Разработка урока биологии в 6 классе
Автор: учитель биологии Умпелева М.В.
Тема: Побег, его строение и развитие.
Использованы элементы кейс-метода.
Цель: На основе актуализации знаний об органах растения показать роль побега в жизни растения; познакомить учащихся со строением побега в связи с выполняемыми им функциями. Оказать помощь учащимся в формировании представлений о побеге как сложном органе растения. Способствовать формированию у учащихся знаний о видах почек и их значении в жизни растений.
Создать условия для развития умений учащихся на основании полученных сведений выявлять взаимосвязь строения и функций растительного организма; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами. Продолжить работу над развитием критического мышления: формировать умение анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные выводы, развивать речь, творческую активность.
Создать условия для развития личностных качеств учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать воспитанию внутренней мотивации к учению через подбор содержания учебного материала.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для углубления знаний учащихся об органах растения, особенностях их строения в связи с выполняемыми функциями; о побеге как сложной системе органов, взаимосвязанных друг с другом; о функциях побегов и их значении для растения в целом. Способствовать формированию понятия о растительной почке как зачаточном побеге, видах почек, их значении в жизни растения. Давать определения понятиям, характеризующим строение побега и обобщать их.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе). Преобразование практической задачи в познавательную (работа с кейсом, просмотр видеофрагментов, работа с терминами, выяснение особенностей строения побега и почек). Умение самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над кейсом.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в процессе работы над заданиями учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности (работа с кейсом), культуры обмена мнениями.
Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Метапредметные:
Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели.
Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе.
Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Развитие ИКТ-компетентности.
Предметные:
Умение описывать строение побега, почек, приводить примеры различных видов почек.
Определять части побега на рисунках и натуральных объектах.
Изучать и описывать строение вегетативной и генеративной почек, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.
Умение объяснять особенности развития побега из почки и приёмы управления развитием побега, сравнивать приёмы формирования побега – обрезку, прищипку, пасынкование, указывать практическое значение применения этих приёмов.
Объяснять роль спящих почек в жизни растения.
Оборудование:
Мультимедиа /телевизор, компьютер/;
Компьютерная презентация
Кейс “Побег, его строение и развитие” (Приложение 1);
Рабочие листы (Приложение 2);
Модель (рисунок) растения;
ЭОР:
Побег http://www.youtube.com/watch?v=xHCIh-kdVEc&index=26&list=PL_QCOTUIndSFq4HU1dCfdxj3YWFtN6XkD
Строение растительной почки http://www.youtube.com/watch?v=hqVDUhktjqA
Таблицы “Побег”. “Строение почек”
Натуральные объекты.
Методы:
по источнику знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос (работа с терминами);
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, ситуативный анализ.
Формы организации деятельности учащихся:
коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.
фронтальная: отвечают на вопросы;
кооперативно-групповая: осуществляют работу с кейсом, самооценку и взаимооценку знаний;
Используемые педагогические технологии и методы:
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап 2 минуты | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений и процессы жизнедеятельности, протекающие в них. Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя. |
О чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема и цель урока? Ваши предположения? А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, вот подсказка: это – часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек. | Рассматривают таблицы, иллюстрации, высказывают предположения. Называют побег как часть растения. |
Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся 2 минуты | Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Объектом нашего исследования сегодня является побег растения. Презентация (слайд 1) Мы определили тему нашего урока. Какую цель мы можем поставить? (слайд 2) Цель: расширить представление о побеге растения, его частях; познакомиться со строением почек растения, их видами, значением в жизни растений. | Учащиеся предполагают, что речь идёт о побеге растения. Формулируют цель урока. |
Работа по усвоению новых знаний 10 минут | Ребята, сегодня вам предстоит не только приобретать теоретические знания, но и попытаться дать рекомендации по применению их на практике. Учитель мотивирует учащихся на совместную работу в группах (На столах разложены листы. Впишите в них свои фамилии. Определите, кто будет координатором деятельности группы. Координатор будет контролировать выполнение работы и оценивание работы членов группы на разных этапах). Разъясняет алгоритм деятельности. Первый этап – повторение пройденного материала: на листе для работы подписать части побега, затем проверить по шаблону и оценить. (слайд 3) Задание учащимся: 1. Вспомните строение побега и выполните задание №1 в листе для работы. Время работы – 2 минуты. Учитель организует проверку задания (в группе обмениваются листочками), работу со слайдом презентации. | Работают с учебником и листом для работы |
Второй этап 1. У вас на столах лежат ветки различных деревьев и кустарников. Какую информацию вы можете предложить на обозрение, имея под руками такой природный материал? Наводящие вопросы: какой побег называется годичным? можно ли узнать возраст побега по внешнему виду? Можно ли возраст побега сосчитать по рубцам, оставшимся после опадания чешуй верхушечной почки? Предлагает сосчитать возраст и годовой прирост побега, полученного командой. Раздаёт побеги каждой команде. (слайд 4) Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по закреплению знаний о строении побега и почек растения. Что же мы узнали? Хвалит учащихся за успешную работу 2. Выполните лабораторную работу. Рассмотрите почки сирени (целые и разрезанные). Выполните задание в конвертах и отчитайтесь по поставленному вопросу. Время работы – 6 мин (2,5 + 3,5). Проверка правильности (слайд 5) | Рассматривают ветки, выдвигают предположения: можно рассмотреть почки и где они находятся на стебле, можно увидеть листовые рубцы, почечное кольцо и определить возраст ветки. Годичный побег – это побег, выросший из почки за одно лето. Высказывают свои предположения. Подсчитывают возраст побега, измеряют прирост за один год. Делают обобщение и выводы из коллективной работы. Рассматривают почки сирени. Работают с учебником и аппликацией. |
Учитель организует первичную проверку полученных знаний. (слайд 6) Работа с вопросами: | Сравнивают строение генеративной и вегетативной почек, называют черты их сходства и различия. Аргументируют утверждение “почка – это зачаточный побег” |
Работа по усвоению новых знаний 20 минут | Третий этап – работа над решением проблемной ситуации, описываемой в кейсе (возможность создания фигур зверей путём фигурной стрижки-обрезки 10-летних кустов смородины и крыжовника). Учитель приглашает ребят совершить виртуальную экскурсию и рассказывает о топиарном искусстве. Рассказ сопровождается показом презентации. (слайды 7-12) Затем учитель знакомит учащихся с ситуацией, описываемой в кейсе. Приложение 1 | |
Вопросы кейса: Благодаря чему осуществляется ветвление растения? Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются? Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений? Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли они подготовить маме сюрприз к дню рождения? (слайд 13) | Работают с учебником и дополнительными материалами кейса. Готовят аргументированный ответ, кто из девочек прав, можно ли из 10-ти летних кустов смородины и крыжовника путём обрезки сформировать фигуры зверей. Приложение 2 |
Работа с учебником и материалами кейса. Время работы – 10 минут Учитель организует коллективное обсуждение итогов работы: выслушивает мнение всех команд, разбирает возможные варианты ответа. Затем озвучивает примерный алгоритм решения проблемы, задавая вопросы, необходимые для планирования и осуществления работ по созданию топиария. В ходе этой работы акцентирует внимание на знаниях, которые могут пригодиться при выращивании цветочной, овощной рассады, формировании кроны плодовых деревьев. (слайды 15-21) Вывод по вопросу кейса (в этом году к Дню рождения сделать фигурную обрезку сирени в виде фигур зверей не удастся, т.к. в мае уже поздно приступать к работе, для формирования потребуется несколько лет, смородина и крыжовник уже достаточно взрослые, нужно либо ждать поросли, либо выбрать иную форму работы). (слайд 22) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды презентации. Участвуют в аргументации вывода по заданию кейса. |
Подведение итогов урока. Рефлексия содержания учебного материала. 4 минуты | Организует совместную работу учащихся по формулированию вывода по уроку. (слайд 23) Вывод по уроку: Побег у растений – сложная система, состоящая из стебля, листьев и почек; Почка – это зачаточный побег; Верхушечные почки увеличивают длину растения; Боковые почки обеспечивают ветвление растения. Рефлексия (работа с презентацией) (слайды 24-27) Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни? | Формулируют выводы по уроку. Ребята выполняют задания, применяя знания, полученные в ходе урока. Высказывают свою точку зрения. |
Информация о д/з. 2 минуты | Параграф 8. (слайд 28) Завершить работу с рабочими листами Приложение 2. Задание на с. 73 (проведите наблюдение) | Записывают задание. |
Рефлексия эмоционального состояния и деятельности. 5 минут | За окном осень. С деревьев опадают листья, и так не хочется, чтобы ветки оставались голыми. Давайте мы составим свой осенний букет. К веткам прикрепите листики того цвета, на который вы себя сегодня чувствовали на уроке: Жёлтый – настроение – ВО! Синий – всё хорошо, но чего – то не хватало. Коричневый – неважное настроение. Предлагает учащимся ответить на вопросы (слайд 29) | Осуществляют рефлексию |
Литература.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] /И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф, 2015. – 192 с.: ил.
