СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Вулканы Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект  и презентация урока.

Просмотр содержимого документа
«Вулканы Земли»

Урок по географии 5 класс

Тема урока: «Вулканы Земли»

Бабушкина Татьяна Анатольевна, учитель географии

Цель: создание условий для формирования представления, усвоения и осмысленияновой информации по теме "Вулканы"

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Проявление учебно-познавательного интереса к теме урока.

  2. Развитие навыков со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. Развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Предметные:

  1. Использовать понятия «земная кора», «литосфера» для решения учебных задач при построении конструктора литосферных плит.

  2. Выделять и объяснять существенные признаки вулканов.

  3. Проводить самостоятельный поиск географической информации о вулканах и их местоположение.

  4. Обозначать на карте действующие и потухшие вулканы мира.

  5. Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать тему урока, цель урока, ставить учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации из материалов учебника, текстов и иллюстраций;

- понимать учебную информацию и классифицировать ее как основную и второстепенную;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: учебник (А. А. Летягин §7), рабочая тетрадь, атлас «Начальный курс географии» (5 класс), компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, видеофильмы «Извержение вулкана» и «Вулканы и гейзеры», картон, клей, ножницы, «конструктор литосферных плит», таблица «Вулканизм и землетрясения», «Физическая карта мира».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Приветствие

взаимопроверка готовности к уроку в парах

2. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке по определению темы урока, к постановке цели и задач урока)

Цель этапа: определение учащимися темы, цели и задач урока

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать тему, цель урока, понимание учебных задач и стремление их выполнить, умение вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.



Слайд 2 тема урока «Вулканы Земли»



Слайд 3 «Вулкан Килиманджаро»

(Рисунок вулкана, на котором отмечается базовый лагерь и другие стоянки)



























Слайд 4








Демонстрация видеофильма 1 «Извержение вулкана» (слайд 1)





























Я думаю вы догадались о чем сегодня пойдет речь на уроке. Итак, назовите тему урока



Запишите тему урока в тетрадь.


Сегодня мы отправляемся в путешествие – восхождение на один из самых высоких и красивых вулканов мира, Килиманджаро.

Мы находимся у его подножия в базовом лагере. (отмечается на рисунке флажком). Начинаем восхождение.



Ребята, что вам известно о вулканах?

Какие у вас возникают с ними ассоциации?



Опишите, как вы представляете извержение вулкана.

О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?


Какова цель и задачи урока?








Поставив цели и задачи, мы поднялись в 1 лагерь (учитель ставит флажок).

Просмотр видеофильма 1


Ученик читает стихотворение Владислава Амелина «Вулкан»:


Как будто демон вырвался с Земли...
Всё на пути своём вулкан сметает...
И тонны пыли грозные столбы...
Округу всю нещадно укрывают...

Окутано живое всё огнём...
Лес хвойный у подножья весь пылает...
Как будто воин злой прошёл мечом...
Всё в Аде том кромешном погибает...

Пытаются все от огня уйти...
Не по душе всем эта злая сила...
Убежище желает всяк найти...
Не обузданна грозная стихия...

Окрестности пронизывает гром...
Всё рушится, Земля даёт провалы...
Вулкану жалость вовсе не почём...
Он рушит города и даже страны...

Вулкан хоть и коварен изнутри...
Но издали прекрасен в своём гневе...
Не повторим особенно в ночи...
Нет действа ворожительней на свете.

[6]



«Вулканы Земли»















Это очень опасное природное явление, может извергаться. Лава, гибель живых организмов.





Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов.



Формулируют цель и задачи урока


Сформировать представление о вулканах, изучить строение и типы вулканов, выяснить причины извержений и районы распространения вулканов


3. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель этапа: начать формировать у пятиклассников представлений и знаний о вулканах, их типов, о районах их распространения

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждения; умение работать с дополнительной литературой, анализировать , выделять главную и второстепенную информацию, составлять доклады, выдвигать свои гипотезы и аргументировать свою точку зрения, определять и описывать существенные признаки вулканов, составлять определение понятий «вулкан», «вулканизм», совершенствование умения работать с картами, компьютером и комп. программами.


Слайд 5 «Гефест»

































































Слайд 6













Слайд 7






Слайд 8



Слайд 9











Слайд 10





Слайд 11-12


















Слайд 13







































Слайд 14







Сообщения учеников о вулканах, о происхождении названий, легенда народов



















































































































Спасибо ребята за интересные сообщения, а я вам предлагаю посмотреть видеофильм «Вулканы и гейзеры»(3 минуты)


Просмотр видеофильма 2


На основании видеофильма и таблицы «Вулканизм и землетрясения», расскажите о строении вулкана и соберите из пазлов макет вулкана.








