СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка уроков по русской литературе 7 класс. Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая:

  • начать знакомство учащихся с романом Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • раскрыть тему урока «Образы Кутузова и Наполеона»,  «Подвиг капитана Тушина»;
  • раскрыть мастерство писателя при изображении внутреннего мира главных героев романа.

Развивающая:

  • развивать навыки выразительного чтения, рецензиро­вания, анализа текста, навыки монологической речи;
  • развитие устной связной речи учащихся и умения высказываться на литературоведческую тему.

Воспитательная:

  • привитие интереса школьников к чтению художественной литературы;
  • способствовать воспитанию интереса к истории, чувства гордости за историческое прошлое;
  • подготовить­ся к домашнему сочинению.

Тип уроков: изучение нового материала.

Методы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, синквейн; ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка уроков по русской литературе 7 класс. Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина».»

Дата: __________________

Класс: _________________


Уроки № 8-9


Тема уроков: Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе», «Подвиг капитана Тушина».


Цель:

Обучающая:

  • начать знакомство учащихся с романом Л.Н.Толстого «Война и мир»;

  • раскрыть тему урока «Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон на Поклонной горе». Образы Кутузова и Наполеона», «Подвиг капитана Тушина»;

  • раскрыть мастерство писателя при изображении внутреннего мира главных героев романа.

Развивающая:

  • развивать навыки выразительного чтения, рецензиро­вания, анализа текста, навыки монологической речи;

  • развитие устной связной речи учащихся и умения высказываться на литературоведческую тему.

Воспитательная:

  • привитие интереса школьников к чтению художественной литературы;

  • способствовать воспитанию интереса к истории, чувства гордости за историческое прошлое;

  • подготовить­ся к домашнему сочинению.

Тип уроков: изучение нового материала.

Методы: стратегии критического мышления: чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы, синквейн; ИКТ.

Оборудование:

  • «Русская словесность» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/Савельева В.В, Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. – Алматы: Атамұра, 2012. – 352 с.

  • «Русская словесность». Христоматия: Для 7 класса общеобразовательной школы/Составители: В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. – 3-е издание, дополненное – Алматы: Атамұра, 2012. – 384с.


ХОД УРОКА № 8

Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов

Москва... как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
 Как много в нем отозвалось!
А.С.Пушкин

I. Организационный момент.

  • Сегодняшний наш урок  посвящен 204-годовщине Бородинского сражения и победе русского народа над войсками Наполеона.

Деление учеников на 4 команды  с помощью отрывков из «Бородино». Объединиться в группу, собрав строфу целиком.


1) Скажи-ка, дядя, ведь не даром*
 Москва, спаленная пожаром,*
 Французу отдана?*
 Ведь были ж схватки боевые,*
 Да, говорят, еще какие!*
 Недаром помнит вся Россия*
 Про день Бородина!*

2) Да, были люди в наше время,*
 Не то, что нынешнее племя:*
 Богатыри - не вы!*
 Плохая им досталась доля:*
 Немногие вернулись с поля...*
 Не будь на то господня воля,*
 Не отдали б Москвы!*

3) Мы долго молча отступали,*
 Досадно было, боя ждали,*
 Ворчали старики:*
 "Что ж мы? на зимние квартиры?*
 Не смеют, что ли, командиры*
 Чужие изорвать мундиры*
 О русские штыки?"*

4) И вот нашли большое поле:*
 Есть разгуляться где на воле!*
 Построили редут.*
 У наших ушки на макушке!*
 Чуть утро осветило пушки*
 И леса синие верхушки -*
 Французы тут как тут.*


II. Актуализация.

- С отрывком   из какого произведения  вы работали? («Бородино»).

Работа с эпиграфом.
- А наш первый  эпиграф? 
- Вспомните, что мы узнали из этого произведения? Что вы помните о войне 1812 года? 
- Легко ли далось русским людям это решение – оставление главного города неприятелю? 


III. Формирование новых понятий.

  1. Просмотр видеоролика «Роман-эпопея «Война и мир».

  2. Просмотр видеоролика «Первый том романа «Война и мир».