Некоторые особенности фигурной стрижки кустов [Электронный ресурс] Режим доступа http://dachadecor.ru/kustarniki/nekotorie-osobennosti-figurnoy-strizhki-kustov
Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] Режим доступа www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc
Топиарные фигуры из кустарников и травянистых растений [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://dizaynland.ru/topiarnoe-iskusstvo/figury-iz-kustarnikov
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDQQFjADahUKEwjZ-aPFqpLJAhWpm3IKHYdSDWo&url=http%3A%2F%2Fwww.school8nk.narod.ru%2Fstandart.docx&usg=AFQjCNFs5UsEWUEBX_igHPDJW0mBx9ij2Q&bvm=bv.107467506,d.bGQ&cad=rj
ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ
1. Подпишите части побега

1
2
3
4
5
6
ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ
1. Подпишите части побега

1
2
3
4
5
6
ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ
1. Подпишите части побега

1
2
3
4
5
6
2. Подпишите части почек




ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Кейс «Побег, его строение и развитие»
Топиарное искусство (англ. top - вершина, латинск. topiarius — садовник ландшафтного орнамента) - фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.
Впервые об орнаментальном садоводстве упоминается в древнеримских документальных источниках, датированных 38 г до н. э. В документах описаны итальянские виллы, украшением которых были зелёные фигуры животных, птиц, вазонов, кораблей, а также человеческие фигуры, созданные из кустов самшита. В Римскую империю этот тип ландшафтного искусства попал предположительно из Персии и Древнего Египта. Когда Римская империя начала завоевание Ближнего Востока, римляне пригнали множество рабов и среди них были и мастера, владеющие техникой фантазийной стрижки, которые стали садовниками Цезаря и других знатных особ.
Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса. Несколько позже, в XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с её регулярными садами. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому - Петродворец с его зелёными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами.
В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса.
Классический топиарий дошёл и до наших дней, его можно встретить во многих странах и городах мира и России. В настоящее время интерес к нему переживает некий модный бум.
Пятиклассницам сёстрам – близняшкам Кате и Лизе в конце учебного года пришла идея: сделать подарок своей маме на день рождения, которое будет 1 октября. Мама любит свой старый сад – ему 10 лет. При закладке сада сразу же было посажено много кустов смородины и крыжовника. Катя предложила поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты в фигуры зверей. Лиза просмотрела информацию по данной теме в Интернете, прочитала учебник биологии и сказала сестре, что к осени в этом году кусты превратить в фигуры зверей не получится. Однако, Катя настаивала на своём.
Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли девочки подготовить маме сюрприз на день рождения ?
Задания:
1. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?
2. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?
3. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?
Учебник с. 45-46
К топиарному искусству относится любая искусственная формовка растений. И хотя строгой классификации топиарных фигур не существует, но их можно разделить по технике формовки и стрижки на следующие разновидности:
Классификация
Классическая (традиционная)
Каркасная с наполнителем («Грин – Арт»)
Каркасная

Классическая техника
Применяется испокон веков уже более 2000 лет. Эта техника подразумевает стрижку и формирование уже выращенных, взрослых кустарников. По достижению кустарником пятилетнего возраста его можно начинать формировать.
Для создания строгих геометрических форм (куб, шар, конус, цилиндр) используют такие нехитрые приспособления как: верёвка, деревянные рейки, краска или мел для разметки, ленты (для спиральных форм). Д
еревянные рейки или натянутые отрезки верёвки играют роль направляющих, по которым и стрижётся кустарник. После стрижки рейки удаляются, и впоследствии состригают только растущие, выбивающиеся из формы побеги. Иногда в этой технике применяется и стягивание ветвей.
Для формирования куба можно использовать одно растение, а можно для густоты объединить, например, 4, 5 или более единиц (в зависимости от густоты) и высадить их квадратом.
Сложные фигуры долго приходится формировать, пока они примут совершенный законченный вид. На это может уйти 5-7 лет. С геометрическими формами всё, конечно, проще и быстрее.
