не дождли­вый день. Помните, что растения должны быть сухими.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Пятиклассницам сёстрам – близняшкам Кате и Лизе в конце учебного года пришла идея: сделать подарок своей маме на день рождения, которое будет 1 октября. Мама любит свой старый сад – ему 10 лет. При закладке сада сразу же было посажено много кустов смородины и крыжовника. Катя предложила поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты в фигуры зверей. Лиза просмотрела информацию по данной теме в Интернете, прочитала учебник биологии и сказала сестре, что к осени в этом году кусты превратить в фигуры зверей не получится. Однако, Катя настаивала на своём.

Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли девочки подготовить маме сюрприз на день рождения ?

Задания (с. 45-46 учебника):

1. Какой побег называется годичным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к материалам кейса:

  • В чём отличие таких приёмов, как стрижка и обрезка растений?

  • Каким характеристикам должно соответствовать растение, выбранное для стрижки или обрезки?

  • Соответствуют ли смородина и сирень данным характеристикам?

  • С какого возраста можно стричь и обрезать растения для топиария?

  • Какое время понадобится для придания растению нужной формы?

Вывод по вопросу кейса:


Катя и Лиза ________________ подготовить маме сюрприз к дню рождения т.к. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Введение в образовательный процесс Федеральных об­разовательных стандартов требует необходимости по­иска новых форм и методов обучения.

Новые стандарты предусматривают значительное уве­личение нормативов времени на самостоятельную работу обучающихся (15 %), в том числе и по биологии. Весьма актуально использование кейс-технологии. Применение кейс-технологии на уроках биологии позволяет создавать ситуации, порождающие новые знания, формирует у уча­щихся коллективные навыки сотрудничества товарище­ской взаимопомощи. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуа­тивный анализ.

Кейс (от англ. сase — случай, обстоятельство) — со­вокупность учебных материалов, в которых сформули­рованы практические проблемы, предполагающие кол­лективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность — описание проблемной си­туации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключа­ется в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение не­скольких функций: обучающей, воспитывающей, органи­зующей и исследовательской.

Технология работы с кейсом в учебном процессе срав­нительно проста и включает в себя следующие этапы:

  1. индивидуальная самостоятельная работы студентов с материалами кейса

  2. работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

  3. презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профес­сионально, изучив специальную литературу, пройдя тре­нинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, ре­гламента и многих других факторов, определяющих воз­можности внедрения кейс-метод, их подготовки и прове­дения.

Рассмотрим кейс-технологии, активизирующие учебный процесс, которые можно использовать на уроках биологии:

  1. метод разбора деловой корреспонденции;

  2. метод ситуационного анализа.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Ученики получают от учителя папки с описанием си­туации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, ко­торые позволяют найти решение.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заклю­ченных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?

Вопросы:

Какую зависимость проследил Н. И. Лунин?

Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заклю­ченных острова Ява?

Какие документы могут в этом помочь?

Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.

Документы: перечень продуктов питания жителей ост­рова Явы, перечень продуктов питания заключенных, по­дробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позво­ляет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием си­туации и задача, требующая решения. В тексте могут опи­сываться уже осуществленные действия, принятые ре­шения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Как выясняют при­чины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А. Д.

«В мае1990 г. средства массовой информации опо­вестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в ог­ромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для бе­ломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и ан­тропогенного характера». (Наумов А. Д. Вечно живое Белое море / А. Д. Наумов, В. В. Федяков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца твор­чества юных, 1993)

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?

Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и ре­шения в дискуссии друг с другом.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в пись­менной, так и в устной форме. В последнее время среди студентов все популярнее становятся мультимедийные предоставления результатов работы. Знакомство с кей­сами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать как готовые кейсы, так и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, ин­тересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля. Новые информационные технологии, широко исполь­зуемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. Це­ленаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать учебную мотивацию у студентов техникума.

Используя одну лишь картинку, можно составить не­сколько задач по генетике или предложить свою задачу в картинках.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Не­обходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, ха­рактер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании тради­ционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!