1. Постановка цели и задач 2. Слово учителя 3. Осмысление содержания 4. Итоги урока 5. Домашнее задание 6. Заключительное слово учителя | Ребята, посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (читает учитель) Л.Толстой - Как вы считаете, связан ли эпиграф с темой нашего урока? -Конечно, эпиграф связан с нашим уроком. Давайте запишем тему: «Уроки нравственности В. Белова (по пьесе «Над светлой водой»). -Наша цель сегодня, познакомиться с явлением в литературе – «деревенская проза», с биографией замечательного писателя В. Белова, проанализировать одну из пьес писателя («Над светлой водой»). -Василий Белов – неизвестный вам писатель. Но это имя значится среди родоначальников так называемой «деревенской» литературы. «Деревенщики» стали заявлять о себе и своем творчестве в начале 60-ых годов. - А самым важным все же является трепетное отношение писателей к традиционной нравственности русской культуры. И, если вспомнить произведения русских классиков, то внимание к духовной жизни человека, к нравственности в русской литературе становится очевидным («Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Портрет» Гоголя, «Ася» И.С.Тургенева). В этом проявляется близость творчества писателей-«деревенщиков» к классической русской литературе. - Имя Василия Белова стоит рядом с именами Валентина Распутина, Василия Шукшина, Виктора Астафьева и др. - Для того, чтобы перейти к творчеству В. Белова, нам следует с вами познакомиться с биографией писателя. Дома, вам нужно было подготовить биографию по материалам автобиографии. Давайте посмотрим, что из этого получилось. - Как вы уже сказали, Василий Иванович Белов – известный талантливый писатель «деревенской прозы». Большинство произведений писателя посвящены деревне, Родине, безответственности, нравственности. - Дома вам было задано поработать с критическими статьями. Ответьте на вопрос: Кто посодействовал рождению Белова-драматурга? - А сейчас давайте перейдем к самому анализу пьесы. - Начнем анализ с актуализации впечатлений, возникших в ходе и после завершения чтения пьесы. - Какие действующие лица представлены в пьесе? - Важное в характерах героев в драме выясняется в развитии конфликта. Вспомним, что такое конфликт в драматургическом произведении? - Какие основные конфликты мы наблюдаем в пьесе? - В чем заключается конфликт между Федором и его сыном председателем? -Найдите диалог между отцом и сыном. - Ребята, какой вывод можно сделать из этого разговора? - Чем заканчивается конфликт между отцом и сыном? Найдите в тексте. - Давайте посмотрим, какой же конфликт назревает в пьесе между молодежью? - Покажите на примерах из пьесы, почему возник конфликт? - Когда приезжает Георгий, что происходит? - Давайте будем рассуждать. Как вы думаете, правильно ли она сделала, ответив взаимность? Что ее натолкнуло на эти отношения? Найдите примеры в тексте. - Как складываются отношения между Дашей и Георгием? Приведите примеры из текста. - Расскажите, какое отношение к маленькому Саше? - А кто с ним нянчится? Почему? - Чем заканчивается конфликт между молодыми? - Прочитайте последние строчки пьесы. Какой смысл финала? (Георгий. Какой большой и пустынный дом!) Поразмышляем. - Давайте обобщим, какие темы и вопросы, автор поднимает в пьесе «Над светлой водой» - Какие уроки дает нам писатель В. Белов своей жизнью, своим творчеством? - Вернемся к началу: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Были ли герои пьесы «Над светлой водой» счастливы? Домашним заданием для вас будет написать небольшое ЭССЕ на тему: «Были ли счастливы герои пьесы?» - Урок хотелось бы завершить словами самого Василия Белова: «И сколько нам отпущено жить – никто не знает... Но жить все равно придется, и жить по-человечески, вернее по-божески…» | (все внимание учеников на доску) (учащиеся высказывают свое мнение, связан или нет эпиграф, отталкиваются от прочитанной пьесы) (ученики записывают тему урока в тетради) ) (Один из учеников рассказывает биографию В. И. Белова, остальные ученики добавляют то, что прочитали о писателе) Ответ учеников: дружба с В. М. Шукшиным. После написания киноповести «Целуются зори», В. Белов в 1973 г. пишет пьесу «Над светлой водой». (ученики высказывают свои эмоции, впечатления) (Федор, Председатель, Ваня, Трефена, Полковник, Анна Андреевна, Даша, Георгий) Столкновение взглядов, позиций, которые вызывают спор. 1) Конфликт между Федором Касаткиным и его сыном председателем. 2) Конфликт между Дашей, Ваней и Георгием. Председатель хочет выселить из родного дома своего отца, чтобы продать его дом городским под дачу. (Федор. Да чего я забыл в Покровском? Председатель. Не переедешь? Обрежем усадьбу). Сын равнодушен к судьбе своего отца, его не интересует, что станет с ним, когда он покинет свой дом. Федора Касаткина увозят в больницу - Любовный треугольник между Дашей, Иваном, Георгием. Иван уходит в армию, Даша клянется ждать его из армии всю жизнь: Ваня. Я буду думать о тебе каждый день Даша. Ванечка я о тебе буду думать Всю жизнь. Георгий признается в любви Даше, отвечает взаимностью. Георгий. Даша, я вас люблю! Я никого никогда так не любил! Даша. Не надо…Ах, зачем вы так? (Рассуждения учеников, вероятно, что мнения могут расходиться) Даша не хотела работать дояркой. Ответила взаимность ради своей выгоды, чтобы жить в городе. Даша. У меня руки пахнут навозом Я не буду работать Даша не любит Георгия, Георгий ее не уважает. Даша. Если не уважаешь меня, то хоть не спорь с матерью У Даши и Георгия есть сын Саша. Даша признается Георгию, что сын Ивана: Даша. Это сын Ивана. Ты доволен? Георгий. Тварь! Ты лживая подлая баба! Саша никому не нужен, ни родному отцу, ни матери, ни Георгию, даже бабушке Нине Андреевне. 1) Иван. Что парень? Ну что парень? Трефена. Твой ведь Иван. Я не верю. Я не могу, не могу. 2) Нина Андреевна. Безобразие. Кто смотрит за ребенком? Сделайте так, чтобы ребенок спал. Трефена, мать Ивана. Любит маленького Сашу, он чувствует ее доброту, тепло, любовь, спокойствие. Чувствует, что он нужнее Трефене. Трефена поет ему колыбельные. Георгий чувствует себя опустошенным, никому не нужным, как и маленький Саша. Саша повторил судьбу Георгия. Георгий. Ложь. Кругом одна ложь Я и забыл, я ведь тоже ничей…У меня нет ни отца, ни жены, ни сына, я ничто! Как и начиналась пьеса, нужно было переселить Федора Касаткина из своего родного дома. Федора увозят в больницу. Дом становится пустым. После долгих выяснений отношений в семье. Георгий остается таким же одиноким, никому не нужным как и дом Федора Касаткина. Тема родины, тема любви к малой родине, тема семьи, продолжения рода, тема воспитания, вопросы нравственности. Не стоит обманывать своих родных, жить ради выгоды. Нужно помнить своих предков, чтить родителей. Нужно стать хорошим семьянином, отцом и матерью, вырастить из своих детей хороших людей. Нужно помнить родные края. А будешь любить свои деревню, село, городок или большой город – будешь любить свою страну, свою родину. (ученики записывают домашнее задание) |