СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 7 классе по физике "Три состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 7 классе по физике "Три состояния вещества"»

«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агрегатных состояниях и объяснить их.

Задачи урока:

  • образовательная: познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного, научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения.

  • развивающая: формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

  • воспитательная: воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Д/З: §

  1. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками-близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально, т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.

Работа с карточкой (1 человек, за партой)

Работа у доски заполнить таблицы №1, №2 ( 2 человека, письменно)

Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях: в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.

Параллельная работа с классом Задание (устно). Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке, и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)

Фронтальный опрос

Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:

Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.












На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?









Резиновый шнур – твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?

А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос.










Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?



Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?

И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу (предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).













1 способ: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.


Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.



Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.


Лед, вода, водяной пар.



Молекулы воды везде одинаковы









  1. Введение нового материала

Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).

Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики.


Работа в группе

Работа в паре §11

стр.26-27

Работа сам-но

§12 стр.28-29

Состояние в-ва

Расположение частиц

Характер движения

Форма

Объем

Сжимае

мость

Газ




Беспорядочное, хаотическое





Жидкость







Колебания и перескоки









Твердое тело



колебания







Спасибо, молекулы могут вернуться на свои места. Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?

Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре. Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом. А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное. Время работы 1 минута.

  1. Закрепление изученного материала

Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.

Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.

Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным

Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.

Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой

Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.

Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.

Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.

Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.

Примеры: Кислородные, водородные баллоны можно накачать сильно.


Таблица 1.

Состояние вещества

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ

Беспорядочное, хаотическое




Жидкость

Колебания и перескоки




Твердое тело

колебания





Работа с карточкой

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина



Площадь



Масса




Таблица 2. Перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество



















Таблица 1.

Состояние вещества

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ

Беспорядочное, хаотическое




Жидкость

Колебания и перескоки




Твердое тело

колебания





Работа с карточкой

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина



Площадь



Масса




Таблица 2. Перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество