СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разработка уроков по развитию речи 2 класс. ФОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки способствуют обучению учащихся письменно излагать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«"Разработка уроков по развитию речи 2 класс. ФОС"»

Р/ р. №1

Тема

Составление рассказа по рисун­ку, данному началу и опорным словам
«Букет для любимой учительницы»

Педагогические цели

Способствовать развитию речи учащихся, формированию умения составлять рассказ по рисунку и опорным словам; создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Текст»

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное

Личностные результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения
результата.

Познавательные: общеучебные – используют рисунок, текст для решения учебной задачи; логические
выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание
темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста. Начало, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста

Образовательные ресурсы

Схема «Текст. Части текста»


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

И Й Ш

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графичес-кий почерк

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

– Сегодня мы будем учиться
работать с текстом, составлять рассказ на основе рисунка
и опорных слов, а также
повторим, что знаем о тексте

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

IV. Усвоение
знаний и способов действий.

Развитие речи.

Работа с текстом.
Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст. (с.21, упр.19)


Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

– Рассмотрите рисунки.
Прочитайте текст.

– Сколько частей в тексте?
С помощью рисунков и опорных слов дополните вторую

Рассматривают рисунки. Читают текст. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. Озаглавливают текст.

Владеют смысловым чтением текста.

Определяют основную мысль текста,
озаглавливают его.



1

2

3

4

5

Составление рас-сказа по рисун-кам и опорным словам (упр. 19)

практический.

Беседа, работа
с текстом и рисунком, рассказ, письмо

и третью части текста. Озаглавьте текст.

– Запишите заключительную часть текста

Записывают заключительную часть текста

Составляют рассказ
на основе рисунков
и опорных слов, соблюдая логику. Умеют работать коллективно

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Пальчиковая
гимнастика

Кулак – ребро – ладонь

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, внутренняя сторона ладони на столе.

Делать правой, левой рукой,
далее синхронно

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

V. Закрепление знаний и способов действий.

Проверь себя

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с текстом

Предлагает прочитать вопросы и ответить на них, выполнить задания

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Устанавливают причинно-следственные связи. Развивают речь, доказывают свое
мнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что планировали узнать
при изучении темы «Текст»?

– Чему научились?

– Все ли задачи выполнили?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке



   Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.

   Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними.

   В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.

      С л о в а   д л я   с п р а в о к :   поливали, выдёргивали сорняки, собрали в букет, первого сентября, подарили учительнице.

• Сколько частей в тексте? Как вы это определили?

• Дополните вторую и третью части текста своими предложениями. В этом вам помогут рисунки и слова для справок. Озаглавьте текст.

• Подготовьтесь рассказать получившуюся историю. Запишите заключительную часть текста.

   В тексте 3 части  -  3 абзаца.

Букет для любимой учительницы.

   Весной девочки посеяли семена цветов.  Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.  Работали дружно, не ленились.

   Летом появились молодые растения.  Ребята поливали их и выдёргивали сорняки, ухаживали за цветами.

   В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.  Первого сентября дети срезали цветы, собрали в красивый букет и подарили учительнице.

   Учительница очень обрадовалась букету.  Она любила цветы, а трудолюбивых детей  -  ещё больше.



























Р/ р. №2
Тема:
Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины
И. С. Остроухова «Золотая осень»

(с.39, упр.47)
Цель: обучение обучающихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


Планируемые результаты

Универсальные учебные действия:

личностные:

  • воспринимать прекрасное и реагировать на него

  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

  • понимать причины успеха в учебной деятельности

регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

познавательные:

  • использовать знако-символические средства при выполнении заданий;

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

  • составлять алгоритм под руководством учителя

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Первичное закрепление во внешней речи

- Почему художник так назвал картину?

- Какой период осени он изобразил?

- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

- Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

- Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?


Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

- Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

- Для того, чтобы легче было описать что изображено на картине, нужно пользоваться планом.

План

1. Что изображено на картине?

2. Что изображено на переднем плане?

3. Что изображено на заднем плане?

4. Цветовое решение картины.

5. Моё отношение к картине.

Теперь, опираясь на план сочинения, давайте попробуем составить связный текст.

