СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 7 классе (конспект+презентация) на тему: "Квадрат суммы"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку математики в 7 классе. Разработка представлена в виде урока-исследования, что позволяет учащимся самим проанализировать материал и сделать соотетствующие выводы.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ[1]»

1

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ: «ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ»

Цель урока: Вывести формулы квадратов суммы и разности двух выражений.

Сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.

Воспитывать активность, внимательность, самостоятельность.

Развивать математическую речь, память, интерес к математике, умение логически рассуждать.

Ход урока.

Введение.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен».

Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные.

Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько. Сегодня нам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул.

I. Устные упражнения.

1. Найдите квадраты выражений.

b ; - 3 ; 6а ; 7х2 у3.

2. Найдите произведение 5 b и 3 с. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

3. Прочитайте выражения.

а) х + у в) (к + 1)2 д) (а –b)2

б) с2 + р2 г) р – у е) с2 – х2

4. Объясните, как умножить многочлен на многочлен.

5. Перемножить данные многочлены (а –4) · (а+3).

6. Что такое тождество?

II. Новый материал.

Исследовательская работа.

Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. В них входят ребята с разной математической подготовкой. Каждой группе предлагается заполнить на доске две строки таблицы, перемножив пары двучленов, приведённых в этой строке. После того как ребята справились с заданиями, один из них выходит к доске и записывает в правом столбце таблицы полученный ответ. Средняя часть таблицы закрыта.

Задание: Найти произведение данных многочленов.

1

2

3

(m + n)(m + n)

(m + n)2

m2 + 2mn + n2

(c + d)(c + d)

(c + d)2

c2 + 2cd + d2

(8 + m)(8 + m)

(8 + m)2

64 + 16m + m2

(n + 5)(n + 5)

(n + 5)2

n2 + 10n + 25

(х + у)(х + у)

(х + у)2

х2 + 2ху + у2

(p + q)(p + q)

(p + q)2

P2 + 2pq + q2



Вопросы: 1) Есть ли нечто общее в условиях и ответах? (произведение двух одинаковых двучленов; в результате получился трехчлен)

2) Можно ли выражения в I cтолбце записать короче? ( Можно)

Получив ответы, учитель открывает II столбец.

( Открыть II столбец)

- Вы уже приступили к исследованию темы урока, поскольку находили произведение двух одинаковых двухчленов (1 столбец таблицы), т.е. возводили в квадрат сумму. (2 столбец таблицы).

Обсуждение полученных результатов

Анализ III столбца:

  1. После приведения подобных членов подсчитайте, сколько получилось членов в каждом многочлене? (ответ: трёхчлен)

  2. Что представляет собой 1й, 2й и 3й члены по сравнению с 1-м и 2-м выражениями, стоящими в основании соответствующей степени?



1-й член – квадрат первого выражения.

2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений.

3-й член – квадрат второго выражения.

Итог.

Учащиеся записывают общую формулу квадрата суммы двух чисел и дают словесное описание. (презентация, слайд № 2)



(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 - формула сокращённого

умножения.



(подчёркивается, что эта формула в дальнейшем будет применяться для возведения в квадрат суммы двух выражений).



Исследование начинается с вопросов.

1) Изменяется ли результат, если возвести в квадрат не (а + b)2, а (а – b)?

2) Как можно проверить наше предположение?

(Выясняется, что можно проверить воспользовавшись таблицей, если во всех скобках левого столбца знаки «+» поменять на « - »).



Учащиеся (проверка происходит в группах) проверяют результат и выясняют, что «-» стоит только перед удвоенным произведением.

(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2

-Для чего нужны формулы? ( Для упрощения выражений)





Задание: Сформулируйте эти две формулы, а затем прочитайте по учебнику на стр. 153 – 154.

Приступаем к работе с учебником.

Первый шаг. Ученики выполняют упражнение: «Разделить правило чёрточками на отдельные указания».

Квадрат суммы двух выражений ║ равен квадрату первого выражения ║ плюс удвоенное произведение первого и второго выражений ║ плюс квадрат второго выражения.

