СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»»

Автор – Лищинская Елена Олеговна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с.Преображенка

2019 г.


Урок в 7 классе по теме

«Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели деятельности педагога:

1.Формировать умение постановки запятой в сложном предложении;

2. Углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о структурном различии простого и сложного предложения.

3.Развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении;

уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;

употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;

определять грамматические основы сложных предложений;

составлять схемы союзных сложных предложений;

составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Метапредметные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей;

планирование и регуляция свей деятельности;

владение устной и письменной речью;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

уважительное отношение к русскому языку;

потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию.


Организационная структура урока:

1.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.


Беседа.

Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?

Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.

Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.

- Какие союзы называются сочинительными, какие – подчинительными?

-Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении?

Объяснительный диктант

( Тест на слайде)

Подчеркните грамматические основы предложения. Поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.


Красота тела может привлечь поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души (Э.Кант).

Никакая внешняя прелесть не может быть полной , если она не оживлена внутренней красотой (В.Гюго).

Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп).

Красота – единственное, что привязывай людей к жизни и заставляет её ценить…( И.Ефремов).


Учитель выслушивает ответы, сопровождает деятельность учащихся.

рассуждают над смыслом высказываний, приводят примеры из художественной литературы.


Учитель: Красота - это всё прекрасное, что нас окружает. Красивыми могут быть люди. Но, кроме того, понятие « красота» применяется к характеристике внутреннего мира человека, отличающегося нравственностью. Истинно красив лишь тот человек, который отличается нравственностью.


2.Выявление места и причины затруднения

Беседа, ответы на вопросы.

Приём « Список»

Описание. Составление списка известной информации.


Пример. Учитель предлагает учащимся в течение 4 минут записать

всё ,что они знают по теме урока. После предлагается обсудить и систематизировать материал.

Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры.

Создается ситуация , в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и имеется возможность преодолеть пробелы в процессе учебной деятельности.

Физкультминутка.


3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником.

Формулируется цель дальнейшей учебной деятельности на уроке вместе с учащимися, принимающими её на себя.


Цель: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.



4.Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Индивидуальная работа у доски

Синтаксический разбор предложения у доски


Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.


Послушаем объяснение синтаксического разбора.

Учитель: Все то, что вы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».


5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Задание 1.

Определите, где союз связывает однородные члены предложения , а где- простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте , где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.

Полным кругом выкатилась над луговой стороной солнце и другой высокий берег ож…вился. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и пр…слонился к его перилам. Солнце светит уже (по) весеннему но в доме пасмурно. Погода пр…красная жаркая …жизнерадостная .Ранняя ива ра…пушилась и к ней пр…летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл…жила крылышки. Много у нас и лесов и полей. Ветер стихал и свежая пр…хлада начинала ра…пространят…ся в виноградниках.

Задание 2.

Напишите обстоятельства места в нужных падежах и с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.


Сегодня мы поедем (куда?)…и (куда?)…Этой зимой мы побывали (где?)…и (где?)…и ещё (где?).Я только что вернулся (откуда?)…а Толя приехал (откуда?).Владимир вернулся ( откуда?)…но не сумел съездить ( куда?).


Задание 3.

Перед вами текст. Прочитайте его.


Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.


1) Определите тему текста.

В этом тексте говорится о приходе весны.

2) Определите стиль текста.

Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка, олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.

3)Определите тип речи.

Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.

4) Выделить грамматические основы предложений.

5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

6) Определите роль союза в предложении.

7)Какова роль союзов в предложениях?



Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.


Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится …


Откройте учебник на стр. 151, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод (читают вслух).




6.Закрепление с комментированием.

1)Самостоятельная работа


Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.


1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.


2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.


3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.


2) Творческая практическая деятельность. Комментированное письмо у доски.

Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно поставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

2.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

3.Дорога покрылась белой пеленой. Пошёл сильный снег.

4.На пригорках появились первые проталины. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее.

5.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

6. Через окно я увидел. Большая серая птица села на ветку клена в саду.

7.Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы ничего нет.

Беседа, ответы на вопросы

- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?

- Где по отношению к главному может стоять придаточное предложение?

3.Тест

1. Закончите предложение.

Если сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая ….

2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.


1) Вода поднялась, и затопила бобровую хатку.


2) Наступает осень, и румянит кисти рябин.


3) На небе появляются первые звезды когда заходит солнце


4) Едва пригреет солнце заиграет в овраге вода.

5)Они проснулись тогда когда в избе было уже светло.


3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.

1) Вдруг подул тёплый ветер и принес тучи.


2) Когда наступает утро звёзды тускнеют в синем небе.


3)На пригорке появились первые проталины и цветы потому что солнце пригрело сильнее.


7. Рефлексивно-оценочный этап.

Выполнение теста по вариантам.

Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока.

Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным? Что уяснили на уроке? Какое пожелание можете себе дать с точки зрения изученного на уроке ?

Выводы учащихся.

  • Умеем различать группы сложных предложений;

  • Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;

  • Умеем составлять схемы предложений;


8.Домашнее задание.

1. Составьте 5-7 ССП и СПП.

2.Творческое задание в группах. Задание: составьте текст по данным схемам.

1. (Если…), […].

2. (Чтобы…), [...].

3. [Там, (где…), …].

4. […], (как будто…).

5. [… потому], (что…).

6. […], (так что…).

7. […], (хотя…).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!