Урок чтения и развития речи
в коррекционном классе VIII–го вида с применением ЗСТ
Тема: «Новогодние загадки Е. Благинина»
Цель: Обобщение знаний детей о приметах зимы, признаках загадки.
Задачи урока:
Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения понимать, по каким признакам сочиняются загадки; знакомство с биографией писателя.
Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: формирование позитивного отношения к книге, развитие интереса к урокам литературного чтения.
Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация, выставка книг, картинки с изображением зимнего пейзажа, портрет Е. Благининой.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы работы: Речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра.
Интеграция областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка.
Ход урока
I. Организационно-подготовительный:
1. Организационная часть. Приветствие гостей.
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает снежок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Я рада, что у вас хорошее настроение.
2. Дыхательная гимнастика.
- Перед тем, как приступить к уроку мы проведем дыхательную гимнастику:
Надо набрать воздух носом и выдохнуть через рот сильной струей. Давайте потренируемся: поставьте ладонь перед собой, наберите воздух, сильной струей выдыхайте, воздух должен быть холодным.
- А теперь сдуйте снежинки, лежащие у вас на партах.
- А почему именно снежинки прилетели к вам на парты, а не осенние листья?
3. Речевая гимнастика. (2-4 минуты, но не более 4 минут)
Работа со скороговоркой
Вы сказали, что сейчас идёт зима. Зима - одно из самых красивых и волшебных времён года. Эта Чародейка за один день может все одеть в праздничный белый наряд.
Слайд ЗИМЫ - картины
О зиме народ придумал пословицы, поговорки, скороговорки. Сейчас поработаем с одной скороговоркой о зиме.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
- прочитать шёпотом, вполголоса, голосом;
- прочитать радостным, грустным, злым голосом;
- прочитать медленно, быстро;
-прочитать, как запомнили.
II. Основной этап.
1. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.(10 мин.)
(Чтение и фронтальная беседа по содержанию)
Упражнение «Фотоглаз»
На прошлом уроке мы уже начали изучать произведения о зиме.
- Какой рассказ вы читали дома? «Декабрь» В. Бианки
Я на доске повесила слова, которые относятся к нашему рассказу, но здесь одно слово лишнее. Какое и почему?
солнце
дождь
льдом
реки
ночь
лес
- Откройте учебники (стр. 81). Давайте прочитаем поочереди.
- О каком времени года идет речь в рассказе?
- Объясните, почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
- Как меняется природа с приходом декабря?
- Что происходит с реками зимой?
- Какого числа день рождения солнца?
- Что начинается в природе с этого дня?
- А что вы можете сказать о растениях зимой? (жизнь растений замирает),
- О животных? (кто-то впадает в спячку, кто-то ищет себе корм, а кто-то заготовил корм с осени).
- Приведите примеры своих наблюдений. (посмотри в окно)
2. Физкультминутка.
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
3. Введение в новую тему урока.
А какой по счету месяц декабрь? А за ним какой месяц придет? А кто может посчитать, сколько дней осталось до 1 января?
А что будет 1 января? (начнется новый год).
Правильно скоро наступит новый год
И начинается он с празднования, который любят и взрослые и дети.
Люди ставят и украшают ёлки в своих домах. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника. Этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда. А в 12 часов ночи, выходят на улицу и запускают салют. Желают друг другу счастья в наступившем новом году и дарят подарки.
4. Сообщение темы и целей урока.
- Да, ребята! Приближается зима, новогодние праздники. И сегодня на уроке мы познакомимся с новогодними загадками Екатерины Благининой. Узнаем что это за писатель, познакомимся с ее творчеством. Попробуем с вами разгадать, что же это такое загадка и даже попробуем сами их придумать.
1). Рассказ учителя о биографии Елены Благининой (1903 г.-1989 г.) (85 лет) Портрет СЛАЙД
В одной маленькой деревушке Орловской области в 1903 году. Родилась маленькая девочка, будущая детская писательница Елена Александровна Благинина. Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже и не думала, что когда-нибудь станет известной детской писательницей.
У маленькой Лены было много братьев и сестёр. Её отец читал детям сказки, рассказывал истории, выдумывал всякие небылицы. А мама любила делать детям сюрпризы: то платьице сошьёт девочкам к именинам, то приготовит что- то вкусное.
Семья Лены была очень бедная, но, несмотря на это, все очень любили друг друга и жили дружно.
Елена Благинина в детстве любила сама что-нибудь сочинять и выдумывать. Хотя в детстве мечтала стать учительницей. И даже поступила в педагогический институт в нашем городе в Курске. Но учительницей стать не получилась. Зато Елена стала известной детской писательницей.
Она писала стихи для детей и о детях. В творчестве Благининой нашлось место и загадке
2). Словарная работа (Что такое загадка?)
Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»
- А почему так говорят?
В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?
(1.Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
2. То, что непонятно и требует решения или разъяснения).
- Подберите однокоренные слова к слову «загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка).
4). Игра – викторина «Отгадай загадку» (условия игры)
3). Гимнастика для глаз (упражнение «Зоркий глаз»)
Посчитайте сколько снежинок в нашем классе.
- А вот вам и моя первая загадка, к нам в класс прилетело много снежинок, давайте мы их посчитаем
5). Первичное восприятие нового произведения (загадок Е. Благининой). (Чтение учителем)
- Откройте учебник на стр. 82
6). Проверка восприятия (фронтальный опрос)
-Прочитайте 1-ю загадку.
-Кто это: парень молодой?
-А кто старик седой?
- Что означает 1-я ступенька? (первый месяц в году - январь).
-А что означает 12-я ступенька? (последний месяц в году – декабрь).
-Прочитайте 2-ю загадку.
-Так кто же эта красавица?
-Как вы понимаете выражение «пышно убрана»?
- А почему красавица пышно убрана?
7). Коррекция ассоциативного мышления
Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
Круглый, словно мячик
Светит как фонарик
Только он не скачет –
Очень хрупкий …(Шарик)
У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает. (Ёлочный шар)
Льется он с макушки,
Намочить не может
Трогает игрушки
Новогодний …..(Дождик)
- Что же это за предмет?
- А он назван в загадке?
- А по каким признакам мы понимаем, что речь идет именно об этом предмете?
- Какие важные признаки этого предмета указываются?
Характерные признаки загадки
1. Предмет не назван (может быть назван другой, который похож на него)
2. Показаны важные признаки
3. И есть рифма
А теперь, используя данные правила, вы и сами сможете сочинить загадку.
III. Заключительный этап
1. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством детского писателя Елены Благининой, с ее новогодними загадками.
2. Рефлексия Релаксация. Прослушивание отрывка из пьесы «Фея зимы» С. Прокофьева.
Но это еще не конец урока
- Волшебная снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.
- Закройте глаза и послушайте отрывок из пьесы «Фея зимы» композитора Сергея Прокофьева, которая создаст вам новогоднее настроение. А снежинку возьмите в руку и подумайте, пока будете слушать музыку, что вам сегодня больше всего понравилось на уроке?
(Слушание детей)
Звучит музыка.
3. Домашнее задание.
стр. 82. Попробуйте сочинить дома свои загадки и к загадкам нарисуйте рисунки
4. Оценивание работы обучающихся на уроке (с комментариями).
- Ребята, сегодня каждый принял активное участие в нашем уроке. Затем подводят итог работы класса и ориентируют учащихся на возможность получения той или иной оценки в конце урока.
9