Цели деятельности учителя | Разобрать понятия: «квадратный корень», «подкоренное выражение», «извлечение квадратного корня», «кубический корень», «корень n-й степени из неотрицательного числа», «метод доказательства от противного»; научить находить квадратные корни, вычислять выражения с корнями, сравнивать квадратные корни, вычислять простейшие корни третьей степени |
Типы уроков | Уроки изучения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятия: «квадратный корень», «подкоренное выражение», «извлечение квадратного корня», «кубический корень», «корень n-й степени из неотрицательного числа», «метод доказательства от противного»; уметь находить квадратные корни, вычислять выражения с корнями, сравнивать квадратные корни, вычислять простейшие корни третьей степени. Личностные: формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по правилу, алгоритму и образцу, осуществлять оценку результата действия, логически мыслить, рассуждать, доказывать утверждения; коммуникативные – уметь вести диалог, аргументированно высказывать свои суждения, находить общий язык с одноклассниками; познавательные – уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме, на наглядно-интуитивном уровне проводить наблюдение, исследование, анализ и делать выводы |
Основные понятия | Квадратный корень, подкоренное выражение, извлечение квадратного корня, кубический корень, корень n-й степени из неотрицательного числа, метод доказательства от противного |
Ресурсы | Учебник, задачник |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку | Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока | Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Уметь сосредоточиться на определенном вопросе по математике | Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Мотивация к учебной деятель-ности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки | 1. Решить задачу: «Площадь квадрата равна 36 см2. Чему равна сторона квадрата?». 2. Ответить на вопросы: – Как называется действие, которым находят ответ задачи? – Может ли ответ быть отрицательным? Почему нет? – Какие арифметические действия нам известны до этого урока? Вывод. Сегодня изучается новое действие – извлечение корня | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга | Знать определение квадратного корня, понятия: «подкоренное выражение», «извлечение квадратного корня» | Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по решению примеров на сокращение дробей, уравнений и систем уравнений | Организует общую работу над рассмотрением нового понятия | Работа с учебником: с. 49–50. Прочитать пример 1 (с. 50), выписать примеры с объяснением | Читают по учебнику определение, пример 1, записывают в тетрадь определение квадратного корня и примеры | Уметь извлекать квадратный корень, доказывать, что он извлечен верно | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по правилу, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы |
IV. Освоение основных понятий. Цели: научиться извлекать квадратные корни и объяснять ответ; определять, имеет ли смысл выражение с квадратным корнем | Организует работу по вычислению примеров в тетрадях и на доске | Работа с задачником: с. 65–66. Решить в тетрадях и на доске: № 10.4 (а, б), 10.5 (а, б), 10.6 (а, б), 10.7 (а, б), 10.8 (а, б), 10.9 (а, б) | Решают примеры в тетради и на доске. Отвечают на вопросы учителя | Уметь извлекать квадратный корень, доказывать, что он извлечен верно, определять истинность выражения с корнем | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по правилу, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Ответить на вопросы: – Какое новое действие сегодня изучили? – Какое действие из известных самое сложное? – Что было непонятно? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют само- оценку | Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока | Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся | Домашнее задание: Работа с задачником: с. 65–66. Решить в тетрадях: № 10.4 (в, г), 10.5 (в, г), 10.6 (в, г), 10.7 (в, г), 10.8 (в, г), 10.9 (в, г). Работа с учебником: с. 44–52. Прочитать, выучить определение квадратного корня | Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости | Уметь выявлять аналогию предметных действий | Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку | Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока | Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Уметь сосредоточиться на определенном вопросе по математике | Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Актуализация учебных действий. Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность, для развития умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Создает условия для осмысления новых понятий. Задает вопросы поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки | 1. Ответить на вопросы: – Какое действие изучили на предыдущем уроке? – Дайте определение квадратного корня. – При каком значении подкоренного выражения квадратный корень имеет смысл? – Какие условия следуют из определения квадратного корня? – Назовите действие, обратное квадратному корню. 2. Решить устно: № 10.10, 10.11, 10.12, 10.13, 10.15 | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга | Знать определение квадратного корня, понятия: «подкоренное выражени», «извлечение квадратного корня» | Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
