СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 9 классе "Моногибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка методов и средств, использованных в разработке данного урока, дает качественный результат усвоения материала урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 9 классе "Моногибридное скрещивание"»

МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»











ТЕМА: «Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»

ПОДГОТОВИЛА

Росихина Людмила Николаевна









Цели:

Образовательные:

Формирование у обучающихся знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании; формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.

Развивающие:

Развитие общеучебных умений и навыков – работы с текстом, анализа и синтеза информации, составление плана; развитие познавательного интереса обучающихся к изучению проблем генетики.

Воспитательные:

Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.



Тип урока по основной образовательной цели:

урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point (приложение №1)



















Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют педагоги нашей школы.

II. Сообщение темы и целей урока.

ТЕМА: «Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»

(Запись темы урока в тетради)

ЦЕЛИ: Слайд №2

III. Актуализация опорных знаний учащихся:

  • Для изучения нового материала, нам необходимо актуализировать знания, полученные на прошлом уроке.

- О чем шел разговор на прошлом уроке?

(Генетика- наука о наследственности и изменчивости. История генетики. Основные генетические термины и понятия.)

  • В ходе проверки домашнего задания мы должны посмотреть на уровень усвоения основных генетических понятий, изучаемых в курсе 9-го класса, и готовность к восприятию нового материала.

Слайд №3

  • Вам предлагается два варианта проверки знаний:



  1. Вам дается формулировка какого-либо термина, вы должны записать ответ.

  2. Дать письменную формулировку каждому термину.

- Оцените свои возможности, выбирайте вариант проверки своих знаний.

  • Подведение итогов.

IV. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя о рождении науки генетики:

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”.

Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIXв. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”. Многие ботаники путем скрещивания родителей с разными вариантами одного и того же признака пытались выявить механизмы наследования, однако честь открытия количественных закономерностей наследования признаков принадлежит чешскому ботанику-любителю Грегору Менделю.

Каждый из вас знает о жизни и научной деятельности этого человека, в результате исследовательской работы, которая была вами проделана к этому уроку. Обязательным для исследования был материал о Грегоре Менделе, а исследования об ученых переоткрывших законы наследования были обязательны только для обучающихся, сдающих предмет биология на итоговой аттестации.

Слайд №4

- Вы видите на слайде вопрос. Подумайте над ним и ответьте на него в конце нашего урока.

( Правильный выбор объекта исследования. Строгая математичность его мышления позволили Менделю четко спланировать дальнейшее усложнение экспериментов).

Слайд №5

После ряда опытов, кропотливых, но гениально точных - Мендель сформулировал свои знаменитые законы. Сегодня мы познакомимся с 1 и 2 законами Менделя. 3 закон мы изучим позже.

А сейчас небольшая предистория.

- Итак, 1865г. выходит статья Менделя “Опыты над растительными гибридами”. В этой публикации он обобщил результаты многолетней работы. В ней были изложены основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет.



(Слайд №6)

1900г. – три учёных из разных стран голландец Г. де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя. В настоящее время принято формулировать в виде законов, носящих его имя.



1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический. Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называется.

(Его суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов)



Гибридологический метод имеет две особенности.

Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии, т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку.

Как будет называться такой генотип? (гомозиготный)

Как мы сможем его записать? (АА, аа).

Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных признаков.

Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные).



Слайд №7



Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил: Прочитайте их.

Слайд №8



Повторим генетическую символику с использованием слайда

Слайд №9.

И еще раз о гипотезе чистоты гамет.

Слайд №10.

(Напоминаю учащимся, что в те годы, когда Мендель ставил свои опыты, о генах, хромосомах, митозе и мейозе не было известно ничего)

Слайд №11

Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы:



Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков

(слайд №12). При таком скрещивании прослеживаются закономерности наследования только двух вариантов признака (например, высокий и низкий рост растения, жёлтая и зелёная окраска семени), а все остальные признаки организма во внимание не принимаются. Далее учащиеся выдвигают свои предположения, что можно понимать под “моногибридным скрещиванием”. Затем даём определение - скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков.

Знакомство с I и II законами Менделя.

Слайд № 13

Прочитайте материал в учебнике на с. 102

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют 1 часть).

- При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвёртую часть от всего числа потомков второго поколения.

Работа с рисунком 50(с.104)

Слайд №15

Американский учёный Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, чтобы легче понять, как будут происходить комбинации признаков при скрещивании (решётка Пеннета).

V. Закрепление

Далее фронтально решаем и учимся оформлять решения генетических задач (слайд №16):

У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготной комолой коровой? Определите формулу расщепления гибридов II поколения по генотипу и фенотипу.



VI. Домашнее задание (слайд №17):

§ – 3.5;

Решите задачи (оформите решение на листах, используя генетическую символику):



VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

На какой вид скрещивания мы решали задачи? (моногибридное скрещивание).

- Назовите тему урока

(Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание).

Слайд №4

( Правильный выбор объекта исследования. Строгая математичность его мышления позволили Менделю четко спланировать дальнейшее усложнение экспериментов).



- Что такое моногибридное скрещивание?

(скрещивание гибридов отличающихся по одному признаку)

- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

(гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание)

- Сделайте обобщение по теме урока?

