СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока внекласного чтения. А.Грин "Алые паруса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока поможет учителю вовлечь в работу всех обучающихся и всесторонне дать характеристику героям произведения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока внекласного чтения. А.Грин "Алые паруса"»


Урок внеклассного чтения. А. Грин «Алые паруса»


Цели:


  • Пробудить у учащихся желание познакомиться с другими произведениями А. Грина, заинтересовать их личностью писателя.

  • Убедить подростков в необходимости «делать чудеса своими руками».

  • Совершенствовать умение учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками, продолжить формирование культуры работы с книгой.

  • Формирование модели нравственного поведения обучающихся на примере поступков героев.

Оборудование: ноутбук, проектор, листки самоконтроля, тесты


Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Вступительная беседа:

У.Сегодня на уроке мы зажгли свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас всех к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике 20 века». (Слышны звуки моря)

У. Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каверна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину.»

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

- Как вы думаете это русский или зарубежный писатель?

- В какое время, в какой стране жил?

- Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

На эти вопросы нам ответят ребята – биографы.

Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как сына экипажа.

3. Выступления учеников. Рассказ о биографии писателя.

4. Слово учителя:

Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

Он сам назвал своё произведение феерией. Волшебное, сказочное действие.(запись в тетрадь)

5. Тест. Проверка домашнего задания.

Работу над произведением мы начнём с проверки домашнего задания

Тест на знание текста:

  1. Кто такой Лонгрен?

  2. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?

  3. Кто такой Эгль?

  4. Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?

  5. Что сделал маленький Грей из солидарности к служанке Бетси?

  6. Название корабля, который купил капитан Грей?

  7. Первый подарок Грея Ассоль?

8. “Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!”

9. “У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа”

10. “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру”

11. “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею”

12. “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.

Ответы:

1. Отец Ассоль, матрос.

2. Он стал делать игрушечные корабли.

3. Собиратель сказок. Ассоль думала, что он волшебник.

4. Артура Грэя.

5. Обварил руку.

6. «Секрет».

7. Кольцо.

8. Лонгрен.

9. Мария, жена Лонгрена, мама Ассоль.

10. Ассоль.

11. Лонгрен.

12. Грэй.


Подсчитайте баллы и заполните лист самооценки.

12 – 11 – «5»

10 – 8 - «4»

7 - 5 - «3»


6. Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

Основные правила работы: (на столе у каждого ученика)

Чётко формулировать свои мысли.

Высказывать свою точку зрения.

Не перебивать друг друга.

Активно участвовать в обсуждении.

Любое высказывание подтверждать текстом.

Учитель раздаёт задание группам.

Во время подготовки Видеоклип на песню «Ассоль».

Выступления детей. Анализ эпизодов. Характеристика героев.

Жители Каперны.


1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.


2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.


Ассоль.


1. Расскажите о детстве девочки.


2. Автор использует оригинальный ход при описании внешности Ассоль. Какой и зачем?


Грэй.


1. Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Расскажите с какими. Что можно сказать о характере мальчика?

2. О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?


Дополнительные вопросы:


  • - Почему Лонгрен сторонился земляков?

  • - Какой была Мария, его жена?

  • - Почему не помогли ей в трудную минуту?

  • - Почему она умерла?

  • - Как поняли, почему Лонгрен не помог утопающему Меннерсу?

  • - Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

  • - Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни?

  • - Что её отличает от них?

  • - Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?

Грэй.

- Что же было главным в характере Грэя? Мы неслучайно так подробно остановились на становлении характера Грэя. Этот мальчик достоин уважения.

Как вы считаете – почему?

7. Итог:

Слово учителя.

- Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Именно таким был Грэй.

Просмотр финальной сцены.

Вопросы классу:

- Случайно ли название шхуны «Секрет»?

- Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

- Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

(Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

- Как и какое чудо сотворил Грэй?

8. Рефлексия.

Синквейн.

Темы: Ассоль, Грэй, «Алые паруса», Александр Грин.

9. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «А какое маленькое чудо я совершил или могу совершить?»

10. Оценивание по листку самоконтроля.

В конце урока прослушивание песни «Алые паруса»

4