11 класс___________________________________
Тема. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия
Цели и задачи обучения: формировать умение определить направление своей проектной деятельности;
научить формулировать требования к объекту проектирования; способствовать формированию умения сделать выбор своего объекта проектирования в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;
учить на основании анализа делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с применением методов ТРИЗ;
обучить умению выбирать материал для проектируемого изделия.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (1-е изд., с. 196-197, 200), рабочая тетрадь; банк идей проектных работ.
На освоение материала данной темы программой базисного курса обучения отводится один час учебного времени.
Занятие носит творческий, практический характер,
по типу урок комплексного применения знаний.
1. Выбор направления сферы проектной деятельности для выполнения проектного задания является первым шагом проектировщика. Учащемуся необходимо подобрать и сформулировать тему своего проекта в соответствии с поставленной проблемой, которая в самых общих чертах может быть сформулирована как проблема улучшения качества жизни человека или общества в целом.
Предложить учащимся ознакомиться с пятью предметными сферами, наиболее востребованными в проектной деятельности учащихся (см. главу «Учебный дизайн-проект» в учебнике технологии, 1-е изд., с. 196-197).
Мебель: стулья, лавки, кресла, стеллажи, шкафчики для обуви, полки.
Игры и игрушки: компьютерные игры, развивающие и развлекательные игры, мягкие игрушки.
Авто- и робототехника; мини-модели: машинки на батарейках, луноходы, роботы, игровые автоматы.
Осветительные приборы: светомузыка, люстры, абажуры, бра, торшеры, рекламное освещение, подсветка.
В беседе с учащимися, при их активном участии, сформулировать основные требования к выбору объекта:
объект должен быть хорошо знаком, понятен и интересен;
объект должен быть посильным для выполнения, позволять школьникам реализовать себя в творчестве;
необходимо продумать, для кого выполняется, кому будет полезен объект (при промышленном проектировании — для какого рынка сбыта и какого производства будет создаваться объект);
объект не обязательно должен быть новым, абсолютно оригинальным, он может стать усовершенствованной модификацией чего-либо.
Далее дать учащимся записать в тетрадь требования, предъявляемые к проектированию изделия.
Требования к проектированию изделия
Посильность (следует учитывать возможности учащихся и возможности школы).
Выбор рациональной технологии с учётом имеющей! оборудования, доступных материалов.
Изготовление изделия с наименьшими затратами
Экологичность.
Безопасность на стадии выполнении проекта и на стадии эксплуатации.
Эргономичность (научная организация труда).
Творческая направленность
Соответствие требованиям эстетики.
9 Полезность для общества или конкретной личности
Предложить учащимся усовершенствовать выбранный ими объект проектирования, используя метод ФСА, или определить наиболее удачный вариант проектируемого изделия с использованием морфологического анализа.
2. Осуществляя подготовку любого производства в профессиональном проектировании, т. е. расписывая технологию изготовления объекта (материального или нематериального), необходимо выбрать такие материалы и средства производства, чтобы получить объект с минимально возможными затратами, но при этом с максимально высокими потребительскими свойствами продукции.
При выборе темы проекта и объектов проектирования целесообразно использовать электронные каталоги проектов. Возможности сети Интернет создают условия для поиска информации по интересующей тематике. Также в Сети можно ознакомиться с сайтами, которые содержат примеры проектов различной направленности. Кроме этого в Интернете можно найти приглашения к участию в различных телекоммуникационных проектах.
Результаты данного мини-исследования могут быть представлены в виде мультимедийной презентации или различных публикаций, выполненных школьниками. Это может быть буклет, бюллетень, плакат и т. д.
На занятии надо уделить время проблеме выбора материала. Объясните школьникам, что материал будет иметь огромное значение для проектируемого ими изделия. В беседе на простом примере выясните у старшеклассников:
Из какого материала сделаны авторучки? 2. Почему для их производства не используют тяжёлые металлы? пластилин? стекло?
Спросить учащихся о том, какими свойствами обладают материалы, из которых они будут выполнять свои изделия. Чтобы продемонстрировать качества материалов (пластичность, твердость, упругость, хрупкость, сопротивление разрыву и т. д.), можно провести простые опыты, например с пластилином, резиной или поролоном, тканью.
Для обобщения и закрепления материала можно провести небольшую беседу. Задать учащимся ряд вопросов:
1 Какие требования предъявляются к объекту проектирования?
Какие факторы оказывают влияние на выбор материалов?
В чём достоинства выбранных вами материалов
Задание для практической работы: 1проанализируйте существующее состояние, определите потребность, выберите объект дизайна, т. е. изделие, которое необходимо усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, которым можно удовлетворить действительные потребности людей.
Для этого из пяти предложенных сфер выберите деятельность, к которой имеете больше склонностей.
2 перейти к выбору объекта (изделия), который предстоит спроектировать и изготовить.
3: зарисовать (сделать эскизы) в тетради и дать краткое описание каждого варианта выбранного объекта.
4 Выбрать окончательный вариант изделия.
А Задание на дом Выбор материалов, которые позволят осуществить дизайн проектного изделия (составить диаграмму выбора материалов). Выбрать окончательный вариант изделия