  3. Просмотр видеоролика «Отражение биографии Л.Толстого в романе».

  4. Работа по фрагменту «Совет в Филях» (См. отрывок из фильма) (участвуют все группы).


  • Какой вопрос обсуждали на совете в Филях?

  • Выпишите из текста портрет Кутузова.

  • Подчеркните детали портрета Кутузова, выражающие психологическое состояние полководца и сделайте вывод о том, как рисует Л.Н.Толстой портрет Кутузова.

  • Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор? Заполните таблицу.


Имя генерала

Детали портретного описания

1. Барклай де Толли


___________________________________________________________


Негромкий голос, быстрые жесты.

2. Дохтуров


3. Остерман-Толстой

Сидел, облокотившись на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами, голову..., казался погруженным в свои мысли.

4. Раевский


______________________________________________________________________________________________________________________

________________

Твердое, красивое и доброе лицо... светилось нежной, хитрой улыбкой.


  • Подчеркните в таблице детали статистического портрета одной чертой, а динамического- двумя.

5. Проанализируйте поведение на совете Кутузова и Бенигсена.

  • Какими видит Кутузова и Бенигсена девочка Малаша?

  • Почему, на ваш взгляд, Л.Н.Толстой показывает Кутузова и Бенигсена глазами шестилетней девочки?

  • Что движет Кутузовым и Бенигсеном? Заполните таблицу цитатами, в которых указываются мотивы их поведения.

Кутузов

Бенигсен

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как называется художественный прием, использованный автором при сопоставлении Кутузова и Бенигсена?

IV. Применение. Формирование умений и навыков Наполеон на Поклонной горе.

1) Отметьте в тексте художественные детали, с помощью которых показана Москва 1812 года.

2) Выпишите из текста элементы портрета Наполеона и строчки, в которых выражается актерство

и позерство французского императора.



3) Проанализируйте собранный материал и определите отношение автора к Наполеону.


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.


Образы Кутузова и Наполеона. Прочитать фрагмент о капитане Тушине.


ХОД УРОКА № 9

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение сообщений учащимися.

Кутузов – истинный вождь, избранный народом.

Наполеон – олицетворение антинародных интересов, законов.

КУТУЗОВ

НАПОЛЕОН

1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства

1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек и помраченной совестью»

2. Полное подчинение интересам России и народа:

А) скромность и простота;

Б) искренность и правдивость;

В) близость к простым людям, знание и понимание их чувств;

Г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;

Д) гуманное отношение к побежденным.

2. Законченное проявление культа личности, мания величия:

А) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

Б) лицемерие, фальш, позерство;

В) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

Г) война-игра, а люди-пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;

Д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3. Верность долгу и армии.

3. Предательство по отношению к своей армии.

4.«Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова

4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона.


  1. Просмотр видеоролика «Кутузов и Наполеон».

Викторина «Назови героя».


  1. «В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». (Кутузов)

  2. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». (Наполеон).

  3. «Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его»  (Кутузов).

  4. «На лице его была неприятно-притворная улыбка». (Наполеон).

  5. «Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же» (Кутузов).

  6. Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ». (Кутузов).

  7. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии». (Наполеон).

  8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить    только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это». (Наполеон).

  9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». (Кутузов)

  10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия». (Наполеон).

  11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого». (Наполеон).

  12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. (Наполеон).

  13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. (Наполеон).

  14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны». (Кутузов).

  15. «Властью, врученной мне государем и отечеством,  - я  приказываю отступать». (Кутузов).


III. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

  • Сегодня на уроке мы будем анализировать фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», где писатель говорит о подвиге капитана Тушина. Надеюсь, все прочли.

2. Карта ассоциаций 

- Слово «война» с чем ассоциируется в вашем восприятии? 

Определение цветовой гаммы 

Вывод: война как таковая враждебна интересам народа, она несёт гибель, страдания, опустошение, и в первую очередь страдает простой народ, ощущая все тяготы войны, а выгоду, славу, чины, богатство приобретают лишь немногие, то есть те, кто не живёт общей жизнью, общими интересами. Они-то как раз и отъединены от основной массы, они возносят себя над всеми, считая себя избранными людьми, кому всё дозволено. 

