СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: «В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической основой рассказа  В. Г. Распутина  «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского"»

Е.В. Подолянченко, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»

Тема урока: «В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского»

Цели урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Формы и методы:

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Индивидуальные задания

  4. Составление кластера

  5. Работа со словарем

  6. Эвристическая беседа







Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации деятельности

  1. Организ. этап

Здравствуйте, ребята!


Ученики приветствуют учителя


  1. Мотивационный Пробуждение интереса, активизация коммуникационной и информационной деятельности учащихся, постановка цели урока.

Объявление темы урока, постановка цели.


- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)

Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.

-В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами:

  • Где границы добра?

  • Почему надо помогать людям?

  • Как понимаете слово «добро»?

Ставят цели










Ответы учащихся,

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.














Работа со словарем

  1. Актуализация знаний










-На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией Валентина Григорьевича Распутина


-Как полученная информация помогла вам в чтении рассказа?


-Тема рассказа?

-В чем заключен сюжет?










Ученики отвечают








4.Постановка проблемы


Можем двигаться дальше в «прохождении произведения»

-Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни?


-Задумаемся над названием произведения: «Уроки французского».

-Какие значения этого слова уроки вы знаете?












Ученики отвечают



4.Изучение нового материала







































А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.


-Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

-Что такое автобиография?

Обратимся к словарю:

(Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.)


-Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа?


-Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.

(чтение статьи учебника «Уроки доброты»)

- Что такое доброта?


(Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

-Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал





























Ответы учеников






Ответы учеников






Рассказ учителя





















Работа со словарем









Работа с учебнико


Работа со словарем













































«Уроки доброты».

-Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?

-О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?

(а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.)


-Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.


(Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского»).

-В статье встретилось слово- Прототип, что оно означает?

(Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.)


-Кому посвящает Распутин свой рассказ?

-Кто является прототипом учительницы французского?


Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.









Ответы учеников






Ответы учеников







Ответы учеников




















Обобщение














Чтение статьи учебника



Работа со словарем














  1. Рефлексия





-Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?

Работа с кластером.

-Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

Закончить урок хочется небольшим стихотворением:


Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами.

Без доброты –ты сирота,

Без доброты – ты серый камень.




Ответы учеников


Обобщение


6.Домашнее задание


-Прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины.



-Спасибо за урок!














































Приложение 1



Викторина


1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?

2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?

3. Что прислала учительница в первой посылке?

4. Из чего были перешиты штаны героя?

5. Назовите главного игрока в деньги?

6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?

8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?

9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?

- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?

10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?

11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…».

12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство».




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!