Обратите внимание, что при оформлении сочинения каждый пункт плана начинается с красной строки. Как вы думаете почему? (новая мысль)



На картине художник изобразил золотую осень. Осенняя пора самая яркая и красивая.

Деревья одеты в красивый наряд из ярко-желтых, золотых и оранжевых листьев. Листья кружась, падают на землю, складываются в разноцветный ковер.  На лесной тропинке сидят белобокие сороки. Сквозь кроны деревьев проглядывает осеннее холодное небо.

Природа засыпает, в лесу тихо, только листья мягко шуршат под ногами, как будто перешептываются вспоминая звонкое лето.

 



Я вижу загадочный лес. Молодые гибкие клены раскинули свои ветви. Вдали растет дерево, похожее на паука. Вся земля вокруг усыпана разноцветными листьями. Между толстыми стволами деревьев петляет узкая лесная тропинка. На тропинке две любопытные сороки. Они смотрят по сторонам и стрекочут.

Мне очень понравилась картина. Я бы хотела оказаться в этом сказочном осеннем лесу.








Р/ р. №3 Изложение по вопросам к тексту
Цели:
Создать условия для изложения текста по данным к нему вопросам, способствовать усвоению правописания слов с непроверяемым написанием.

Планируемые результаты:

Предметные:
Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

Личностные:
Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной).

деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрации; постановка и решение проблем – самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные: описывают объект (передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс.

Ход урока

I.  Организационный момент

II.   Актуализация знаний

— Послушайте стихотворение.

 

Мы рано встали поутру,

Чтобы грибов собрать в лесу.

Я раньше их не собирала,

А только их названья знала.

Пока мы по дороге шли,

Мне бабушка сказала,

Что надо подрезать грибы,

Не рвать их как попало.

«Ты, Маша, ножку подрезай,

В земле же корень оставляй.

Тогда на будущий годок

Здесь новый вырастет грибок,

А если корень повредить.

Грибку мы можем навредить.

В лесу грибов не будет.

Что делать тогда будем?

Грибного супчика не сварим

И не засолим, не поджарим.

Грибы ты, Маша, береги,

И с корнем никогда не рви».   (Т. Калганова)

 

-               О чём стихотворение?

-               Что вы узнали из этого стихотворения?

III.                   Целеполагание

               — Тема нашего урока: «Развитие речи. Изложение текста». Сегодня на уроке вы будете учиться излагать прочитанный текст по данным к нему вопросам.

IV.      Работа по теме урока. Работа с текстом. Упр. 76 (с. 57).

1. Знакомство с текстом.

-              Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

 

      Весело смотрит стайка лисичек из зелёного мха. Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Лисички рано появляются   лесу. Это очень вкусные  грибы.

2. Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Лисички.)

—         Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)

-            На что ещё похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цве­та, как морковь.)

-             Что обозначает выражение стайка лисичек? (Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.)

-             Помогает ли этот текст узнать лисички среди других грибов?

-             Какое предложение является заключением  текста?  

3. Работа над лексическим значением слов.

-               Найдите в тексте многозначные слова. (Смотрит, стайка, лисички, ножка, зонтик, весело.)

-               Подберите синонимы к словам: смотрит, сразу, стайка, появляются, дрожит.

-               Подберите антонимы к словам высокая, весело.


4. Физкультминутка

5. Словарно-орфографическая работа.

- Слова с проверяемыми безударными гласными и звонкими и глухими согласными.

- Слова из «Словарика» (лисица, морковь).


6. Изложение текста по данным к нему вопросам.

-               Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. Ответ начинайте со слов, выделенных красным цветом.

 

  Как смотрит стайка лисичек из зелёного мха? (Весело)

   Какого цвета лисички?  (яркого … , как ….)

   Как выглядит гриб?  (Высокая, ножка, зонтик, переходит, в, гриба, сразу.)

   Что дрожит в середине грибка?  (росинка)

   Когда лисички появляются в лесу?  (рано)

   Это вкусные грибы?  (очень)

 

 7. Проверьте написанное.

V.      Рефлексия

– Какое открытие сделали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?


VI.                   Подведение итогов урока

—            Чем сегодняшний урок вам запомнился?

