СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 10 классе на тему "Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает конспет урока, краткосрочный план и задания для  самостоятельного решения. Учащиеся сами оценивают выполненные задания по предложенным критериям и переводят полученные баллы в отметку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока _Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание»


Класс: 10

Тема: «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г.Менделя».

Цели обучения:  сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; научить школьников использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики. Оборудование: учебник, Рабочая тетрадь, раздаточный материал


Конспект урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

  1. Найти соответствие термин-определение

1

Совокупность генов организма

А

доминантные

2

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Б

фенотип

3

Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

В

гомозигота

4

Гены, подавляющие действие других генов

Г

ген

5

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

Д

гетерозигота

6

Гены, подавляемые действием других генов

Е

аллельные

7

Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена

Ж

генетика

8

Наука о наследственности и изменчивости

З

генотип

9

Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена

И

наследственность

10

Способность организма передавать признаки от родителей потомству

К

рецессивные


  1. Проверка правильности выполнения, взаимооценивание, выставление баллов: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимально – 10 баллов)

Ответ: 1 – З; 2 – Г; 3 – Е; 4 – А; 5 – Б; 6 – К; 7 – В; 8 – Ж; 9 – Д; 10 - И


III. Актуализация знаний.

В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный… (Грегор Мендель)

Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

??? Основоположником какой науки является Г. Мендель?

- Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

Запишите тему урока: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Формулирование целей урока:

Когда вы в математике или физике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (правилами и законами)

Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи

Значит, какая цель стоит сегодня перед вами, чему вы должны научиться, что узнать?

Учащиеся формулируют цели урока:

  • Узнать некоторые законы генетики

  • Научиться решать генетические задачи на основе этих законов.


IV. Изучение нового материала

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха.

Через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Хуго де Фризом, Карлом Корренсом и Эрихом Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости, которую с 1907 года стали называть генетикой.

??? Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга  рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.


Вот кто поработал во славу науки - горох!

Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

Вот кто для генетики мок под дождями и сох

Под ветром, кого увлекала и грела идея!

И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

В наследственность верил и гибко считал варианты.

И ежели друга найти в поколенье другом

Не смог, не печалься, быть может, еще его встретим

Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим


??? Как вы думаете, почему Мендель выбрал именно эти растения?

Работа с учебником (стр. 211)

- имеет короткий жизненный цикл;

- большое количество потомков;

- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

- наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Основной метод, который Г.Мендель положил в основу своих экспериментов – гибридологический.

Давайте подумаем, что может быть заложено в основу данного метода, почему он так называетсяЕго суть заключается в скрещивании организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам и получение гибридов

Гибридологический метод имеет две особенности. Первая заключается в том, что для получения гибридов должны быть использованы только чистые линии, т.е. живые организмы, в которых не наблюдается расщепление по данному признаку.

??? Как будет называться такой генотип? (гомозиготный) Как мы сможем его записать? (АА, аа).

Вторая особенность гибридологического метода в том, что Г.Мендель наблюдал за наследованием альтернативных признаков.

??? Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные).


Фронтальная устная работа:

Задание: назвать альтернативные признаки к имеющимся.

Для растений

Низкий рост – высокий

Белые цветки – красные

Гладкие семена – морщинистые

Для животных

Гладкая шерсть – мохнатая

Темная окраска - светлая

Для человека

Карие глаза – голубые

Темные волосы – светлые

Прямые волосы – кудрявые и т.д.


Первый закон Менделя

Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков).

Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий)

В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)

Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования.

Второй закон Менделя

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения второго поколения, причем 6022 – с желтыми семенами, а 2001 – с зелеными . Подсчитайте, какую часть составляют растения с зелеными семенам? (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части растений с желтыми семенами и одна часть с зелеными).

Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон - закон расщепления: «При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»


Решение задачи на моногибридное скрещивание.

Решая любую задачу по генетике, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

а) Прочитать условие задачи от начала до конца.

б) Перевести данные задачи в генетические символы.

в) Записать условие задачи в краткой форме.

г) Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность.

д) Прочитать условие задачи ещё раз и сверить с решением, то ли найдено.

е) Написать ответ в согласии с условием задачи.


IV. Закрепление изученного материала

Решение задач на моногибридное скрещивание (Приложение 2)

Оценивание.

12 – 16 баллов – «3»

17 – 21 баллов – «4»

22 – 25 баллов – «5»


Домашнее задание

  1. Решить задачи из РТ: Тема 8 № 2, №3, №6

  2. Творческое задание: придумать 3 задачи на моногибридное скрещивание.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план_Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание»

Предмет:

биология



Класс: 10

Дата:

Тема урока:

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г.Менделя.

Цели обучения:


Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью первого и второго законов Менделя; научить школьников использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.

Критерии обученности:

Учащиеся:

- используют знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем;

- объясняют сущность гибридологического метода;

- используют знания о законах Менделя при решении генетических задач.

Ключевые идеи/подход:

  • Активно-аргументированный обмен мнениями по вопросам наследования признаков

  • Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

Оборудование и материалы

Учебник, Рабочая тетрадь, раздаточный материал (Приложение 1, 2)


Ход урока/заметки учителя:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Вводная часть

10 мин

  1. Оргмомент (2 мин.)

