5 класс | 6 класс |
Тема: Общая характеристика строения Земли. Внутреннее строение Земли. | Тема: Строение Земли. |
Цель: Способствовать формированию знаний о строении Земли и главных свойствах ядра, мантии, земной коры. Создать условия для развития познавательного интереса; критического мышления, умения самостоятельно мыслить анализировать, делать выводы. Содействовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений между учащимися; формированию экологической культуры |
Оборудование: тест, карточки с заданиями, компьютер, презентация «Строение Земли», схемы, таблицы «Оболочки Земли», «внутреннее строение Земли». |
Ход урока |
1.Орг.момент. Проверить готовность класса к уроку. - Ребята, пожмите друг другу руки, улыбнитесь. - Ребята, вы желаете постичь тайны Земли? - Я предлагаю вам сегодня поработать в Лаборатории открытий Института Земли. Тема нашей научной работы строение Земли, запишите в тетрадях. - Какую цель поставим мы сегодня перед собой? (использование приема постановки целей) |
2.Актуализация знаний. Прежде, чем приступить к новым исследованиям, давайте проведем небольшую разминку для нашего мозга. |
А) Найди соответствие: 1.Вещества, которые входят в состав организмов | | А) галактика | 2.Звездная система | Б) глобус | 3.Путь движения вокруг Солнца | В) органические | 4.Уменьшенная модель Земли | Г) орбита | 5.Уменьшенное изображение земной поверхности | Д) карта | Ответ: 1-В, 2- А, 3-Г, 4-Б, 5-Д Взаимопроверка, взаимооценка Критерии: все правильно – «5» одна ошибка – «4» две ошибки – «3» | А) тест по теме «План и карта» Ключ к тесту 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Б | В | А | А | В | Г | Г | В | В | А | А | В | В | В | А | Взаимопроверка и взаимооценка по критериям: 15 баллов – «5» 14-12 – «4» 11 -9 – «3» |
3.Осмысление. Оболочки Земли А) На стенде «Экспонаты» вывешиваются карточки со словами: Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера Найти в тексте учебника, что означают эти слова и записать в тетрадь. |
стр. 37 | стр.45 |
Б) 1 младший сотрудник (Нияз) читает вывод, ребята сравнивают свою работу и оценивают. Ученые, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Какие же это оболочки? Твердая каменная оболочка Земли называется литосферой. Океаны, моря, озера, реки, подводные воды образуют водную оболочку – гидросферу. Третья оболочка – газообразная, ее называют – атмосфера. Четвертая оболочка – биосфера, в ней возникла и развивается жизнь. Самооценка по критериям: Все правильно – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3» В) - Спасибо за работу! И наконец, пятая оболочка – географическая оболочка. Что это за оболочка? (ответы учащихся) - А что вы представляете, когда слышите название оболочек? (ответы учащихся) Демонстрация слайдов об оболочках Земли. |
Г) Работа в группах. Задание 1. Найти соответствие (учащиеся наклеивают карточки со словами на ватман) литосфера | | воздушная | гидросфера | | твердая | атмосфера | | жизнь | биосфера | | вода | |
Д) Прочитать текс стр. 38. Задание 2. Допиши предложение: В результате развития географической оболочки возникли - ….. и ….. Выделяют …. материков (континентов) Водное, или океаническое, пространство подразделяют на …… Самооценивание и самооценка | Д) Работа в группе. Задание 2. Прочитать стихи. Определить о какой оболочке земли идет речь |
Внутреннее строение Земли А) – А сейчас дадим слово другому младшему сотруднику (Жазира). Она расскажет, как можно постичь тайны внутреннего строения Земли. Никто никогда не был внутри планеты, прокопать тоннель через цент Земи невозможно. Так как же быть? О том, что находится внутри Земли, мы знаем мало. Самая глубокая скважина имеет глубину всего около 12 км. Бурение этой скважины началось в 1970 году на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли эта величина ничтожна. Ведь радиус Земли более 6000 км! Сравните 12 км и 6000 км! Но, несмотря на то, что в глубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о ее внутреннем строении учены е получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. По этим записям и определяются, какие горные породы находятся на глубине. Делают это с помощью специальных таблиц. В них написано, с какой скоростью проходят звуковые волны в различных горных породах. Работа геофизиков очень кропотливая, требует глубоких знаний, большой точностью Б) Чтение текста в учебнике. Прием «Взаимоопрос» |
стр.39-40 | стр.45-46 |
Вывод: Так получается, что никто никогда не проникал под покров земной коры, но все, же ученым удалось разработать теорию о внутреннем строении Земли. Подобные научные исследования очень важны, поскольку процессы, происходящие глубоко в земле оказывают огромное влияние на внешние оболочки. Слово младшему сотруднику (Андрей) Соотношение слоев внутри Земли можно сравнить с куриным яйцом. Скорлупа, словно земная кора, белок – мантия, а желток – более плотное земное ядро. |
Работа в группе. Задание 3. Подписать на схеме название оболочек Земли | Работа в парах. Задание 3. Составить схему «Внутреннее строение Земли» |
Взаимопроверка. Взаимооценка. Критерии: все правильно – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3» |
4.Закрепление. А) Работа в группах: группа «земная кора», группа «мантия», группа «ядро» Задание 4. «О какой оболочке идет речь?» Учащиеся наклеивают на листы бумаги описание соответственно данной оболочке Б) - Мы завершаем работу в Институте Земли. Возьмем листы контроля знаний и выполним предлагаемые задания. Тест 1.Максимальная толщина земной коры: а) 80 м б) 80 км в) 800 м г) 8000 м д) 800 км 2.Толщина мантии а) 10 км б) 65 км в) 2900 км г)3500 км д)1800 км 3. Радиус ядра Земли а) 3500 км б) 2900 км в) 80 км г) 1500 км д) 2500 км 4. Твердая оболочка Земли а) биосфера б) атмосфера в) литосфера г) гидросфера д) ноосфера 5. Внутреннее строение Земли а) литосфера и мантия б) мантия и ядро в) земная кора, мантия и ядро г) горные породы и магма д) вулканические породы и лава 6. Закончи предложение Атмосфера – это … Гидросфера – это …. Биосфера – это … Литосфера – это … Ключ к тесту 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | б | в | б | в | в | Воздушная Водная Жизнь твердая | Критерии оценки: 9/ 8 – «5» 8/7- «4» 7/6 – «3» |
| |
5.Рефлексия. Сегодня я на уроке был … Я работал на уроке …. Пожелание … |
6.Домашнее задание |
§14,15 ответить на вопросы Нанести на к.карту материки и океаны | §15, вопросы 1-3 |