Каркасное топиари
Примерно в начале XIX века возник новый способ формирования – с помощью металлического проволочного основания. Каркасное топиари позволяет получить результат за более короткий срок, и, к тому же, не требует профессиональных навыков стрижки растений, с ним справится даже любитель в этой области. Каркасная техника заключается в следующем:
1. На растущий молодой кустарник «надевается» проволочный каркас и закрепляется в земле.
2. По мере роста растения его ветви направляются в «незаполненные» ещё формы, например, лапы или хвост.
3. А когда растущие побеги кустарника начинают выходить за формы, их подстригают.
4. После того как растение заполнит собой весь каркас, его можно снять и использовать повторно уже для другого растения.
В итоге появляется настоящее топиари, которое не отличишь от традиционного, созданного без каркаса.
Каркасное топиари с наполнителем «Грин – Арт»
1 вариант
Внутренний объём каркаса плотно заполняют мхом сфагнумом и всё, зелёная фигура готова! Время от времени её, конечно, нужно подстригать.
Сфагнум растёт и постепенно скрывает собой каркас так, что он становится не виден. И получается настоящая зелёная скульптура с привлекательной на вид и на ощупь текстурой.
2 вариант
В первом варианте сфагнум используется как самостоятельный элемент. Но если добавить к нему торф, то получится отличная основа (субстрат) для выращивания других растений, например: цветущих почвопокровных, травянистых однолетних и многолетних, суккулентных, вьющихся растений. Тогда топиари становится, своего рода, цветником.
3 вариант
Этот вариант ещё проще, для него даже наполнитель не потребуется. Проволочный каркас устанавливается в нужном месте. Рядом с ним, непосредственно в грунт или в горшках, высаживаются вьющиеся растения, лианы, и стеблями оплетается весь каркас. Если стебли ещё короткие, то их просто направляют внутрь каркаса, и они за пару месяцев самостоятельно оплетут проволочный каркас.
Такие скульптуры в стиле «Грин Арт» в нашем климате недолговечны, они создаются на один сезон. Однако если будет возможность убирать скульптуру на холодное время года в помещение, то она может сохраняться до 5 лет при должном уходе, разумеется. Учтите, что фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.
Формированием кроны необходимо заниматься регулярно - это важное условие для получения хорошего результата. Оптимальными сроками для обрезки является вторая половина февраля-март, до начала сокодвижения. Фасонную незначительную стрижку можно проводить в период роста побегов. Для создания чётких форм обрезку совмещают с прищипыванием быстрорастущих побегов или удалением почек, мешающих правильному развитию.
Однако какой бы способ создания скульптуры вы не выбрали, вам потребуются терпение и аккуратность. Не стоит сразу пытаться создать сложную форму — скульптуры в виде шара смотрятся не менее эффектно и придадут вашему ландшафту оригинальность и законченность.
Стрижка и обрезка это несколько разные понятия:
Стрижка - все ветви обрезаются по одной длине. Стрижка проводится кусторезами и садовыми ножницами. Стрижкой создают прямую, ровную поверхность. Лучшее для нее время – период роста побегов.
Обрезка - каждая ветка обрезается на индивидуальную длину в соответствии с выбранной формой. Обрезка проводится секатором, применяется при создании фигур сложной формы. Лучшее время для обрезки – февраль или март.
Выбор растения для стрижки
Для топиарного искусства используют растения, которые хорошо поддаются стрижке и образуют плотную крону, обильно ветвятся и густо покрыты листвой. Мелколистные породы при регулярной стрижке образуют красивую плотную поверхность. Основные характеристики, которым должно соответствовать растение, это:
Существует довольно много растений, подходящих для топираного искусства:
Лиственные деревья: груша обыкновенная, яблоня лесная (дичок), ива, липа мелколистная, клен, вяз мелколистный, рябина, черёмуха.
Хвойные деревья и кустарники: ель обыкновенная, ель колючая, лиственница сибирская, можжевельник обыкновенный, туя западная, пихта.
Кустарники: смородина альпийская и золотистая, кизильник блестящий, барбарис, боярышник, пузыреплодник калинолистный, роза, сирень, спирея, жимолость, жасмин (чубушник).
Необходимые инструменты
Секатор, использующийся для подрезания веток
Садовый нож – нужен для обрезки побегов
Кусторез – пригодится для формирования кроны
Пила – нужна для ликвидации лишних толстых ветвей
Особенности стрижки растений для топиария
Стричь растения начинают с возраста пяти лет, когда уже развита сильная корневая система.