—            Чему сегодня учились на уроке?

—            Что осталось непонятым?


VII.                   Домашнее задание

- Выполните задание по карточке.

Дополните предложения словами с противоположным значением (антонимами). Спишите. Подчеркните в предложениях антонимы.

Калина горькая, а малина … . Дуб толстый, а рябина … . Река широкая, а ручей … . Орёл большой, а воробей… . Лёд твёрдый, а снежок… .


Карточка

Дополните предложения словами с противоположным значением (антонимами). Спишите. Подчеркните в предложениях антонимы.

   Калина горькая, а малина … . Дуб толстый, а рябина … . Река широкая, а ручей … . Орёл большой, а воробей… . Лёд твёрдый, а снежок… .

 

Карточка

Дополните предложения словами с противоположным значением (антонимами). Спишите. Подчеркните в предложениях антонимы.

   Калина горькая, а малина … . Дуб толстый, а рябина … . Река широкая, а ручей … . Орёл большой, а воробей… . Лёд твёрдый, а снежок… .

 






Р/ р. №4
Тема:
Изложение текста по данным к нему вопросам.
Лексико – орфографическая работа
(мальчик, Коля, он; заяц, зверек, питомей; выздоровел, вылечился)


     Составление коллективного плана:

1.     Где был Коля?

2.     Кого увидел мальчик в лесу?

3.     Почему заяц прижался к земле?

4.     Что сделал Коля?

5.     Как он заботился о своем питомце?

6.     Сколько прожил заяц в доме?

8.     Что случилось потом?

Запись текста. Каждая часть записывается с красной строки. Заголовок пишется перед текстом.

Помощь зайцу

Коля был в лесу. Под кустом он нашел зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка.
Коля принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у него срослась.

Коля отнес зайчика в лесок и выпустил на волю.








Р/р №5
Тема: Обучающее изложение «Люлька»

Цели урока: формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи обучающихся; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пересказывать

содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные

сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; соотносить факты

с общей идеей текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в

письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Оснащение урока: компьютер, презентация урока на тему: обучающее изложение «Люлька»


План урока:

    1. Организационный момент.

    2. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку.

-В каких странах живут обезьяны?

- Чем они питаются ?

- Как они себя ведут? Какие они?

    1. Знакомство с текстом для изложения.

Люлька

Дядя Володя привёз из поездки в Африку маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.

Сразу в доме начались сплошные беспорядки. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появилась большая дыра.

Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк.

3.Анализ текста


- Кого привёз дядя Володя из поездки?

- Как отнёсся Андрей к подарку?

- Что стало происходить в доме?

- Что происходило со столиком и с посудой?

- Куда попадали Андрюшины книжки и карандаши?

- Где появилась большая дыра?

- Где лежали следы Люлькиных проделок?

- Куда пришлось отдать Люльку?


4. Составление плана.

Пересказ текста по частям.

5. Физкультминутка.

  1. Орфографическая подготовка.

- Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы.

  1. Самостоятельная работа учащихся.


Помощь учителя, редактирование текстов.


  1. Рефлексия.

Чтение текстов и анализ работ.

- Что удалось передать подробно?

- Что можно было написать по-другому?

  1. Подведение итогов урока.

- Понравилось ли вам писать изложение?

- Чему научились?

  1. Домашнее задание.



























                 



   Р/ р №6

Тема:

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом»
Цели урока:

  • научить обучающихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;

  • показать особенности построения текста сравнительного характера;

  • обогатить речь обучающихся образно-выразительными средствами русского языка;

  • ввести в словарь обучающихся лексику, связанную с темой картины-портрета.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные:

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.


Техническое обеспечение:

Использование средств ИКТ:

Рассматривание картины З.Е. Серебряковой «За обедом». ( учебник, упр. 133, с. 87)
Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!


Постановка учебной задачи.

– Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление?

- Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. Я – экскурсовод.

Усвоение новых способов действий.

- Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком». На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета.

-Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.


Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

-Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой?

-Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

-Кто она по вашему мнению?