III. Рассмотрение основных понятий. Цели: обеспечить выполнение учащимися базовых учебных действий; организовать работу по решению примеров на решение уравнений, нахождение значения выражения с корнями | Организует общую работу над рассмотрением решений уравнений | 1. Работа с задачником: с. 67. Решить: № 10.21, 10.22, 10.23. 2. Сделать вывод, как записываются корни уравнения х2 = а | Решают примеры по задачнику в тетрадях и на доске по указанию учителя, проговаривают решение и известные правила. Анализируют решенные примеры, делают вывод | Уметь решать уравнения вида х2 = а, находить значение выражения с корнем при известном значении пере- менной | Регулятивные: уметь решать по образцу, алгоритму, аналогии. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли устно и письменно, аргументировать свое мнение и позицию. Познавательные: уметь анализировать и делать выводы |
IV. Закрепление основных понятий. Цель: научить применять определение квадратного корня для решения заданий с корнями | Организует работу по вычислению примеров в тетрадях и на доске | Работа с задачником: с. 65–66. Решить в тетрадях и на доске: 10.28, 10.27 | Решают примеры в тетради и на доске. Отвечают на вопросы учителя | Уметь извлекать квадратный корень, доказывать, что он извлечен верно, определять истинность выражения с корнем | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых понятиях, работать по правилу. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли устно и письменно, аргументировать свое мнение и позицию |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Ответить на вопросы: – Какого вида уравнения сегодня рассматривали? – Сколько корней имеет уравнение вида х2 = а? – Что было непонятно? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку | Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятель-ности |
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока | Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся | Домашнее задание: Работа с задачником: с. 68. Решить в тетрадях: № 10.29 | Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости | Уметь выявлять аналогию предметных действий | Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку | Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока | Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Уметь сосредоточиться на определенном вопросе по математике | Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики |
II. Проверка домашнего задания. Цели: проверить готовность к уроку; повторить основные понятия | Организует работу по проверке домашней работы | Написать на доске решение домашнего задания без тетради. (Проверка осуществляется после написания, когда проведена актуализация опорных знаний.) | Четверо учащихся записывают решения примеров | Знать определение квадратного корня, понятия: «расчет значения подкоренного выражения при заданном значении переменных» | Познавательные: уметь использовать правило, алгоритм, аналогию при решении. Регулятивные: уметь планировать свою деятельность |
III. Актуализация опорных знаний. Цели: создать условие для повторения основных понятий; формировать внутреннюю потребность учеников во включение в учебную деятельность; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Задает вопросы, поправляет ответы. Устанавливает тематические рамки | 1. Выполнить задания: 1) Извлечь квадратные корни из чисел: 100; –4; 25; 81; 0,49; ; 36; ; 0,01; 0,0004; 900; 6400. 2) С помощью таблицы квадратов двузначных чисел на обложке учебника вычислить квадратные корни чисел: 7744; 5776; 4489; 2209; 3969; 5476; 8649; 3481; 961. 2. Работа с задачником: с. 67. Вычислить устно: № 10.19, 10.20 | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга | Знать определение квадратного корня, понятия: «подкоренное выражение», «извлечение квадратного корня» | Коммуникативные: уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно |
IV. Рассмотрение основных понятий. Цель: организовать работу по решению примеров на вычисление выражений с корнями | Организует общую работу по формированию вычислительных навыков в выражениях с корнями | Работа с задачником: с. 49. Решить в тетради: № 10.30, 10.32, 10.43 | Решают задания в тетради и на доске. Проговаривают вслух ход решения, правила, ответы | Уметь извлекать квадратный корень, выполнять вычисления с корнями | Познавательные: уметь использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь выражать мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы |
V. Контроль исходного уровня знаний. Цели: проверить усвоение материала; проанализировать частые ошибки | Организует проведение самостоятельной работы | Самостоятельная работа (задания – см. Приложение к уроку 32) | Решают примеры в тетради | Уметь извлекать квадратный корень, выполнять вычисления с корнями | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по правилу, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Регулятивные: уметь планировать свою деятельность |
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цели: выставить оценки по итогам урока | Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся | Домашнее задание: Работа с задачником: с. 68. Решить в тетради: № 10.31 | Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости | Уметь выявлять аналогию предметных действий | Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |
1. Вычислите:
2. Решите уравнения: а) x2 = 121; б) x2 = 11; в)
= 11.
1. Вычислите:
2. Решите уравнения: а) x2 = 169; б) x2 = 13; в)
= 13.