Цели урока:
образовательные:
1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского"»
Е.В. Подолянченко, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края»
Тема урока: «В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского»
Цели урока:
образовательные:
1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Формы и методы:
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Индивидуальные задания
Составление кластера
Работа со словарем
Эвристическая беседа
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма организации деятельности |
Организ. этап | Здравствуйте, ребята! | Ученики приветствуют учителя | |
Мотивационный Пробуждение интереса, активизация коммуникационной и информационной деятельности учащихся, постановка цели урока. | Объявление темы урока, постановка цели. - Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.) Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа. -В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами: | Ставят цели Ответы учащихся, Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. | Работа со словарем |
Актуализация знаний | -На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией Валентина Григорьевича Распутина -Как полученная информация помогла вам в чтении рассказа? -Тема рассказа? -В чем заключен сюжет? | Ученики отвечают | |
4.Постановка проблемы | Можем двигаться дальше в «прохождении произведения» -Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни? -Задумаемся над названием произведения: «Уроки французского». -Какие значения этого слова уроки вы знаете? | Ученики отвечают | |
4.Изучение нового материала | А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. -Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. -Что такое автобиография? Обратимся к словарю: (Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.) -Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? -Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. (чтение статьи учебника «Уроки доброты») - Что такое доброта? (Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). -Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал | Ответы учеников Ответы учеников | Рассказ учителя Работа со словарем Работа с учебнико Работа со словарем |
| «Уроки доброты». -Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»? -О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; в) добро возвращается добром.) -Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению. (Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского»). -В статье встретилось слово- Прототип, что оно означает? (Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.) -Кому посвящает Распутин свой рассказ? -Кто является прототипом учительницы французского? Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. | Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников | Обобщение Чтение статьи учебника Работа со словарем |
Рефлексия | -Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали? Работа с кластером. -Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения. Закончить урок хочется небольшим стихотворением: Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты –ты сирота, Без доброты – ты серый камень. | Ответы учеников | Обобщение |
6.Домашнее задание | -Прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины. -Спасибо за урок! | | |
Приложение 1
Викторина
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?
3. Что прислала учительница в первой посылке?
4. Из чего были перешиты штаны героя?
5. Назовите главного игрока в деньги?
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?
- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?
11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…».
12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство».