СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии при выполнении творческих проектов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ"»

11 класс___________________________________


Тема. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ Выбор материалов для изготовления проектного изделия

Цели и задачи обучения: формировать умение опреде­лить направление своей проектной деятельности;

научить формулировать требования к объекту проектирования; спо­собствовать формированию умения сделать выбор своего объекта проектирования в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями;

учить на основании анализа делать вы­бор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с применением методов ТРИЗ;

обучить умению выбирать ма­териал для проектируемого изделия.

Дидактические средства обучения: учебник техноло­гии (1-е изд., с. 196-197, 200), рабочая тетрадь; банк идей проектных работ.

На освоение материала данной темы программой базисного курса обучения отводится один час учебного времени.

Занятие носит творческий, практический характер,

по типу урок комплексного применения знаний.

1. Выбор направления сферы проектной деятельности для выполнения проектного задания является первым ша­гом проектировщика. Учащемуся необходимо подобрать и сформулировать тему своего проекта в соответствии с по­ставленной проблемой, которая в самых общих чертах мо­жет быть сформулирована как проблема улучшения качества жизни человека или общества в целом.

Предложить учащимся ознакомиться с пятью предмет­ными сферами, наиболее востребованными в проектной деятельности учащихся (см. главу «Учебный дизайн-проект» в учебнике технологии, 1-е изд., с. 196-197).

  1. Мебель: стулья, лавки, кресла, стеллажи, шкафчики для обуви, полки.

  2. Игры и игрушки: компьютерные игры, развивающие и развлекательные игры, мягкие игрушки.

  3. Авто- и робототехника; мини-модели: машинки на бата­рейках, луноходы, роботы, игровые автоматы.

  4. Осветительные приборы: светомузыка, люстры, абажу­ры, бра, торшеры, рекламное освещение, подсветка.

В беседе с учащимися, при их активном участии, сформу­лировать основные требования к выбору объекта:

  • объект должен быть хорошо знаком, понятен и инте­ресен;

  • объект должен быть посильным для выполнения, позволять школьникам реализовать себя в творчестве;

  • необходимо продумать, для кого выполняется, кому будет полезен объект (при промышленном проектировании — для какого рынка сбыта и какого производства будет соз­даваться объект);

  • объект не обязательно должен быть новым, абсолютно оригинальным, он может стать усовершенствованной модификацией чего-либо.

Далее дать учащимся записать в тетрадь требования, предъявляемые к проектированию изделия.

Требования к проектированию изделия

  1. Посильность (следует учитывать возможности учащихся и возможности школы).

  2. Выбор рациональной технологии с учётом имеющей! оборудования, доступных материалов.

  3. Изготовление изделия с наименьшими затратами

  4. Экологичность.

  5. Безопасность на стадии выполнении проекта и на стадии эксплуатации.

  1. Эргономичность (научная организация труда).

  2. Творческая направленность

  3. Соответствие требованиям эстетики.

9 Полезность для общества или конкретной личности


Предложить учащимся усовершенствовать выбранный ими объект проектирования, используя метод ФСА, или определить наиболее удачный вариант проектируемого изделия с использованием морфологического анализа.

2. Осуществляя подготовку любого производства в про­фессиональном проектировании, т. е. расписывая техноло­гию изготовления объекта (материального или нематери­ального), необходимо выбрать такие материалы и средства производства, чтобы получить объект с минимально возмож­ными затратами, но при этом с максимально высокими по­требительскими свойствами продукции.

При выборе темы проекта и объектов проектирования целесообразно использовать электронные каталоги проек­тов. Возможности сети Интернет создают условия для поис­ка информации по интересующей тематике. Также в Сети можно ознакомиться с сайтами, которые содержат примеры проектов различной направленности. Кроме этого в Интер­нете можно найти приглашения к участию в различных теле­коммуникационных проектах.

Результаты данного мини-исследования могут быть пред­ставлены в виде мультимедийной презентации или различ­ных публикаций, выполненных школьниками. Это может быть буклет, бюллетень, плакат и т. д.

На занятии надо уделить время проблеме выбора материала. Объясните школьникам, что материал будет иметь ог­ромное значение для проектируемого ими изделия. В беседе на простом примере выясните у старшеклассников:

Из какого материала сделаны авторучки? 2. Почему для их производства не используют тяжёлые метал­лы? пластилин? стекло?

Спросить учащихся о том, какими свойствами обладают материалы, из которых они будут выполнять свои изделия. Чтобы продемонстрировать качества материалов (пластичность, твердость, упругость, хрупкость, сопротивление раз­рыву и т. д.), можно провести простые опыты, например с пластилином, резиной или поролоном, тканью.


Для обобщения и закрепления материала можно провес­ти небольшую беседу. Задать учащимся ряд вопросов:

1 Какие требования предъявляются к объекту проектиро­вания?

  1. Какие факторы оказывают влияние на выбор материалов?

В чём достоинства выбранных вами материалов


Задание для практической работы: 1проанализируйте су­ществующее состояние, определите потребность, выбе­рите объект дизайна, т. е. изделие, которое необходимо усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в пред­метный мир, которым можно удовлетворить действи­тельные потребности людей.

Для этого из пяти предложенных сфер выберите деятель­ность, к которой имеете больше склонностей.

2 перейти к выбору объекта (изделия), который предстоит спроектировать и изготовить.

3: зарисовать (сделать эскизы) в тетради и дать краткое описа­ние каждого варианта выбранного объекта.

4 Выбрать окончательный вариант изделия.

А Задание на дом Выбор материалов, которые позволят осуществить дизайн проектного изделия (составить диаграмму выбора материалов). Выбрать окончательный вариант изделия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!