Автор – Лищинская Елена Олеговна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с.Преображенка
2019 г.
Урок в 7 классе по теме
«Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Цели деятельности педагога:
1.Формировать умение постановки запятой в сложном предложении;
2. Углубить знания о постановке запятой в ССП и СПП предложениях, о сочинительных и подчинительных союзах, о структурном различии простого и сложного предложения.
3.Развивать умения отличать сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, сочинительные и подчинительные союзы, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
знать: об употреблении запятой межу предложениями в союзном сложном предложении;
уметь: находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;
употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;
определять грамматические основы сложных предложений;
составлять схемы союзных сложных предложений;
составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.
Метапредметные:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей , потребностей;
планирование и регуляция свей деятельности;
владение устной и письменной речью;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
уважительное отношение к русскому языку;
потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Организационная структура урока:
1.Актуализация знаний и пробное учебное действие
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Беседа.
Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?
Ответ: Мы должны повторить сочинительные и подчинительные союзы.
Повторить синтаксический разбор предложения, мы должны уметь выделять грамматическую основу предложения, определять границы простых предложений в составе сложных предложений, указывать средства связи между простыми предложениями.
- Какие союзы называются сочинительными, какие – подчинительными?
-Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении?
Объяснительный диктант
( Тест на слайде)
Подчеркните грамматические основы предложения. Поставьте вопросы в предложениях с подчинительными союзами.
Красота тела может привлечь поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души (Э.Кант).
Никакая внешняя прелесть не может быть полной , если она не оживлена внутренней красотой (В.Гюго).
Тонкость ума лучше, чем красота тела (Эзоп).
Красота – единственное, что привязывай людей к жизни и заставляет её ценить…( И.Ефремов).
Учитель выслушивает ответы, сопровождает деятельность учащихся.
рассуждают над смыслом высказываний, приводят примеры из художественной литературы.
Учитель: Красота - это всё прекрасное, что нас окружает. Красивыми могут быть люди. Но, кроме того, понятие « красота» применяется к характеристике внутреннего мира человека, отличающегося нравственностью. Истинно красив лишь тот человек, который отличается нравственностью.
2.Выявление места и причины затруднения
Беседа, ответы на вопросы.
Приём « Список»
Описание. Составление списка известной информации.
Пример. Учитель предлагает учащимся в течение 4 минут записать
всё ,что они знают по теме урока. После предлагается обсудить и систематизировать материал.
Учитель: Давайте послушаем монологический ответ о сочинительных и подчинительных союзах. Вы не просто слушаете, а помогаете приводить свои примеры.
Создается ситуация , в которой обучающиеся обнаруживают дефицит своих знаний и имеется возможность преодолеть пробелы в процессе учебной деятельности.
Физкультминутка.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником.
Формулируется цель дальнейшей учебной деятельности на уроке вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Цель: Мы должны углубить знания о постановке запятой в сложном предложении, научиться отличать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённое предложение от сложноподчиненного предложения, выделять грамматическую основу, правильно ставить знаки препинания между частями союзного сложного предложения и при однородных членах предложения, строить схемы простых и сложных предложений.
4.Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Индивидуальная работа у доски
Синтаксический разбор предложения у доски
Летят журавли над землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг они останавливаются в воздухе.
Послушаем объяснение синтаксического разбора.
Учитель: Все то, что вы сейчас повторили, поможет вам при работе над темой урока «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении».
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Задание 1.
Определите, где союз связывает однородные члены предложения , а где- простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы, расставьте , где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.
Полным кругом выкатилась над луговой стороной солнце и другой высокий берег ож…вился. Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и пр…слонился к его перилам. Солнце светит уже (по) весеннему но в доме пасмурно. Погода пр…красная жаркая …жизнерадостная .Ранняя ива ра…пушилась и к ней пр…летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл…жила крылышки. Много у нас и лесов и полей. Ветер стихал и свежая пр…хлада начинала ра…пространят…ся в виноградниках.
Задание 2.
Напишите обстоятельства места в нужных падежах и с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
Сегодня мы поедем (куда?)…и (куда?)…Этой зимой мы побывали (где?)…и (где?)…и ещё (где?).Я только что вернулся (откуда?)…а Толя приехал (откуда?).Владимир вернулся ( откуда?)…но не сумел съездить ( куда?).
Задание 3.
Перед вами текст. Прочитайте его.
Пришла весна, и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и взломали лед на тихой речке. Верба заторопилась и выпустила множество почек. На пригорке появились первые подснежники, потому что почувствовали пробуждение природы.
1) Определите тему текста.
В этом тексте говорится о приходе весны.
2) Определите стиль текста.
Стиль этого текста – художественный, потому что автор рисует словами яркие картины весны, используя эпитеты: яркое солнце, веселые ручьи, тихая речка, олицетворения: верба заторопилась и выпустила, они почувствовали, метафору-пробуждение природы.
3)Определите тип речи.
Тип речи - повествование, так как в тексте перечислены последовательные события.
4) Выделить грамматические основы предложений.
5) Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
6) Определите роль союза в предложении.
7)Какова роль союзов в предложениях?
Учитель: Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении.
Вывод: Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится …
Откройте учебник на стр. 151, прочитайте правило и скажите, правильно ли мы сделали вывод (читают вслух).
6.Закрепление с комментированием.
1)Самостоятельная работа
Запишите предложения, объяснив постановку знаков препинания.
1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
2.Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник.
3.Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
2) Творческая практическая деятельность. Комментированное письмо у доски.
Из данных предложений составьте сложноподчиненные предложения. Придаточные можно поставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.
1.В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.
2.Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.
3.Дорога покрылась белой пеленой. Пошёл сильный снег.
4.На пригорках появились первые проталины. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее.
5.Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.
6. Через окно я увидел. Большая серая птица села на ветку клена в саду.
7.Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы ничего нет.
Беседа, ответы на вопросы
- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
- Где по отношению к главному может стоять придаточное предложение?
3.Тест
1. Закончите предложение.
Если сочинительный союз связывает простые предложения в составе сложного, то запятая ….
2. Найдите пунктуационные ошибки в предложениях.
1) Вода поднялась, и затопила бобровую хатку.
2) Наступает осень, и румянит кисти рябин.
3) На небе появляются первые звезды когда заходит солнце
4) Едва пригреет солнце заиграет в овраге вода.
5)Они проснулись тогда когда в избе было уже светло.
3. Выделите грамматические основы , расставьте знаки препинания, над сочинительными союзами надпишите букву с., над подчинительными -п.
1) Вдруг подул тёплый ветер и принес тучи.
2) Когда наступает утро звёзды тускнеют в синем небе.
3)На пригорке появились первые проталины и цветы потому что солнце пригрело сильнее.
7. Рефлексивно-оценочный этап.
Выполнение теста по вариантам.
Учитель: Предлагаю вам выполнить тест, который поможет проверить, как вы усвоили материал урока.
Проанализируйте свою деятельность на уроке, скажите, достигли ли вы цели, поставленной в начале занятия. Скажите, какое задание было трудным, интересным? Что уяснили на уроке? Какое пожелание можете себе дать с точки зрения изученного на уроке ?
Выводы учащихся.
Умеем различать группы сложных предложений;
Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;
Умеем составлять схемы предложений;
8.Домашнее задание.
1. Составьте 5-7 ССП и СПП.
2.Творческое задание в группах. Задание: составьте текст по данным схемам.
1. (Если…), […].
2. (Чтобы…), [...].
3. [Там, (где…), …].
4. […], (как будто…).
5. [… потому], (что…).
6. […], (так что…).
7. […], (хотя…).