Молодцы, мы совершили небольшой подъем и разбиваем промежуточный лагерь (2), пометьте флажком.


Что извергают вулканы?



В чем отличие лавы от магмы?



Что такое вулкан?



От чего зависит форма вулкана?








Назовите типы вулканов и в чем их отличия

Выполните задание 2 в рабочей тетради на стр. 20.



Назовите самый высокий действующий вулкан России

Используя атлас и текст учебника на стр. 36-37, приведите примеры действующих и потухших вулканов. Назовите, как в атласе отличают действующий и потухший вулкан.



Где образуются вулканы?







Давайте вместе создадим конструктор литосферных плит. Описание работы на стр. 38 -39 учебника

Домашним задание будет доработать схему, обозначив на ней название действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и обозначены в атласе «Начальный курс география» на стр. 12-13.


Молодцы, мы совершили еще один переход, разбиваем промежуточный лагерь (3), пометьте флажком и остался еще 1 подъем к вершине вулкана.


Можно ли предсказать извержение вулканов и кто занимается изучением вулканов?







Вулканы – только одно из проявлений вулканизма – ряда природных явлений, связанных с перемещением магмы в земной коре. Назовите еще одно проявление вулканизма.



Что такое гейзеры?





Назовите причины возникновения гейзеров.





В каких районах Земли наиболее часто встречаются гейзеры?


Молодцы, с заданием урока вы справились хорошо. Даже не заметили, что мы покорили вершину вулкана Килиманджаро(учитель отмечает флажком)

Сообщение ученика 1.

По древним сказаниям земной огонь происходит от огня небесного и прячется он внутри вулканов, которые время от времени извергают его. И греки, олицетворяя эту грозную стихийную силу природы, сложили миф о Гефесте, которого римляне назвали Вулканом. Все огнедышащие горы на земле мы называем латинским именем этого бога.
Гефест — сын Геры и Зевса. Родился он тщедушным и хромым. ...В маленьком, колеблемом дуновением ветерка огоньке спички трудно разглядеть всепожирающее пламя лесного пожара. Вот и Гера не заглянула в будущее Гефеста. Устыдилась она уродца и сбросила его с Олимпа. Долго летел он, пока не ударился о воды океана.
Жизнь сброшенного с Олимпа бога спасли дочери Океана нереиды. Остался Гефест навсегда хромым. Но зато у него были сильные, с могучими мышцами руки, которые играючи били огромным молотом по наковальне, и ловкие пальцы, которые могли превращать золото в несравнимые ни с чем по красоте и изяществу украшения. На дне океана, во дворце Посейдона, он устроил свою первую кузницу и своими изделиями одарил нереид.
Но не проходил у Гефеста гнев на мать, так жестоко с ним поступившую. Решил он ей отомстить. Выковал красивый золотой трон и отнес на Олимп. А сам сразу же перенесся в свою кузницу. Гера села на трон, но встать не смогла! Трон-то оказался с секретом. Тысячи невидимых нитей привязали ее к сиденью. Разорвать их мог только сам Гефест.
Зевс отправил своего посланца «крылоногого» Гермеса, чтобы тот уговорил Гефеста вернуться на Олимп и избавить мать от наказания. Но сердце Гефеста все еще было переполнено обидой и злобой. Отказался он выполнить просьбу громовержца. Тогда Зевс отправил к Гефесту веселого бога винограда и вина Диониса. Он напоил Гефеста вкусным хмельным напитком, который вытеснил из сердца все плохие чувства. Сел Гефест на осла, въехал на Олимп и позволил Гере встать с хитроумного трона.
Но вести полную удовольствий жизнь на Олимпе он не захотел, вернулся в свою кузницу, которая пряталась в недрах огнедышащего вулкана Этна. Гора часто содрогается. В ее недрах слышны глухие удары. Это работают гигантскими молотами подручные Гефеста — одноглазые великаны циклопы. Много заказов богов выполнил он в своей кузнице. Для Аполлона изготовил стрелы, которые без промаха поражали цель, а потом возвращались сами в его колчан. Он сделал колесницу для солнечного бога Гелиоса и еще множество других прекрасных вещей.
Гефеста можно считать самым первым изобретателем. Он выковал себе механических помощников, которые раздували огонь, качая мехи. И людей он обучил кузнечному искусству.
Так что за внешним уродством может скрываться светлый ум и великий талант. [14]


Сообщение 2 ученика

Долгое время люди были бессильны против гнева вулканов. Они думали, что это гнев богов, которые хотят их наказать. Чтобы задобрить их, люди подносили им дары, устраивая места паломничества у кратеров. Так появилось много легенд о вулканах.