Поднимите сигнальную карточку со знаком (+) те, кто разобрался в теме и сможет решить генетические задачи на моногибридное скрещивание.

Поднимите сигнальную карточку со знаком (-) те, у кого есть вопросы по данной теме, и кто нуждается в дополнительной консультации.



















Литература:

Болгова И.В. “Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы”, М., “Мир и Образование”, 2005г.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Биология. Введение в общую биологию и экологию”, 9 класс, Дрофа, М., 2005г.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В., “Поурочные разработки по общей биологии”, 9 класс, М., “ВАКО”, 2006г.

















































Задача №1

Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти будет у гибридов первого поколения, полученного в скрещивания гетерозиготного чёрного кролика с альбиносом?









Задача №2



  • Какой рост (высокий или низкий) у гороха доминирует?

  • Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого (F1) и второго (F2) поколений?

  • Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

















Основные генетические термины и понятия

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости – двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.

Наследственность – свойства живых организмов передавать свои признаки и свойства, а также особенности развития из поколения в поколение.

Свойство – любая функциональная особенность, в основе которой лежит определенный структурный признак или группа элементарных признаков.

Признак – особенность строения на любом уровне организации (молекулярном, цитологическом, гистологическом и анатомическом).

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза.

Наследственность и изменчивость - два противоположных, но взаимосвязанных свойства организма. Благодаря наследственности сохраняется однородность вида, а изменчивость , наоборот, делает вид неоднородным.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного определенного признака.

Генотип - совокупность генов организма.



Аллельные гены – парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака.

Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма.

Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.

Зигота - клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (спермотозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромосом.

Гамета – половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары. Гаметы содержат по одной хромосоме из каждой пары.

Гомозиготный организм – организм, зигота которого имеет одинаковые аллели данного гена (оба доминатные АА или оба рецессивные аа).

Гетерозиготный организм – организм, зигота которого имеет разные аллельные гены ( Аа)

Доминантный признак – признак, проявляющийся у всех особей первого поколения (жёлтый цвет семян).

Рецессивный признак – признак, который наследуется, но в первом поколении не проявляется (зелёный цвет семян).

Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки. (Например, желтые и зеленые семена гороха)

Гибриды - организмы, получающиеся в результате скрещивания.

Моногибридное скрещивание – скрещивание по одной паре признаков.

Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам признаков.

Полигибридное скрещивание – скрещивание по нескольким парам признаков.



























Специальные общепринятые международные символы,

используемые при скрещивании

Р –перента – родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками.

F – филис – дети. Гибридное потомство.

F – гибриды I поколения

F – гибриды II поколения

А, В – доминатные гены, отвечающие за доминатные признаки.

а,в – рецессивные гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков.

А, а – аллельные гены, определяющие конкретный признак.

В,в – аллельные гены, определяющие другой какой-то признак.

АА,ВВ – доминантные гомозиготы.

аа,вв – рецессивные гомозиготы.

Аа – гетерозигота при моногибридном скрещивании.

Х – скрещивание.

- символ, обознащающий женский пол особи

- символ, обознащающий мужской пол особи

Памятка по решению задач по генетике

1.Прочитать условие задачи от начала до конца.

2. Перевести данные задачи в генетические символы.

3. Записать условие задачи в краткой форме.

4. Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

5. Написать ответ в согласии с условием задачи.







Основные генетические термины и понятия.

Генетика





Наследственность





Свойство





Признак





Изменчивость





Наследственность и изменчивость -





Ген





Генотип -





Аллельные гены





Гомологичные хромосомы





Фенотип



Локус





Зигота -





Гамета -





Гомозиготный организм -





Гетерозиготный организм





Доминантный признак





Рецессивный признак





Альтернативные признаки





Гибриды





Моногибридное скрещивание



Дигибридное скрещивание



Полигибридное скрещивание





Скрещивание по нескольким парам признаков -

Скрещивание по двум парам признаков -

Скрещивание по одной паре признаков -

Организмы, получающиеся в результате скрещивания -

Взаимоисключающие, контрастные признаки. (Например, желтые и зеленые семена гороха) -

Наука о закономерностях наследственности и изменчивости – двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле -

Свойства живых организмов передавать свои признаки и свойства, а также особенности развития из поколения в поколение -

Любая функциональная особенность, в основе которой лежит определенный структурный признак или группа элементарных признаков -

Особенность строения на любом уровне организации (молекулярном, цитологическом, гистологическом и анатомическом) –

Способность живых организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза -

Два противоположных, но взаимосвязанных свойства организма. Благодаря наследственности сохраняется однородность вида, а изменчивость , наоборот, делает вид неоднородным -

Участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного определенного признака –

Совокупность генов организма -

Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака -

Парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов -

Совокупность внешних и внутренних признаков организма -

Участок хромосомы, в котором расположен ген -

Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетка) и мужской (спермотозоида). Содержит диплоидный (двойной) набор хромосом -

Половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары -

Организм, зигота которого имеет одинаковые аллели данного гена (оба доминатные АА или оба рецессивные аа) -

Организм, зигота которого имеет разные аллельные гены ( Аа)-

Признак, проявляющийся у всех особей первого поколения (жёлтый цвет семян)-

Признак, который наследуется, но в первом поколении не проявляется (зелёный цвет семян) -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!