И опять я обращаюсь к слушателям . Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Да

-Как вы догадались? ( Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)

-Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.
- Какими вы увидели детей?
- Чем они заняты?
- Почему картина названа «За обедом»?
- Что вы видите на столе? ( Стол накрыт накрахмаленной белой скатертью. На столе стоят желтый кувшин, суповая миска, фаянсовая посуда. На тарелке румяные булочки…)
- А что еще вы заметили? (Видна рука женщины, разливающей бульон)
- Заинтересовала ли вас картина? Чем?

Самостоятельная работа обучающихся.

-Давайте посмотрим на лица детей.

1. Похожи ли дети между собой? Да.

2.На кого похож Шура и Тата?

3. На кого похож Женя?

Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.


Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.

Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.


-Вернёмся к детям .

  1. Ребята обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

2.Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? Подушечку.

3Как вы думаете почему Тате положили подушечку?

Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. Все дети изображены с румянцем на щеках.

4. Подумайте, чем они занимались перед обедом? Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине .Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком

Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.

-Используя рабочие материалы, составьте рассказ по картине и запишите его. (Запись рассказа на черновик, а потом только в тетрадь)

IV. Рефлексия

-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)

-Понравилась ли вам картина? Чем?








Р/р № 7
Обучающее изложение «Шар в окошке»

Цель: повторить признаки текста, учить составлять и записывать связный текст по серии сюжетных картинок.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с рассказом А.Митта «Шар в окошке»;

  2. Развивающая: развивать в детях оценочные суждения о характере героев, об их поступках; совершенствовать монологическую речь; умение передавать содержание близко к тексту, составлять план к изложению; выражать свою точку зрения;

  3. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, проявлять заботу, желание помочь окружающим.

Ход урока:


1. Организационно-мотивационный момент.


2. Целеполагание.

  • Если друг заболел, придешь ли ты к нему на помощь?

  • Как развеселить друга?

  • Как показать, что он не одинок, что о нем думают его друзья?

  • Сегодня мы прочитаем отрывок из рассказа, в котором друзья придумали, как развеселить больного друга и показать ему, что они думают о нем.


3. Погружение в тему урока.

  • Учитель достаёт воздушный шарик.

  • Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?

  • Ой, а к шарику прикреплен конверт. Что же в нем? Учитель открывает конверт, в нём фраза «дружба»

  • Что такое дружба? Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости.

  • Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?


4. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу


  • Знакомство с рассказом А.Митта «Шар в окошке». Чтение учителем, перечитывание детьми индивидуально по карточкам.


К оля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх - вниз, вверх - вниз. Что такое? Не поймёт Коля.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк - шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.

А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!


  • Словарная работа: компресс, щиплет, рожица.

  • Рефлексия чувств, вызванных произведением. Первичный анализ.

  • Вам понравился рассказ?

  • Что стало для героя неожиданностью?

  • Анализ. Беседа по содержанию

  • Почему же автор А. Митта назвал произведение “Шар в окошке”?

  • Что же случилось с Колей? (Коля заболел)

  • Какое настроение было у больного? (грустное, он скучал)

  • Почему Коле стало хорошо?

  • Какие друзья у Коли? Выберите нужное. Учитель показывает слова на карточках, нужное крепится на доску: верные, равнодушные, находчивые, веселые, трусливые

  • Что значит верные друзья?

  • А что значит находчивый? (умеет найти выход из любой ситуации)


  • Подготовка к написанию изложения

  • Одна из задач нашего урока: научиться подробному пересказу. Чтобы облегчить эту работу, попробуем весь текст разделить на смысловые части.

  • Для этого прочитайте текст самостоятельно и попробуйте определить, на сколько частей можно разделить рассказ?

  • О чем говорится в первой части?

  • Определим границу этой части. Прочитайте эту часть.

  • Какова главная мысль этой части? (Запишем заголовок в тетрадь)

  • Пересказ этой части.

  • Аналогично работа по 2 и 3 частям.


  • Запись в тетрадь плана изложения. Работа над концовкой.

Коля заболел.

Шар в окошке.

Коля и друзья.

  • А кто попробует пересказать весь текст?


  • Самостоятельная работа по написанию изложения



8. Подведение итогов урока.

  • Зачитывание 1-2 изложений детьми по желанию

  • Сдача тетрадей


9. Рефлексия.

  • Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижай, ни словом, ни поступком, заботься о младших, помогай, защищай тех, кто слабее тебя. Живи, поступай так, чтобы окружающим взрослым и детям было радостно и приятно.

  • Закончить урок мне бы хотелось народной мудростью «Друзья познаются в беде, настоящие друзья – в радости»



______________________________________________________________



















Р/ р №8
Тема:

Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»


Обмен впечатлениями о картине.
- Почему картина имеет два названия? (Художник не случайно добавил слово детство. Первый снег, увиденный из окна, завораживает, удивляет, заставляет одинаково восторгаться и взрослого, и ребенка.)

- Подходят ли к картине строки из стихотворения В.Бианки?
Разве думали вчера,

Что и к нам придет зима?

Утром смотрим – все бело…

И малыш глядит в окно.


- Что увидел малыш сквозь окно?(забор, дом с заснеженной крышей, деревья, еще не сбросившие листву…)

- Как вы думаете, какое чувство испытал ребенок, увидев утром зимнюю картину?

- Передалось ли и вам это чувство?

- Приходилось ли вам неожиданно для себя наблюдать приход зимы из своего дома? Расскажите об этом.


Составление рассказа по картине и запись нескольких предложений из составленного текста.


В детстве зиму ждешь с особым нетерпением.

Каждое утро, только открыв глаза, я уже бежал к окну и прильнув лицом  к стеклу, всматривался в хмурый день. Опять темно и сыро, черная земля, озябшие деревья.

И вот однажды я проснулся навстречу волшебству. В комнате было особенно уютно, а из окна лился мягкий свет. Я бросился к окну. Двор изменился до неузнаваемости! Чистый, пушистый снег ковром укрыл землю,  укутал деревья в белоснежные шали. А как светло и празднично вокруг!

Я застыл и не дыша смотрел на зимнюю сказку. Сколько чудес таит в себе  природа!


 





Р/р №8
Тема:
Восстановление деформирован­ного текста по рисунку.

И так сейчас мы превращаемся в редакторов.

1. - Необходимо отгадать загадку, чтобы узнать героя нашего текста.

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек
Это наш приятель... (ёжик)


2. Рассматривание изображения ежа. Беседа о нём.

- Что вы знаете про этого зверька?

- Чем он питается?

- Где живёт? И т.д.


3. Знакомство с деформированным текстом.

Ежик.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа 
Весной ёж заскучал. 
Девочка положила его на пол посреди класса. 
Ребята выпустили его на волю. 
Ёжик лежал неподвижно. 
Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе. 
Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф. 
Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью. 
Ёжик прожил у ребят всю зиму.


- Что вас настораживает?

- Что здесь не так?

- Что нужно сделать, чтобы исправить текст?

- Возьмите в руки карандаши и карточки, давайте наведём порядок в тексте. Слева от предложения карандашом ставим порядковый номер предложения.

- Какое предложение будет первым?

- Какое - последним?


4. Разбивка текста на части. 

- А теперь нам нужно оформить полученный текст, для этого распределим все предложения в нужную часть. Используйте для этого план к тексту:

  1. Оля принесла ежа.

  2. Ёжик жил в школе.

  3. Ежа выпустили на волю.

1) Прочтите предложения первой части, второй части, третьей части.

5. Запись отредактированного текста.

1) -Что же у нас получилось?

- Какой это текст по цели высказывания: описание, повествование, рассуждение? Почему?


Ёжик

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа. Девочка положила его на пол посреди класса. Ёжик лежал неподвижно. Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.

Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе. Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью. Ёжик прожил у ребят всю зиму.

Весной ёж заскучал. Ребята выпустили его на волю.


2) - Спишите лишь основную часть. Повторное чтение части, с последующим списыванием.



Индивидуальные карточки



Ёжик

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.
Весной ёж заскучал.

Девочка положила его на пол посреди класса.
Ребята выпустили его на волю.

Ёжик лежал неподвижно.

Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе.

Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.
Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.

Ребята выпустили его на волю.

Ёжик прожил у ребят всю зиму.

_______________________________________________________









Р/ р №9
Тема:
Составление поздравительной открытки
1. Обсуждение
- Что такое поздравительная открытка?

- В каких жизненных ситуациях нам приходится пользоваться поздравительными открытками, письмами?
- Кому они обычно адресуются?


Толковый словарь толкует - открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. Действительно, слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо».

Части письма.


Поздравление - это текст, который имеет свои части.



Правила оформления поздравительной открытки

Открытки стараются писать разборчиво, чётко, аккуратно. Поздравление не пишется «сплошняком». В нём выделяется об­ращение, подпись, может быть много красных строк.

Части

Опорные слова


1.Обращение


Составляют, работая в парах

2. Основное содержание поздравления

3.Пожелания

4. Концовка

2. Чтение поздравления и выделение в нем частей: обращение, основная часть (само поздравление, пожелания), подпись.

Дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе здоровья и долгих лет жизни. Я тебя очень люблю. Постараюсь тебя никогда не огорчать.

Внук Алеша.

Составление поздравлений (другу, родным)

Развитие речи №10
Тема:

«Обучающее изложение текста по вопросам»


Сегодня будем работать с текстом, учиться высказывать свое мнение, составлять рассказ, будем писать изложение

А что такое изложение? (Это текст, который надо запомнить и изложить письменно, написать грамотно) .

-Внимательно посмотрите на экран и догадайтесь, о ком пойдет речь.

- Правильно это оляпка или водяной воробей. почему ее так называют?

Работа над изложением

1. Знакомство с текстом (чтение учителем). С29, упр.50

2. Беседа по содержанию.

- В какое время года происходят события?(Зимой)

Где?( На льду речки)

- Кто главный герой?

( Оляпка)

- Что сделала оляпка?

( Нырнула в прорубь)

Зачем?( Искала пищу)

- Почему ей не холодно в воде?

( Её перья покрыты тонким слоем жира)


3. Работа над текстом и пересказ по частям .

Повторное чтение текста уч-ся.

- Определите тему текста. ( О ком говорится в тексте?) (слайд)

- Озаглавьте. (Оляпка)

- Определите идею текста. (Что автор хотел сказать?)( Оляпка – птичка особенная. Бережное отношение к природе, к птицам.) (слайд)

- А вы как можете заботиться о птицах? (Не обижать, смастерить кормушки и подкармливать, не стрелять из рогаток)

- Сколько смысловых частей в тексте? (три)

- Прочитай 1 часть.

- О чем в ней говорится? (Оляпка пела на реке)

- Прочитайте 1 предложение.

- Замените слово мороз близким по значению (холод).

- Изменился ли смысл? Как? Что хотел сказать автор? (было очень холодно)

- Прочитайте 2 предложение.

- Где пела птичка? (Птичка пела на льду реки)

- Как пела птичка? (Птичка пела весело)

- Как звали птичку? (Эта птичка - оляпка)

- Озаглавьте эту часть. (На льду)

Пересказ 1 части. - Прочитай 2 часть.

- О чем говорится во второй части? (Оляпка нырнула в прорубь и выскочила обратно)

- Куда прыгнула оляпка? (Оляпка прыгнула в прорубь)

- А что такое прорубь? (прорубь – отверстие, прорубленное во льду).

- Что птичка делала в проруби? (Искала пищу)

- Подберите синонимы к слову пища. (корм, еда)

- Изменится ли смысл, если мы заменим слово? (Нет)

- Как долго птичка была под водой? (Минуту)

- Что случилось через минуту?

( Через минуту она выскочила на лёд.)

- Можно ли заменить слово выскочила на вылезла? Вышла? Выпрыгнула ? Почему? (Она это сделала быстро)

- Что она затем сделала? Как? (Снова весело запела)

- На что указывает слово снова? (На повторение действия. Еще раз, опять)

- Озаглавьте эту часть. (В проруби.)

Пересказ 2 части. (1-2 человека)

- Прочитай 3 часть.

- О чем говорится в этой части? (Почему оляпке не холодно)

- Каково оляпке? (Оляпке не холодно.)

- Почему ей не холодно? (Её перья покрыты слоем жира)

Озаглавьте эту часть. (Способности оляпки.)

Пересказ 3 части. (1 человек)

- Как можно заменить слово оляпка, чтобы не было повторов?

(Оляпка – она – птичка, а может быть птица? Почему - нет?)

Пересказ всего текста.

4.Орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните.

М..роз, у р..ки, вес..ло, прору..ь, ле.., хол..дно,

На льду, через, выскочила, снова, перья, покрыты, слоем.

__________________________________________________________________












Р/ р №11
Тема:

Подробное изложение повествовательного текста

Изложение
«Мурзик-озорник»

1.Знакомство с текстом
( учебник, с. 66 упр. 115)

2. Определение темы текста
- О ком или о чем этот текст?

3. Определение главной мысли
- О чем самом главном хотел сказать автор? Обсуждение названия текста

- Что вы видите на иллюстрации? (Кота и ворону).
- Как вы думаете, что сделал кот? (Прыгнул на ворону).
- А что сделает ворона? (Испугалась и полетела).

- Сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, что мы будем делать? (Писать изложение)
- Мы будем писать подробное изложение, т. е. изложение близкое к тексту, сохраняя стиль автора.


Чтение текста учителем.
- Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу.)

- Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. Рассказывается о событии).

- Какова тема данного текста? (О том, что не нужно нападать на беззащитных).
- Как бы вы озаглавили данный рассказ? ( «Мурзик-озорник»)

- Кто был озорной? (Кот Мурзик).
- Где сидел Мурзик? (На дереве).
- Какая птица сидела рядом? (Ворона).
- Куда прыгнул котик? (На ворону).
- Что сделала ворона? (Полетела над деревней).
- Что случилось с Мурзиком? (Мурзик упал на снег).


Составление плана изложения

- Посмотрите, сколько частей в тексте? Докажите. (Каждой части даны рисунки)
- Прочитайте первую часть. Как озаглавим? («Озорной котик»).
- Сколько предложений в первой части? (3).
- Ребята, посмотрите на доску. Объясните орфограммы (Мурзик, озорной, дереве, ворона)
- Прочитайте вторую часть. Как озаглавим? («Нападение на ворону»).
- Сколько предложений во второй части? (2).

- Что значит «озорник» во втором предложений 2 части? (Озорник – котик Мурзик).
- Как вы понимаете «вцепился когтями»? (Схватил ворону когтями)
- Посмотрите на доску. Объясните орфограммы (вцепился, когтями, перья, замер).
- Прочитайте третью часть. Как озаглавим? («Ворона испугалась»)
- Сколько предложений в третьей части? (5).
- Посмотрите на слова на доске. Вставьте пропущенные орфограммы (полетела, деревней, не удержался, провалился, пушистый, снег)
- Посмотрите на слова-помощники. Вы можете смотреть на них, когда будете писать изложение.
- Перескажите 1 часть. Перескажите 2 часть. 3 часть. (оценивание: степень полноты, последовательность, наличие ошибок).
- Ребята, сколько у нас в тексте красных строк? Почему? (Три красные строки. Они показывают начала новой части).


Изложение
«Мурзик-озорник»
Обратите внимание, что точки в конце мы не ставим.
- Ещё раз прочитайте текст. Закрываем учебники. Записываем изложение.











































Р/р №6 Работа с деформированным текстом - «Грачиное гнездо»

Задание. «Собери текст» (на отдельных листочках по одному предложению)
Упражнение № 160  с. 102
 Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.

1. В гнезде трое грачат.

2. Вот прилетели родители.

3. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.

4. Птицы громко пищали.

5. На берёзе грачиное гнездо.

6. Оно сделано из прутьев, глины и травы.


Какое предложение будет первым? Почему? (На берёзе грачиное гнездо. В предложение говорится, о ком будет текст)

-Как озаглавить текст? (Грачи. Грачата. Грачиное гнездо. Заботливые родители)


• Запишите заголовок и составленный текст.

• Подчеркните в выделенных словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Объясните их на писание.


Заботливые родители (Грачиное гнездо)

На берёзе грачиное гнездó. Оно сделано из прутьев, глины и травы́. 
В гнезде трое гр
ачáт. Птицы громко пищали.
 Вот прилетели родители. Гр
ачи́ стали кормить птенцóв жирными червями.