Расстановку чёрточек сверяют (слайд № 3)

Второй шаг. Учитель даёт образец выполнения упражнения с помощью подготовленного к работе правила.(Слайд № 4)

Третий шаг. В соответствии с образцом, указанным учителем, вызванный ученик читает правила по учебнику и, останавливаясь после каждой чёрточки, выполняет соответствующую часть упражнения:

«Квадрат суммы двух выражений (убеждается, что дан именно квадрат суммы

2 + 2хy)2, а не что-либо другое) равен квадрату первого выражения (записывает: (х2)2) плюс удвоенное произведение первого и второго выражений (выполняет это указание: 2 (х2) (2 хy)) плюс квадрат второго выражения (записывает: (2 хy)2 и упрощает полученное выражение х4 + 4 х3y + 4 х2y2)

Остальные следят за работой отвечающего на доске:

а) (х2 + 2хy)2

б) (8х + 3)2

в) (10х – 7 y)2

III Закрепление нового материала

Каждый работает самостоятельно, получив тестовое задание.



  1. Выбрать правильный ответ.

ТЕСТ

Фамилия, имя _________________________________

Задания

Л,К

И

Д

1) (с + 11)2

c2 + 11c +121

c2 - 22c + 121

c2 +22c + 121

2) (7y + 6)2

49y2 + 42y + 36

49y2 + 84y + 36

49y2 – 84y +36

3) (9 – 8y)2

81 – 144y + 64y2

81 – 72y + 64y2

81 + 144y + 64y2

4) (2x – 3y)2

4x2 -12xy + 9y2

4x2 + 6xy + 9y2

4x2 – 6xy + 9y2



  1. Выберите ответ:

I. Раскройте скобки в выражении (2х – 5у)2.

А. 4х2 – 25у2 В. 4х2 – 20ху + 25у2

Б. 2х2 – 10ху +5у2 Г . 4х2 – 10ху + 25у2



II. В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное:

Д. 3(х –у) = 3х - у Ж . (х – у)2 = х2 – у2

Е. ( х + 3)2 = х2 + 6ху + 9у2 З. (х – 3)(х + 3) = 9 - х2



ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6









Результаты работы с тестами учащиеся записывают на доске.

1

2

3

4

5

6

Д


И


Л,К


К,Л


В


Е

Ответ ЕВКЛИД (презентация, слайд №6)

IV. Итог урока Домашнее задание.

§ 32, №799



(Формулы выводятся с помощью проектора на экран).

Чему равен квадрат суммы?

Чему равен квадрат разности?

Является ли формула квадрата суммы тождеством?


Просмотр содержимого презентации
«урок квадрат суммы»

«Квадрат суммы. Квадрат разности.»

«Квадрат суммы. Квадрат разности.»

КВАДРАТ СУММЫ  КВАДРАТ РАЗНОСТИ Макарычев Ю.Н. Учебник. Алгебра 7 класс

КВАДРАТ СУММЫ КВАДРАТ РАЗНОСТИ

Макарычев Ю.Н. Учебник. Алгебра 7 класс

ФОРМУЛА КВАДРАТА СУММЫ

ФОРМУЛА КВАДРАТА СУММЫ

ПРАВИЛО  Учебник стр. 153   Квадрат суммы двух выражений || равен квадрату первого выражения || плюс удвоенное произведение первого и второго выражения || плюс квадрат второго выражения .

ПРАВИЛО Учебник стр. 153

Квадрат суммы двух выражений || равен квадрату первого выражения || плюс удвоенное произведение первого и второго выражения || плюс квадрат второго выражения .

ОБРАЗЕЦ

ОБРАЗЕЦ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ I. Раскройте скобки в выражении (2х – 5у) 2 . А. 4х 2 – 25у 2 В . 4х 2 – 10ху + 25у 2  Б. 2х 2 – 10ху +5у 2 Г. 4х 2 – 20ху + 25у 2  II. В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное: А. 3(х –у) = 3х - у В. ( х + 3) 2 = х 2 + 6ху+9у 2  Б. (х – 3)(х + 3) = 9 - х 2 Г. (х – у) 2 = х 2 – у 2

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

I. Раскройте скобки в выражении (2х – 5у) 2 .

А. 4х 2 – 25у 2 В . 4х 2 – 10ху + 25у 2

Б. 2х 2 – 10ху +5у 2 Г. 4х 2 – 20ху + 25у 2

II. В каком случае выражение преобразовано в тождественно равное:

А. 3(х –у) = 3х - у В. ( х + 3) 2 = х 2 + 6ху+9у 2

Б. (х – 3)(х + 3) = 9 - х 2 Г. (х – у) 2 = х 2 – у 2

ЕВКЛИД Утверждение, которое выражается формулой квадрата суммы, было известно ещё в древности. Оно описано, например, древнегреческим учёным Евклидом (III в. До н.э.).

ЕВКЛИД

Утверждение, которое выражается формулой квадрата суммы, было известно ещё в древности. Оно описано, например, древнегреческим учёным Евклидом (III в. До н.э.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!