Приложение №4.
Тема урока (2 часа) : АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
(Корреспонденция, статья, рецензия).
ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ
(Заголовок, первый абзац- «подача»,
структура удачной статьи).
Цель :- Познакомиться с аналитическими жанрами
- Узнать о способах создания заголовка
- Познакомиться с термином «Подача»
-Изучить приемы работы с текстом.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Проверка домашнего задания:
А)Какие жанры в журналистике различают от формы подачи фактов?
(Информационные, аналитические, сатирические, литературно-
художественные),
Б)Какой жанр мы с вами уже изучили.?
В)Расскажите об информационных жанрах. Какова задача информации?
Г) В группах вы приготовили сообщения по теме: «День рождения школы. Как он праздновался ?» .Озвучьте, пожалуйста, их по схеме:
информация
заметка
отчет
репортаж.
Д)Дайте друг другу оценку.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.
-По аналогии с предыдущим уроком , скажите, какие жанры мы будем изучать сегодня? (Аналитические)
- Конечно, сегодня мы будем говорить об аналитических жанрах , их задача – высказать свое мнение, сделать анализ, дать оценку.
Аналитические жанры это:
Корреспонденция - сообщение корреспондента о событии, в котором он отвечает на вопросы Что? Где? Когда?, пытается разобраться в причинах события. Тут важна не столько информация, сколько попытка осмыслить факт, случай, явление.
В корреспонденции можно ссылаться на мнения других людей (участников или очевидцев)
Рецензия – ещё один жанр, служащий целям исследования научной, эстетической оценки произведений духовного творчества.
К нему относятся произведения театрального искусства, искусства кино, литературного искусства.
Статья –идет ответ на те же вопросы, что и в корреспонденции, по анализу строится на конкретных примерах.
Например, можно писать о том, что если ребята в классе берут инициативу в свои руки- это хорошо, а если нет…
Два класса А и Б.
Класс А
Ребята взяли инициативу в свои руки.
Все предлагают делать сообща, классный руководитель помогает только организовывать.
Класс Б
Все в руках классного руководителя ,он предлагает, делает, ребята только соглашаются или нет.
-Где скучнее сосуществовать в А или в Б?
Разумеется, во втором классе – здесь дети иждивенцы.
-Эта форма- корреспонденция или статья?.
(Это корреспонденция, потому что мы отвечали на вопросы Что? Где? Когда?, то есть мы донесли информацию и сделали анализ. )
-Что нужно чтобы корреспонденция стала статьёй?
(Не просто проанализировать материал, но и дать конкретное название, указать способы борьбы с этим явлением А если написать о таком явлении как иждивенчество, поискать высказывания о нем философов, провести опрос. )
-Как завлечь читателя, увлечь чтением, удержать внимание?
(разнообразные ответы)
Старые журналисты советуют обратить внимание на заголовок и удачный первый абзац.
Уже проверено, от заголовка и от первого абзаца зависит, прочитают ваше творение или нет.
Это называется в журналистике «ПОДАЧА»
Дополнительным средством к «подаче» являются:
- фото
- рубрики
- рисунки, карикатуры
- оформительные средства
Первая фраза в материале должна заинтересовать, вызвать желание читать дальше.
К придумыванию заголовка и первого абзаца нужно отнестись серьёзно.
Не останавливаться на одном варианте.
Например: заголовок «Приятного аппетита»
А какой сюда взять первый абзац?
1) Проблема питания в нашей столовой волнует всех:
2)Лучше умереть с голоду, чем есть то, что предлагают повара, подумаешь Федя, и я не пошёл в столовую, а отравился в магазине.
3)Если так нас неделю будут кормить, мы съедим повара.
-Какая фраза сильнее? Какая лучше? Почему?
А теперь советы от бывалых журналистов.:
1) В начале изложите свою главную мысль, яркий факт.
2) Никогда не останавливайтесь на первом варианте.
3) Драматическая история неплохо смотрится в начале статьи:
Для затравки разыграйте заголовок и первую фразу.
Заголовок: «Рыжий», а первый абзац начните словами: «Он вовсе не рыжий, а…»
4) Заголовок – особое произведение искусства. Помните, привлечь читателя к материалу- главная задача заголовка.
5) Но конечно, ни одна блестящая «подача» не может выручить, если дальше идет плохой материал.
3. Обзор печати.
-А теперь давайте заглянем в журналы и газеты , лежащие у вас на столе , найдите самую оригинальную «подачу» вашего номера.
4. А эти советы помогут вам написать хороший материал:
1) Пишите простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.
2) Пользуйтесь простыми короткими словами. Избегайте всякого профессионального жаргона, штампов, неблагозвучных словечек.
3) Используйте особые, «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.
4) Не оставляйте без внимания ни одного вопроса.
5) Показывайте, а не рассказывайте. Не « он гневался», а « он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали.»
6) Помещайте самые значимые слова в предложении в его начало.
7) прочитайте статью вслух- так легком обнаружить неуклюжие места.
5. Рефлексия. Нарисуй, с каким настроением ты провел этот урок.


6.Запись домашнего задания : придумать по теме «Нравственность» первый абзац и заголовок.