СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в коррекционном классе VIII–го вида с применением ЗСТ на тему «Новогодние загадки. Е. Благинина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в коррекционном классе VIII–го вида с применением ЗСТ на тему «Новогодние загадки. Е. Благинина»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в коррекционном классе VIII–го вида с применением ЗСТ на тему «Новогодние загадки. Е. Благинина»»

Урок чтения и развития речи

в коррекционном классе VIII–го вида с применением ЗСТ


Тема: «Новогодние загадки Е. Благинина»

Цель: Обобщение знаний детей о приметах зимы, признаках загадки.

Задачи урока:

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения понимать, по каким признакам сочиняются загадки; знакомство с биографией писателя.

Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: формирование позитивного отношения к книге, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация, выставка книг, картинки с изображением зимнего пейзажа, портрет Е. Благининой.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы работы: Речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра.

Интеграция областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка.



Ход урока


I. Организационно-подготовительный:

1. Организационная часть. Приветствие гостей.

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает снежок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Я рада, что у вас хорошее настроение.

2. Дыхательная гимнастика.

- Перед тем, как приступить к уроку мы проведем дыхательную гимнастику:

Надо набрать воздух носом и выдохнуть через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.

- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.

- А почему именно снежинки прилетели к вам на парты, а не осенние листья?

3. Речевая гимнастика. (2-4 минуты, но не более 4 минут)

Работа со скороговоркой

Вы сказали, что сейчас идёт зима. Зима - одно из самых красивых и волшебных времён года. Эта Чародейка за один день может все одеть в праздничный белый наряд.

Слайд ЗИМЫ - картины

О зиме народ придумал пословицы, поговорки, скороговорки. Сейчас поработаем с одной скороговоркой о зиме.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

- прочитать шёпотом, вполголоса, голосом;

- прочитать радостным, грустным, злым голосом;

- прочитать медленно, быстро;

-прочитать, как запомнили.


II. Основной этап.

1. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.(10 мин.)

(Чтение и фронтальная беседа по содержанию)

Упражнение «Фотоглаз»

На прошлом уроке мы уже начали изучать произведения о зиме.

- Какой рассказ вы читали дома? «Декабрь» В. Бианки

Я на доске повесила слова, которые относятся к нашему рассказу, но здесь одно слово лишнее. Какое и почему?

солнце

дождь

льдом

реки

ночь

лес

- Откройте учебники (стр. 81). Давайте прочитаем поочереди.

- О каком времени года идет речь в рассказе?

- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Что происходит с реками зимой?

- Какого числа день рождения солнца?

- Что начинается в природе с этого дня?

- А что вы можете сказать о растениях зимой? (жизнь растений замирает),

- О животных? (кто-то впадает в спячку, кто-то ищет себе корм, а кто-то заготовил корм с осени).

- Приведите примеры своих наблюдений. (посмотри в окно)


2. Физкультминутка.

Вот студеною зимой Дети машут руками.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. круговые движения руками.

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.


3. Введение в новую тему урока.

А какой по счету месяц декабрь? А за ним какой месяц придет? А кто может посчитать, сколько дней осталось до 1 января?


А что будет 1 января? (начнется новый год).

Правильно скоро наступит новый год

И начинается он с празднования, который любят и взрослые и дети.

Люди ставят и украшают ёлки в своих домах. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника. Этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда. А в 12 часов ночи, выходят на улицу и запускают салют. Желают друг другу счастья в наступившем новом году и дарят подарки.


4. Сообщение темы и целей урока.

- Да, ребята! Приближается зима, новогодние праздники. И сегодня на уроке мы познакомимся с новогодними загадками Екатерины Благининой. Узнаем что это за писатель, познакомимся с ее творчеством. Попробуем с вами разгадать, что же это такое загадка и даже попробуем сами их придумать.


1). Рассказ учителя о биографии Елены Благининой (1903 г.-1989 г.) (85 лет) Портрет СЛАЙД

В одной маленькой деревушке Орловской области в 1903 году. Родилась маленькая девочка, будущая детская писательница Елена Александровна Благинина. Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже и не думала, что когда-нибудь станет известной детской писательницей.

У маленькой Лены было много братьев и сестёр. Её отец читал детям сказки, рассказывал истории, выдумывал всякие небылицы. А мама любила делать детям сюрпризы: то платьице сошьёт девочкам к именинам, то приготовит что- то вкусное.

Семья Лены была очень бедная, но, несмотря на это, все очень любили друг друга и жили дружно.

Елена Благинина в детстве любила сама что-нибудь сочинять и выдумывать. Хотя в детстве мечтала стать учительницей. И даже поступила в педагогический институт в нашем городе в Курске. Но учительницей стать не получилась. Зато Елена стала известной детской писательницей.

Она писала стихи для детей и о детях. В творчестве Благининой нашлось место и загадке


2). Словарная работа (Что такое загадка?)

Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»

- А почему так говорят?

В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?

(1.Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.

2. То, что непонятно и требует решения или разъяснения).

- Подберите однокоренные слова к слову «загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка).


4). Игра – викторина «Отгадай загадку» (условия игры)


3). Гимнастика для глаз (упражнение «Зоркий глаз»)

Посчитайте сколько снежинок в нашем классе.

- А вот вам и моя первая загадка, к нам в класс прилетело много снежинок, давайте мы их посчитаем


5). Первичное восприятие нового произведения (загадок Е. Благининой). (Чтение учителем)

- Откройте учебник на стр. 82

6). Проверка восприятия (фронтальный опрос)

-Прочитайте 1-ю загадку.

-Кто это: парень молодой?

-А кто старик седой?

- Что означает 1-я ступенька? (первый месяц в году - январь).

-А что означает 12-я ступенька? (последний месяц в году – декабрь).

-Прочитайте 2-ю загадку.

-Так кто же эта красавица?

-Как вы понимаете выражение «пышно убрана»?

- А почему красавица пышно убрана?

7). Коррекция ассоциативного мышления

Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

Круглый, словно мячик

Светит как фонарик

Только он не скачет –

Очень хрупкий …(Шарик)


У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает. (Ёлочный шар)


Льется он с макушки,

 Намочить не может

Трогает игрушки

Новогодний …..(Дождик)



- Что же это за предмет?

- А он назван в загадке?

- А по каким признакам мы понимаем, что речь идет именно об этом предмете?

- Какие важные признаки этого предмета указываются?


Характерные признаки загадки

1. Предмет не назван (может быть назван другой, который похож на него)

2. Показаны важные признаки

3. И есть рифма


А теперь, используя данные правила, вы и сами сможете сочинить загадку.


III. Заключительный этап

1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством детского писателя Елены Благининой, с ее новогодними загадками.

2. Рефлексия Релаксация. Прослушивание отрывка из пьесы «Фея зимы» С. Прокофьева.

Но это еще не конец урока

- Волшебная снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала.

- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева, которая создаст вам новогоднее настроение. А снежинку возьмите в руку и подумайте, пока будете слушать музыку, что вам сегодня больше всего понравилось на уроке?

(Слушание детей)

Звучит музыка.


3. Домашнее задание.

стр. 82. Попробуйте сочинить дома свои загадки и к загадкам нарисуйте рисунки


4. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).

- Ребята, сегодня каждый принял активное участие в нашем уроке. Затем подводят итог работы класса и ориентируют учащихся на возможность получения той или иной оценки в конце урока.







9