-
1.Организационный момент урока и мотивация к учебной деятельности. | 1 | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! Сейчас я произнесу фразу, в которой пропущено одно слово, вам предлагается произнести это слово: «Кто владеет …, тот владеет миром». (ИНФОРМАЦИЕЙ). (слайд №1) В начале урока нам предстоит убедиться в том, что все вы действительно хорошо «владеете информацией» по изучаемой теме. | Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (убеждение в значимости учения) | Фронтальная | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | Слушают учителя, настраиваются на работу. |
2. Актуализация знаний. | 5 | Организовать актуализацию знаний | На интерактивной доске вы увидите вопросы по теме «Силы», составленные в форме квиза; каждый вопрос появляется на экране отдельно, а время ответа на вопрос ограничено (слайды №2,3,4,5,6). Ваша задача дать правильный ответ за отведённое время (по 30 с на вопрос). А теперь проведём взаимопроверку. Вот правильные ответы (слайды №7, 8,9,10,11). Молодцы! | Методы контроля (письменные ответы на вопросы викторины с последующей взаимопроверкой) | Фронтальная | Организует письменный опрос учащихся на уроке | Отвечают на вопросы, викторины с последующей взаимопроверкой по образцу и выставлением баллов за викторину. |
3. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Изучение нового материала. | 12 | Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения Организовать деятельность учащихся по изучению нового материала. | Следующее задание: Перед вами таблица, в которой есть пустые ячейки. Ваша задача: заполнить пустые ячейки (один ученик работает у доски, остальные на местах) (Слайд № 12). (В ходе выполнения предложенного задания обучающиеся сталкиваются с проблемой, они не знают, какое слово нужно вставить в последнюю ячейку таблицы, т.к. мы ещё не изучали, каким прибором измеряют силу). Значит, нам необходимо узнать о новом физическом приборе. Таким образом, обучающиеся сами формулируют тему урока «Прибор для измерения силы». Учитель: Название этого прибора «Динамометр» (от греч. «динамис» – сила, «метрео» – измеряю). Итак, тема урока определена: «Динамометр. Измерение силы динамометром». Давайте попробуем определить цели и задачи урока (дети высказываются, учитель фиксирует): - познакомиться с новым измерительным прибором; - рассмотреть принцип его действия; - научиться пользоваться им; - выполнить практическое задание (слайд № 13). Предложите способы измерения силы (дети предлагают разное, приходят к возможности использовать пружину). Проведем наблюдение: Подвесим груз к пружине (учитель проводит демонстрацию опыта и задаёт вопросы). (слайд № 14). - Почему груз, подвешенный к пружине, растягивает ее? - Как называется сила, с которой груз действует на пружину? - Какая сила при этом возникает в пружине? - Как направлены эти силы? (Учитель прикрепляет приготовленные картонные стрелочки к грузу); - Почему пружина перестаёт растягиваться и груз останавливается? При равновесии две силы, направленные в противоположные стороны, уравновешивают друг друга. - Определите вес груза массой 100 г; - Что произойдет с растяжением пружины, если подвесить груз массой 200 г? -А как, используя пружину, определить вес тела неизвестной массы? слайд (№15). Подсказка: Посмотрите внимательно на приборы, представленные на слайде (№16). Что общего у всех измерительных приборов? Правильно! Наличие шкалы (оцифрованных делений). Основной частью всех динамометров является пружина и есть шкала (слайд №17). И сейчас вам предстоит самостоятельно изготовить простейший динамометр, всё необходимое имеется у вас на столах. Но перед такой ответственной работой нужно немного передохнуть и размяться. | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковый) | Фронтальная, парная | Задает вопросы учащимся для объяснения явлений и наблюдений. | Учащимся предлагается ответить на вопросы и объяснить наблюдения. Учащиеся в парах. выдвигают гипотезы, предложения. Оформляют краткие записи в тетрадях, делают чертежи. Совместно с учителем планируют учебные действия Формулируют тему урока. |
4.Физкультминутка | 1 | Организовать физкультминутку | (слайд №18) Давайте немного отдохнем, а заодно продемонстрируем различные виды деформаций, изученных ранее: «А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, потянулись, В стороны, вперед, назад качнулись, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело». | Смена деятельности | Фронтальная | Организует физкультминутку | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют движения за учителем и синхронно называют виды деформаций |
5. Первичное закрепление знаний. | 15 | Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Выполнение лабораторной работы №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром», составление отчета (слайд №19). | Репродуктивные методы обучения | Фронтальная, групповая | Предлагает выполнить задание на закрепление новой темы, задает вопросы. | Выполняют задания в тетрадях для лабораторных работ, грамотно аргументируя свои рассуждения. |
6. Контроль и самопроверка знаний. | 5 | Организовать самостоятельную работу учащихся. | 1.Самопроверка правильности сделанной шкалы: вес груза сверяют по заводской шкале динамометра. 2.Самостоятельное определение веса тел 3. Формулирование выводов урока. | Самостоятельная работа | Индивидуальная и парная | Предлагает определить вес груза, чтобы проверить правильность определения изготовленного динамометра. | Выполняют задание |
6. Рефлексия | 5 | Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Ответим на вопросы (слайд №20): 1. Что такое динамометр? Каков его принцип действия? (слайд №21) 2. Как изготовить простейший динамометр? 3.Можем ли мы использовать динамометр не только для измерения веса тела? Что мы можем измерять динамометром? Приведите примеры (сила тяжести, сила трения). Продолжите высказывания: | Дискуссия | Фронтальная | Организует рефлексию | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. |
7. Домашнее задание | 1 | Сообщить задания домашней работы | (слайд №22) §30, (? устно), упражнение11 (письменно). Творческое задание для желающих: Подготовить мини-проект на тему «Сила в наших руках» (возможная форма: презентация, кроссворд, викторина, таблица, изготовление прибора, макета) | Демонстрация | Фронтальная | Сообщает задания домашней работы | Записывают домашнее задание. |