Фудзияма – символ вечности. В Японии все вулканы считаются священными местами. В них живет Он, монстр красного цвета, который просыпается во время извержений. Легенда гласит, что некогда сам император бросил в кратер самого известного в Японии вулкана Фудзияма эликсир бессмертия. Согласно поверью, фумаролы, исходящие из него, содержат этот эликсир. Ежегодно в июле тысячи паломников, одетых в длинные белые одежды, поднимаются на высоту 3 776 м. Они обходят вокруг кратера и поджигают огромные деревянные башни. [13]







Просмотр видеофильма 2






Ученики составляют рассказ о строении вулкана (очаг магмы, жерло и кратер),дают свои определения и сравнивают их с научными определениями, представленными в тексте учебника на стр. 35-36 или в «Географическом словаре» [8], собирают модель вулкана






Пепел, газ, вулканические бомбы, лаву.


Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой


Это гора, которая имеет особое строение(жерло, кратер, очаг магмы)


От вязкости: если густая и вязкая, то остывает быстро и образуется высокая гора – конический вулкан, более жидкая лава, остывает медленнее и растекается на более большие расстояния, образуется щитовой вулкан



Действующие, потухшие и уснувшие

Ребята заполняют пропуски и зачитывают результат работы (приложение 1)





Ключевская Сопка, его высота 4850 метров

Действующие вулканы отмечают красной звездочкой, а потухшие – черной. Ребята приводят примеры вулканов и отмечают на карте мира карточками с названием вулкана


Вулканы расположены вдоль крупных разломов земной коры и проявляют активность, когда плиты земной коры сталкиваются или раздвигаются



Учащиеся выполняют практическую работу (приложение 2)


















Изучением вулканов занимаются вулканологи. Предсказать извержение сложно. В настоящее время учеными разработаны методы прогнозирования извержения, например, определение активности вулкана при помощи спутников.








К проявлениям вулканизма относят гейзеры .


Это периодически фонтанирующие источники с разной температурой и составом воды.



Нагрев воды до 100 градусов и выше, закипание и выбрасывание из горловины гейзера воды и водяного пара.


На Камчатке, В США, Новой Зеландии и др.

4.Обобщение и закрепление знаний

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: анализ, сравнение и обобщение на основе имеющихся знаний



Но для того, чтобы вернуться обратно – домой необходимо проверить ваши знания

(Используется прием «кубик», на каждой стороне которого вопросы)

  1. Что такое «вулкан» и «вулканизм»?

  2. Каково строение вулкана?

  3. Назовите типы вулканов и приведите примеры

  4. Назовите вулкан, разрушивший знаменитый город Помпеи

  5. Где располагаются вулканы?

  6. Как называют ученых - специалистов, исследующих вулканические процессы.









Ученики отвечают на поставленные вопросы

5.Рефлексия

Цель этапа: проверка достижения цели урока, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого ребенка

Формируемые УУД: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения и закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.


Оценивание деятельности учащихся по десятибальной шкале с позиций «Я», «Мы», «Дело».

«Я»- как я работал, допускал ли ошибки?

«Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им?

«Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?


Объект оценки

Численная оценка (1-10 баллов)

«Я»


«Мы»


«Дело»


[12]

Слайд 15


















Ученики оценивают свою деятельность, заполняя таблицу

Домашнее задание


Слайд 16

§7,

Конструктор литосферных плит и рабочая тетрадь стр. на стр. 18-19


Составьте кроссворд «Вулканы Земли» или сообщение о известном гейзере (вулкане), используя дополнительную литературу или интернет - ресурсы




Записывают домашнее задание













Список литературы

  1. А. А. Летягин «География. Начальный курс» 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. А. Летягин.- М.: Вентана – Граф, 2 – е изд., 2014 год.- 160 с.

  2. А. А. Летягин «География: дневник географа – следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь»/ А. А. Летягин.- М.: Вентана – Граф, 2015 г.

  3. И. В. Душина, А. А. Летягин. Начальный курс географии: 5 класс: атлас/И. В. Душина, А. А. Летягин- 3 –е изд.- М.: Вентана – Граф, 2015 г.

  4. Энциклопедия для детей. Геология. Москва, “Аванта”, 2000 г.

Ссылки на источники глобальной сети Internet

  1. Владислав Амелин «Вулкан». [Текст]: http://www.vlad-amelin.ru/stixi-o-prirode/3520-vulkan.html. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (20 ноября 2015 г.)

