СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Весеннее вдохновение"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Собственная методическая разработка "Весенее вдохновение". Интересный урок, есть музыкальный материал и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Весеннее вдохновение"»



МБОУ СОШ №2



Методическая разработка по музыке для 5 класса

«Весеннее вдохновение "

Разработала учитель музыки высшей категории: Абуева Любовь Алексеевна







г. Буйнакск



Цель: Увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет композиторов, поэтов, художников на создание произведений. Научить слушать музыку, формировать чувства прекрасного, развивать воображение и творческие музыкальные способности детей. Увлекать, покорять и наслаждаться красотой искусства.

Оборудование: синтезатор, компьютер, фонограмма с музыкой, проектор, доска музыкальные инструменты.

Задачи:

  • развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

  • развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

  • развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;

  • воспитывать интерес и чувство уважения к музыке;

  • воспитывать любовь к природе, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие . Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная деятельность, групповая работа.



План урока: 1. Организационный момент. Вход под музыку. Музыкальное приветствие.

2. Определение темы урока. И.Дунаевский "Журчат ручьи"

З.Слушание и анализ музыкальных произведений:

а) С. Рахманинов романс «Весенние воды» на сл. Ф.Тютчева;

б) М.Кажлаев «Весенняя капель»;

в )А.Вивальди «Весна»;

г) М. Таривердиев "Весеннее утро",

д) И.Штраус «Звуки весеннего вальса»,

4. Творчество учащихся на уроке.

5. Викторина.

6. Вокально-хоровая работа.

а) распевка;

б) показ песни «Песенка для мамы» муз. и слова Л.Роот , беседа о прослушанном;

в) проговаривание и разучивание слов;

г) разучивание мелодии;

д) исполнение песни учащимися;

е) исполнение песни с импровизацией на музыкальных инструментах.

7. Итог урока. Домашнее задание. Формирование положительных эмоций.



Ход урока: 1. Учитель: Добрый день!

Дети: Добрый день! Говорим мы каждый день. Этими словами здороваемся с вами-2 раза (музыкальное приветствие под музыку)

Учитель: Очень хорошо. А теперь давайте друг другу улыбнемся.

Учитель: Сегодня у нас удивительно красивый урок. Мы будем чувствовать, слушать, представлять, изображать красоту человеческого ума и сердца.

2. Определение темы урока.

Учитель: Музыка-это искусство звуков, которые воздействуют на человека с огромной силой. Так как гимнастика выпрямляет тело человека,- музыка выпрямляет его душу. И мы сегодня убедимся в этом.

Для начала давайте определим тему нашего урока.

(На экране появляются клип о весне, и звучит фонограмма «Журчат ручьи» на музыку И.Дунаевского)

Дети: Весне!

Учитель: Правильно. Тема нашего урока называется так «Весеннее вдохновение » (Тема на экране)

Учитель: А что такое вдохновение?

Ответы детей. Вдохновение – это творческий подъем, прилив творческих сил.

Учитель: Правильно. Вдохновение-это удивительное состояние человека, при котором ему хочется творить, писать стихи, рисовать, сочинять музыку, петь и даже танцевать.

-Весна, весна! Как воздух чист. Как ясен небосклон! Своей лазурью живой слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!

Учитель: Весна. А что происходит с природой весной?

Дети: Она просыпается. Из земли пробивается молодая зеленая травка. Появляются первые подснежники. На деревьях распускаются почки. Прилетают перелетные птицы, первые вестники весны.

Учитель: Пробуждение природы - это вечный источник вдохновения. Многие поэты, художники, музыканты и композиторы, вдохновленные весной начинают творить с новой силой.

Учитель: А сейчас, давайте послушаем, как рисует приход весны композитор С.С. Рахманинов и поэт Ф. Тютчев в своем романсе «Весенние воды» в исполнении Муслима Магомаева.

3.Слушание романса «Весенние воды»

Учитель: Какой характер у музыки этого произведения? Какое развитие присутствует в этом романсе?

Дети: Музыка взволнованная, решительная, динамичная и смелая. Развитие динамическое и исполнительское.