Приветствует уч-ся, фиксирует отсутствующих; проверяет подготовленность к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность к уроку


  1. Актуализация знаний (8 мин)

Проверка опорных знаний (5 мин)




Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач урока в процессе ответов на вопросы


1. Настраиваются на работу







1.Выполняют задание на нахождение соответствия (термин – определение)

Проверка правильности выполнения заданий. Взаимооценивание.

2. Отвечают на вопросы

3. Записывают тему в тетрадь

4. Формулируют цели урока









Оценивают правильность выполнения задания:

по 1 баллу за каждый правильный ответ (максимально – 10 баллов)











Приложение 1

Презентация нового материала

20 мин

1. Рассказывает об открытии основных закономерностей наследования признаков Г. Менделем.




2. Объясняет использование Менделем гибридологического метода и его сущность. Помогает сформулировать 1 и 2 законы Менделя.


3. Составление алгоритма решения генетической задачи.



4. Организует решение задач, используя данный алгоритм:

- рассмотрение примера решения задачи на доске

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, используя материал учебника

Конспектируют  в тетрадь причины успеха Менделя


Записывают в тетрадь схему используемого Менделем скрещивания и формулировку 1 и 2 законов.


Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи, запись алгоритма в тетрадь


1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях 
















Учебник, стр.211-213











Решение генетических задач

10 мин

Предлагает самостоятельно решить задачи на моногибридное скрещивание

Решают задачи. Проверяют. Оценивают.

Самооценка по критериям

Приложение 2

Заключение

5 мин

Подводит итог урока (3 мин)


Рефлексия (2 мин)

Домашнее задание (2 мин)

Решить задачи из РТ: Тема 8 № 2, №3, №6

Творческое задание: придумать 3 задачи на моногибридное скрещивание.

Переводят баллы в отметку.



Записывают домашнее задание

12 – 16 баллов – «3»

17 – 21 баллов – «4»

22 – 25 баллов – «5»





Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Найдите соответствие: термин-определение

1

Совокупность генов организма

А

доминантные

2

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Б

фенотип

3

Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

В

гомозигота

4

Гены, подавляющие действие других генов

Г

ген

5

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

Д

гетерозигота

6

Гены, подавляемые действием других генов

Е

аллельные

7

Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена

Ж

генетика

8

Наука о наследственности и изменчивости

З

генотип

9

Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена

И

наследственность

10

Способность организма передавать признаки от родителей потомству

К

рецессивные



Найдите соответствие: термин-определение

1

Совокупность генов организма

А

доминантные

2

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Б

фенотип

3

Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

В

гомозигота

4

Гены, подавляющие действие других генов

Г

ген

5

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

Д

гетерозигота

6

Гены, подавляемые действием других генов

Е

аллельные

7

Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена

Ж

генетика

8

Наука о наследственности и изменчивости

З

генотип

9

Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена

И

наследственность

10

Способность организма передавать признаки от родителей потомству

К

рецессивные



Найдите соответствие: термин-определение

1

Совокупность генов организма

А

доминантные

2

Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Б

фенотип

3

Парные гены, расположенные в одинаковых точках гомологичных хромосом.

В

гомозигота

4

Гены, подавляющие действие других генов

Г

ген

5

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

Д

гетерозигота

6

Гены, подавляемые действием других генов

Е

аллельные

7

Клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена

Ж

генетика

8

Наука о наследственности и изменчивости

З

генотип

9

Клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена

И

наследственность

10

Способность организма передавать признаки от родителей потомству

К

рецессивные


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

ЗАДАЧА 1.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

ЗАДАЧА 2.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 3.

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?




ЗАДАЧА 1.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

ЗАДАЧА 2.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 3.

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?




ЗАДАЧА 1.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

ЗАДАЧА 2.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 3.

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?





ЗАДАЧА 1.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

ЗАДАЧА 2.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 3.

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?


Решение задач на моногибридное скрещивание


ЗАДАЧА 1.

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

ЗАДАЧА 2.

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 3.

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши. получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?



Критерии оценивания.


1 задача

1. Краткая запись:

А - зеленая

а – полосатая

F1- ?


1 балл



2. Решение:

P ♀ Aa x ♂Aa

G A a A a

F1 AA Aa Aa aa


1 балл

1 балл

1 балл

3. Ответ: 3 арбуза – зеленые, 1 - полосатый

1 балл

2 задача

1. Краткая запись:

А - близорукий

а – здоровый

F1- ?


1 балл



2. Решение:

P ♀ AА x ♂аa

G A a

F1 Aa


1 балл

1 балл

1 балл

3. Ответ: все дети - близорукие

1 балл

3 задача

1. Краткая запись:

А – висячие уши

а – стоячие уши

F1 со стоячими ушами - ?


1 балл




2. Решение:

P ♀ Aa x ♂ аa

G A a a

F1 Aa aa (1:1)

214: 2 = 107


1 балл

1 балл

1 балл

3. Ответ: 107 щенков со стоячими ушами

1 балл

Итог


15 баллов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!