  2. Видеофильм «Вулканы и гейзеры». http://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU

  3. Видеофильм «Извержение вулкана Этна»http://www.youtube.com/watch?v=o7DKQUudRjk.

  4. Географический словарь. [Текст]: http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/378.htm: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - (30 ноября 2015 г.)

  5. Гефест. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (29 ноября 2015 г.)

  6. Древняя Греция. http://ellada.spb.ru/?p=3010131. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (21 ноября 2015 г.)

  7. https://www.google.ru/search?q=мифы+древней+греции+гефест. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (21 ноября 2015 г.)

  8. Казакова Е. И. Оценка и самооценка. [Текст]: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiQ2cu69bfJAhXnvXIKHTrFD4oQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Ffobr.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F12%2FKazakova-otsenka-i-samootsenka.ppt&usg=AFQjCNFzs20aOPOppGaXDpJvEZmawmA82w&bvm=bv.108194040,d.bGQ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: - (25 ноября 2015 г.)

  9. Легенды о вулканах. [Текст]: http://umeda.ru/sacred_mountains. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (21 ноября 2015 г.)

  10. Мифы и легенды народов мира. [Текст]: http://www.legendami.ru/bod/greece/greece32.htm. [Электронный ресурс]. Режим доступа: – (22 ноября 2015 г.)

































































Приложение 1

Вулканы мира

Заполните таблицу.

  1. Впишите пропущенные слова в верхние строки таблицы.

  2. В соответствующие графы таблицы запишите примеры вулканов на суше и примеры островов, которые были образованы в результате вулканической деятельности




вулканы сильно разрушены. Сведения об их извержениях



Материк _________________

Вулкан_________________


Высота __________________

_______________________

вулканы слабо разрушены, сохраняют специфическую_______


Сведения об их извержениях ____________________


Материк ____________________

Вулкан______________

Высота______________


вулканы извергаются в __________________


или в ______________


Тихий океан

________________острова

Индийский океан

________________острова

Атлантический океан

________________острова








































Приложение 2









Приложение 3

Оценивание деятельности

Объект оценки

Численная оценка (1-10 баллов)

«Я»


«Мы»


«Дело»




Оценивание деятельности учащихся по десятибальной шкале с позиций «Я», «Мы», «Дело».

«Я»- как я работал, допускал ли ошибки?

«Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им?

«Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?




7


Просмотр содержимого презентации
«Вулканы Земли»

Демонстрация видеофильма 1  «Извержение вулкана Этна»

Демонстрация видеофильма 1 «Извержение вулкана Этна»

Вулканы Земли

Вулканы Земли

Вулкан Килиманджаро

Вулкан Килиманджаро

Цель урока - Сформировать представление о вулканах,  - изучить строение и типы вулканов,  - выяснить причины извержений и районы распространения вулканов.

Цель урока

- Сформировать представление о вулканах, - изучить строение и типы вулканов, - выяснить причины извержений и районы распространения вулканов.

Гефест – бог огня - Вулкан

Гефест – бог огня - Вулкан

Просмотр видеофильма 2  «Вулканы и гейзеры»

Просмотр видеофильма 2 «Вулканы и гейзеры»

Строение вулкана

Строение вулкана

Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой

Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой

Формы вулканов Конические Щитовые

Формы вулканов

Конические Щитовые

Типы вулканов Выполните задание 2 в рабочей тетради на стр. 20.

Типы вулканов

Выполните задание 2 в рабочей тетради на стр. 20.

Типы вулканов

Типы вулканов

Границы литосферных плит

Границы литосферных плит

Гейзеры - периодически фонтанирующие источники с разной температурой и составом воды.

Гейзеры

- периодически фонтанирующие источники с разной температурой и составом воды.

Объект оценки Численная оценка (1-10 баллов) «Я» «Мы» «Дело» «Я»- как я работал, допускал ли ошибки?   «Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им?   «Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?

Объект оценки

Численная оценка (1-10 баллов)

«Я»

«Мы»

«Дело»

«Я»- как я работал, допускал ли ошибки? «Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им? «Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?

Домашнее задание §7,  Конструктор литосферных плит и задания в рабочей тетради на стр. 18 - 19     Составьте кроссворд «Вулканы Земли» или сообщение о известном гейзере (вулкане), используя дополнительную литературу или интернет - ресурсы

Домашнее задание

§7, Конструктор литосферных плит и задания в рабочей тетради на стр. 18 - 19   Составьте кроссворд «Вулканы Земли» или сообщение о известном гейзере (вулкане), используя дополнительную литературу или интернет - ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!