Учитель: Весна идет весне дорогу! И этим все сказано. А сейчас давайте послушаем как изобразил весеннее настроение дагестанский композитор Мурад Кажлаев. Произведение называется «Весенняя капель» (Слушание)

Учитель: Какой нарисовал весну Мурад Кажлаев? Ответы детей: Музыка нежная, тёплая и спокойная. Здесь присутствует динамическое развитие и тембральные краски.

Учитель: Сколько нежности и теплоты выражает эта музыка.

А вот великий итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди посвятил свой цикл временам года, который так и называется "Времена года". Сейчас мы послушаем фрагмент из этого цикла. (Слушание А. Вивальди."Весна")

Ответы детей: Очень похоже, что весну нарисовал А.Вивальди.

Учитель: чтобы передать настроение музыки, композитор какие краски использовал?

Дети: ладовые, динамические, темповые и регистровые краски.

Учитель: Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились именно благодаря любви к ней.

У писателя К.Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

-Обратите внимание на три слова: творчество, природа, вдохновение.



-Какое вы можете поставить на первое место? (Природа – вдохновение – творчество).

- Если природа – это источник вдохновения, то как отразится ее гибель на творчестве? (Нет природы, нет вдохновения, нет творчества). Учитель: Сейчас мы послушаем ещё одно произведение, которое нам вновь напомнит о весне, "Весеннее утро",автором которого является замечательный композитор, народный артист России Микаэл Таривердиев.

Микаэл Таривердиев (1931-1996) - композитор, народный артист России, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов, вокальной музыки. Это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы". Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957г.

Таривердиев - один из моих любимых композиторов. Я думаю, что вы тоже его полюбите.

Итак, слушаем "Весеннее утро"(слушание)

Что вы увидели, слушая эту музыку?

Ответы детей. (Увидели то, как природа просыпается...)

Учитель: Весна-это удивительное время года. Весной вся природа просыпается, расцветают цветы. Цветы дарят нам красоту и вдохновляют нас на творчество. Давайте отправимся в страну цветов. Послушаем чарующую музыку. А вы постарайтесь угадать кто автор музыки и как оно называется.

(Слушание И. Штраус "Звуки весеннего вальса")

4. Творчество учащихся.

Учитель: Мы уже вдохновились музыкой замечательных композиторов, а теперь давайте тоже попробуем свои силы и попробуем тоже творить. Я вам дала задание на дом сочинить четверостишье о весне. Кот хочет нам его прочесть? А может быть у кого-то получилось сочинить мелодию? Спасибо, девочки!

5. Викторина. А теперь давайте проверим знания в области музыки. Внимание на экран. Молодцы, ребята!

А сейчас сядьте удобнее и скажите:

Сяду прямо, не согнусь,

И за пение возьмусь.

6.Вокально-хоровая работа.

а) Попевки: "Эхо", "Перепёлка" "Утро" "Весна идёт".

Учитель: Какой самый первый весенний праздник?

Ответы детей ........

А что бы вы хотели подарить вашим мамам?

Давайте подарим маме песню, которая так и называется

"Песенка для мамы» музыку и слова написала З.Роот

б)показ песни «Песенка для мамы» муз. и слова З.Роот , беседа о прослушанном;

в) проговаривание слов, разучивание текста;

г) разучивание мелодии;

д) исполнение песни учащимися;

е) исполнение песни с импровизацией на музыкальных инструментах.

Чтобы наша песня зазвучала по-новому, давайте её украсим. Будем петь, и аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.

7. Итог урока. Формирование положительных эмоций.

Учитель: Вам понравился урок? На что он вас вдохновил?

Мир вокруг нас огромен и прекрасен, и когда, талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, красками, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку или смотрят картины, сами становятся добрее, красивее и лучше.

Мне было очень приятно общаться с вами, но наш урок подошел к концу.

Задание на дом. Нарисовать то, на что вас вдохновил сегодняшний урок. Спасибо за внимание!

До свидания, до новых встреч!

Выход под "Вальс цветов" П.И.Чайковского.