Актуализация знаний Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками-близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально, т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания. Работа с карточкой (1 человек, за партой) Работа у доски заполнить таблицы №1, №2 ( 2 человека, письменно) Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях: в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2. Параллельная работа с классом Задание (устно). Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке, и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради) Фронтальный опрос Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете: Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются. На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека? Резиновый шнур – твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура? А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях? Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой? И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу (предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах). | 1 способ: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой. Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе. Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение. Лед, вода, водяной пар. Молекулы воды везде одинаковы |
Введение нового материала Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»). Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики. | Работа в группе | Работа в паре §11 стр.26-27 | Работа сам-но §12 стр.28-29 | Состояние в-ва | Расположение частиц | Характер движения | Форма | Объем | Сжимае мость | Газ |      | Беспорядочное, хаотическое | | | | Жидкость |       | Колебания и перескоки | | | | Твердое тело | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()       | колебания | | | | Спасибо, молекулы могут вернуться на свои места. Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях? Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре. Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом. А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное. Время работы 1 минута. | |
Закрепление изученного материала Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний. Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем. Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем. Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же. Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом. Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко. Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму. Примеры: Кислородные, водородные баллоны можно накачать сильно. | |