_____________________________________________________________


___________________________________________________________


________________________________________________________

Р/ р №12

Обучающее сочинение по картине «Зимние забавы»

Рассматривание картины.

Рассмотрите картинку. - Нравится ли вам эта картинка? Чем?

Какое время года изображено? - Какой стоит день?

Кто изображен на картине? - Что делают дети? Расскажите.

Какое настроение у детей? - Как это изобразил художник?


Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по этой картинке. - Что такое сочинение? - Наше сочинение будет называться «Зимние забавы».

Что такое забавы? Как сказать по другому?

Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка.

Вам нужно будет написать текст повествование. - Что отличает текст повествование от других видов текста?

Д. В нём рассказывается, повествуется о чём-то, ком–то.

Как называются части текста повествования?

Д. Вводная, основная, концовка.

На доске:
Карточка 1.

  1. Был ясный зимний день.

  2. Наступили зимние каникулы.

  3. Весь январь стояли лютые морозы.

  4. Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

Что значит «лютые морозы»? - Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

Почему? - Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.- Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.


1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Концовка.

Как вы думаете, как надо начать сочинение? - А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.


Обсуждение содержания сочинения. Лексическая и орфографическая подготовка. (Продолжение.)

Как называется вторая часть текста повествования?

Д. Основная

Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

Прочитайте слова, которые написаны на доске. На доске:( карточки со словами)

катается, едет, идёт, скользит по льду, снеговик.


вышли во ребята двор


- Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

Поменяйте местами слова. (Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

Найдите красную строку и запишите это предложение правильно. - А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.


На доске 5 картинок (фрагментов картины).

Составьте предложение к первой картинке.

Д. Миша и Петя играют в снежки.

Сколько слов в предложении?

Д. Шесть.

Какие орфограммы встретились?

Д. Имена пишутся с заглавной буквы, в слове «снежки» – безударная гласная е, проверочное слово «снег».

Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласнаяж. - Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У. Составьте предложение ко второй картинке.

Д. Катя и Таня лепят снеговика.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы, в слове «снеговика» – безударные гласные е, о, и.

Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

А безударную гласную о нужно запомнить.

Составьте предложение к третьей картинке.

Д. Лена катается на коньках.

Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.)

Посмотрите на слово «катается», на конце пишется тся.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

Составьте предложение по четвёртой картинке.

( Коля катается на лыжах)

Сколько слов в этом предложении? Перечислите.Четыре слова)

Составьте предложение по пятой картинке.



Настя катается с горы на санках.

- Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

-Какие орфограммы в этом предложении? (Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударная гласная в слове «катается», проверочное слово «катится» и безударная гласная в слове «с горы», проверочное слово «горы»)

- Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

-Кто заметил ошибку?

- Давайте, чтобы слово «катается» не повторялось в тексте, заменим его другими словами.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

- Про кого из детей можно сказать идёт?( Коля идёт на лыжах.)

(Под картинкой прикрепляется слово «идёт».)

- Про кого из детей можно сказать едет?( Настя едет с горы на санках.)

(Под картинкой прикрепляется слово «едет».)

- Про кого можно сказать скользит по льду?

- Какие орфограммы в словах «скользит по льду»?

- Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

- Сколько предложений составили?( Пять.)

- Сколько будет точек?( Пять.)

- Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

- Запишите их в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Как называется третья часть текста повествования?( Концовка.)

- Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.(Надо написать о настроении детей.)

Прочитайте предложения на карточке

  1. Весело ребятам зимой.

  2. Весело ребятам зимой?

  3. Весело ребятам зимой!

- Чем отличаются эти предложения?(В конце предложений стоят разные знаки.)

- Прочитайте вслух с разными интонациями.

- Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.( Весело ребятам зимой!)

- Почему подходит именно это предложение?( Это предложение передаёт радость детей.)

- Назовите орфограммы в этом предложении.

Безударная гласная е в слове «весело», проверочное слово «веселье», безударная гласная е в слове «ребята» - это слово из словаря, безударная гласная ив слове «зимой», проверочное слово «зимы».

- Найдите красную строку и запишите это предложение.


Проверка

Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

- Прочитайте вслух свой рассказ.

-Удалось ли передать содержание картины?


___________________________________________________________________