9 класс.
Тема урока: «Понятие хозяйства. Его структура».
Тип урока: традиционный урок с использованием информационных технологий.
Цель урока:
познакомить обучающихся с задачами курса «География России. Хозяйство и географические районы;
выяснить сущность понятий «экономика» и «хозяйство»;
формирование умения работы с различными источниками знаний;
воспитание ответственного отношения к учебе.
Оснащение урока: карта России, компьютер и проектор, толковый словарь .
Ход урока.
Оргмомент. Число, тема урока (запись в тетради).
Учитель. В этом учебном году мы продолжаем изучение географии нашей Родины – России. Но наш курс будет другим. Посмотрите на обложку учебника
II. Введение.
Учитель. В этом учебном году мы продолжаем изучение географии нашей Родины – России. А помогать нам будет учебник (занакомство).
III. Изучение новой темы. План – конспект.
1). Хозяйство. )
А). Понятие «хозяйство» и «экономика».
(работа со словарем)
Трактовка понятий в 19 веке:
ХОЗЯЙСТВО – «заведывание, управление порядками и расходами по заведению, по заводу и пр.» (В.И.Даль)
Трактовка понятий в настоящее время:
Экономика и хозяйство – это обозначение сферы производства и потребления различных благ и услуг.
- Объясняем и сравниваем два понятия.
- Профессия экономист. Где ее можно получить в Ярославской области?
Б). Структура хозяйства.
На доске записаны новые понятия:
· хозяйство
· материальная сфера
· непроизводственная сфера
· средства производства
· отрасль производства
При помощи презентации «Структура хозяйства» анализируем схему, записываем в тетради новые понятия и их значение)
В). Отрасли хозяйства. (работаем с учебником ипрезентацией)
Анализ схемы в учебнике (рис.1 стр. 11), в помощь эта же схема на доске.
Г). Отрасли промышленности. (работаем с учебником и интерактивной доской)
Анализ схемы в учебнике (рис.2 стр. 12), в помощь эта же схема на доске.
Д). Межотраслевые комплексы. (изучаем самостоятельно, учебник стр. 13).
IV. Закрепление материала.
Вопросы в учебнике 2 и 4 на стр. 13.
V. Итог урока. Рефлексия.
Дома (задание на доске): параграф 1, задание 3 (письменно в тетради).
Технологическая карта урока
по теме «Понятие хозяйства. Его структура» 9 класс.
Цели урока:
знакомство учащихся с задачами курса «География России. Хозяйство и географические районы;
выяснить сущность понятий «экономика» и «хозяйство»;
формирование умения работы с различными источниками знаний;
воспитание ответственного отношения к учебе.
Этапы занятия | Цель этапа | Время этапа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Средства обучения | Формы деятельности ученика |
Организационный | Организовать учащихся на деятельность | | Нацеливание учащихся на изучение нового курса | | | Фронтальная |
Подготовительный | Знакомство учащихся с новым курсом географии | | Информация о новом курсе географии | Получение информации о новом курсе | | Фронтальная |
Смысловой | Изучение новых понятий и терминов, анализ схем | | Направляет и руководит процессом познания нового. | Получение новых знаний через активную работу. Участие в анализе схем, работа с учебником | презентация | Фронтальная |
Демонстрационный | Закрепление полученных на уроке знаний | | Ставит задачу | Демонстрация полученных знаний | Записи в тетрадях | Фронтальная |
Итоговый | Подведение итогов урока | | рефлексия | | | Фронтальная |