Для получения цветовых эффектов используйте несколько видов растений.
Обычно за сезон растение подвергается одной, максимум двум стрижкам, в зависимости от интенсивности роста. За одну стрижку не рекомендуется снимать более 1/3 объема растения, формирование должно происходить постепенно.
Лиственные деревья подвергаются обрезке один раз в год в весеннее время, пока почки не распустились. За счет прошлогодних ветвей они наращивают свой объём на 5 – 10 см.
Растения, используемые для создания живой изгороди, необходимо подстригать несколько раз в течение года. Первую фигурную стрижку кустов необходимо осуществить до распускания почек, оставив 5 см прироста с прошлого года. Следующая стрижка производится до уровня первой.
Растение должно равномерно освещаться, в сложных случаях сверху куста делают отверстия для проникновения света внутрь. Все это необходимо, чтобы не допустить оголения.
Для роста куста (дерева) до достижения определенной формы может потребоваться несколько лет, и в течение всего этого времени нужно следить за его формой и подравнивать с разных сторон.
Следует помнить, что стрижка — это стресс для растения, поэтому не стоит ею злоупотреблять. Своего «подопытного» необходимо регулярно поливать и подкармливать, так как растение после стрижки подвержено болезням и нападкам вредителей. Возможно потребуется ежегодно укрывать на зиму.
Помните:
Приступив к обрезке, не старайтесь сразу добиться идеальной формы. Это может привести к тому, что вы срежете больше, чем требуется.
Не расстраивайтесь, если после формирующей обрезки молодых растений в их кроне останутся пустоты — со временем ветвящиеся побеги их закроют.
В процессе стрижки отходите на несколько шагов от растения, чтобы лучше оценить результат.
Выбирайте для стрижки пасмурный, но не дождливый день. Помните, что растения должны быть сухими.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Пятиклассницам сёстрам – близняшкам Кате и Лизе в конце учебного года пришла идея: сделать подарок своей маме на день рождения, которое будет 1 октября. Мама любит свой старый сад – ему 10 лет. При закладке сада сразу же было посажено много кустов смородины и крыжовника. Катя предложила поупражняться в топиарном искусстве и превратить кусты в фигуры зверей. Лиза просмотрела информацию по данной теме в Интернете, прочитала учебник биологии и сказала сестре, что к осени в этом году кусты превратить в фигуры зверей не получится. Однако, Катя настаивала на своём.
Кто из девочек прав: Катя или Лиза? Смогут ли девочки подготовить маме сюрприз на день рождения ?
Задания (с. 45-46 учебника):
1. Какой побег называется годичным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В
опросы к материалам кейса:
В чём отличие таких приёмов, как стрижка и обрезка растений?
Каким характеристикам должно соответствовать растение, выбранное для стрижки или обрезки?
Соответствуют ли смородина и сирень данным характеристикам?
С какого возраста можно стричь и обрезать растения для топиария?
Какое время понадобится для придания растению нужной формы?
Вывод по вопросу кейса:
Катя и Лиза ________________ подготовить маме сюрприз к дню рождения т.к. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Введение в образовательный процесс Федеральных образовательных стандартов требует необходимости поиска новых форм и методов обучения.
Новые стандарты предусматривают значительное увеличение нормативов времени на самостоятельную работу обучающихся (15 %), в том числе и по биологии. Весьма актуально использование кейс-технологии. Применение кейс-технологии на уроках биологии позволяет создавать ситуации, порождающие новые знания, формирует у учащихся коллективные навыки сотрудничества товарищеской взаимопомощи. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс (от англ. сase — случай, обстоятельство) — совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность — описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работы студентов с материалами кейса
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.
Рассмотрим кейс-технологии, активизирующие учебный процесс, которые можно использовать на уроках биологии:
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?
Вопросы:
Какую зависимость проследил Н. И. Лунин?
Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?
Какие документы могут в этом помочь?
Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.
Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Например, при изучении темы «Как выясняют причины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А. Д.
«В мае1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А. Д. Вечно живое Белое море / А. Д. Наумов, В. В. Федяков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993)
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
В чем заключается проблема?
Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?
Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии друг с другом.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время среди студентов все популярнее становятся мультимедийные предоставления результатов работы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать как готовые кейсы, так и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля. Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать учебную мотивацию у студентов техникума.
Используя одну лишь картинку, можно составить несколько задач по генетике или предложить свою задачу в картинках.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.