3. Подлинным героем романа «Война и мир» является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила - это народная сила, источником которой был народный патриотизм. Народ в романе появляется всегда, когда речь идет о судьбе всей армии. Толстой описал все этапы войны, начиная с того момента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, когда «дубина народной войны»обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор показывает новый этап развития народного сознания. Толстой показал, как зарождается чувство оскорбления, как зреет месть, как к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость.

Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека.

И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей.

Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат. Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.


IV. Работа с учебником

Чтение и анализ параграфа 4 – стр. 95-96– Капитан Тушин.


V. Приём «Вспомним!» 

- Давайте вспомним, о каком сражении идёт речь в отрывке из произведения, где именно происходят события, о которых говорится во фрагменте? 

1. Деревня Шенграбен, поэтому и называется Шенграбенское сражение, его описание занимает в романе «Война и мир» всего 7 глав.

Историческая справка: ШЕНГРАБЕНСКИЙ БОЙ, 4(16).11.1805, около д. Шенграбен (нем. Schongraben, Австрия), севернее г. Холлабрунн, во время русско-австро-французской войны 1805. Русский арьергард (АРЬЕР-ГАРД, а, м. [фр. arriиre-garde букв. тыловая защита]. Часть войск (или флота), находящаяся позади главных сил; противоп. авангард1. Находиться в арьергарде. Арьергардный — относящийся к арьергарду, арьергардам.)генерала П. И. Багратиона задержал превосходящие силы маршала И. Мюрата и обеспечил отход главных сил русской армии на Цнайм. 
- Где находится Австрия? Что вы знаете о ней, о географическом положении этой страны?

Австрия — страна альпийских вершин, изумрудных лугов, горных озер и зеленых прохладных лесов. Она находится в самом центре Европы. Это небольшая страна, ее площадь около 84 тысяч кв. км (как две Московские области). Австрийцы говорят на немецком языке. Со всех сторон Австрию окружают европейские государства: Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Италия, Швейцария, Лихтенштейн и Германия. Выхода к морю у нее нет. Столица Австрии — Вена — находится на обоих берегах «прекрасного голубого Дуная». 

  1. Просмотр видеоролика «Капитан Тушин».

  2. Вопросы для анализа: 

  • Поведение Тушина во время боя. 

  • Испытывает он чувство страха? 

  • Почему не отступил вместе со всеми? 

  • В чём смысл подвига капитана? 


VI. Этап Рефлексии. 
- От каких факторов зависит исход событий? (составление кластера).
Опорный материал: патриотизм, подлинная человечность, отсутствие всего личного, простота, естественность, незаметный героизм, истинный героизм, простодушие, бескорыстие, самоотречённость, братство, единение, на самом «жарком участке», в центре сражения, результаты стрельбы, решительность, мужество, чувство долга, воинский подвиг.
Вывод: отдельный человек ценен лишь тогда, когда он – неотъемлемая часть целого, своего народа. 


VII. Домашнее задание.


Написать мини-сочинение (стр. 106)

























1. Скажи-ка, дядя, ведь не даром*

Немногие вернулись с поля...*

Москва, спаленная пожаром,*

Не будь на то господня воля,*

Французу отдана?*

Не отдали б Москвы!*

Ведь были ж схватки боевые,*

3. Мы долго молча отступали,*

Да, говорят, еще какие!*

Досадно было, боя ждали,*

Недаром помнит вся Россия*

Ворчали старики:*

Про день Бородина!*

"Что ж мы? на зимние квартиры?*

2. Да, были люди в наше время,*

Не смеют, что ли, командиры*

Не то, что нынешнее племя:*

Чужие изорвать мундиры*

Богатыри – не вы!*

О русские штыки?"*

Плохая им досталась доля:*

4. И вот нашли большое поле:*

Построили редут.*

Есть разгуляться где на воле!*

У наших ушки на макушке!*

Чуть утро осветило пушки*

И леса синие верхушки -*

Французы тут как тут.*






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!