Тема:
Ранняя лирика Владимира Маяковского.
Тема рассчитана на 2 урока :
1 урок - анализ стихотворений 1913 года "А вы могли бы ?" и "Нате!";
2 урок - работа над стихотворениями 1914 года "Послушайте!" и "Скрипка и немножко нервно".
Урок №1.
Цели и задачи:
- познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер;
- продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
В мировой поэзии XX века Владимиру Маяковскому принадлежит особое место. Его творчество с полным правом можно назвать самобытным, это поиски собственного голоса в искусстве, своей темы, которой можно посвятить жизнь. Маяковский стал символом советской эпохи, оратором революции, превратив слово в орудие пролетариата, наполнив поэтический мир оригинальным восприятием действительности.
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
( "От усталости",1913)
Да, он был символом эпохи, давно закончившей свое существование, а чем же, кроме новаторства формы, интересно творчество Маяковского сейчас? Это не только история, это, особенно в раннем творчестве, - попытка определить свое место на земле, найти свой смысл жизни. Эти проблемы непреходящие. Вот что написал ваш ровесник, изучая творчество Маяковского: " ... В ранней лирике Маяковский пытается открыть человеку другой мир, красочный, волшебный, пытается поднять человека над бытом, будничной жизнью, открыть душу для мечты, разум - для полета и творчества." Я бы добавила, что это попытка объяснить свою исключительность, обусловленную поэтическим даром, сопоставить себя с обывателями. Ранний Маяковский - романтик по мироощущению Как призыв в сотворчеству и легкий бунт против обыденности звучит название одного из ранних стихотворений - "А вы могли бы?"
II. Анализ стихотворения "А вы могли бы ?".
Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и составление опорной схемы на доске.
- Что необычного вы видите в названии? ( Название звучит как вызов, обращение, что традиционно для ранней лирики Маяковского.)
- Как вы думаете, к кому может быть обращен этот вызов? ( Так как традиционный конфликт в романтическом произведении - это конфликт личности и общества, окружающего героя - романтика, то этот призыв относится к окружающим, к толпе.)
- Давайте уточним, как воплощен романтический конфликт в данном стихотворении Маяковского. ( Личность романтика отождествляется с самим автором, "Я", именно он начинает конфликт с силами толпы, выраженным местоимением "Вы", причем это не дать уважения, а лишь констатация множественности оппонентов при одиночестве лирического героя.)
- Герой - романтик - это всегда исключительная личность. В чем же его исключительность, если исходить из данного стихотворения ? ( Мы видим, что лирический герой
Сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.)
- Какие художественные средства использует поэт в этих строчках? ( С помощью метафоры Маяковский создает емкий образ обыденности: "карта будня" - распланированность, автоматизм жизни обывателя, ее предсказуемость. Можно сопоставить с жизнью главного героя из рассказа Бунина " Господин из Сан - Франциско ". Аллитерация на "с" делает начало более резким, конфликтным.
В эту обыденность автор "плеснул краски" - сделал интересной, незабываемой.)
- Кем в этих строках предстает герой- романтик ? ( Исключительная личность выступает здесь в роли художника, творческого человека. Мы знаем, что увлечение живописью было одной из граней таланта самого Маяковского.)
- В каких еще строках лирический герой может восприниматься нами как художник? (Далее Маяковский пишет:
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.)
- Что в этих строчках олицетворяет обыденность, пошлость жизни? ( "Блюдо студня". Но даже в этом прозаическом блюде лирический герой смог увидеть и показать другим "косые скулы океана", а океан, море - традиционные для романтиков символы безграничной свободы.)
- Какое художественное средство наряду с метафорой и аллитерацией использовал здесь Маяковский? ( Олицетворение. Океан, в представлении поэта , живое существо, титан, восточный гигант с косыми скулами.)
- Только ли как художник выступает лирический герой в этом стихотворении? ( Нет, он еще и поэт:
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
В прозаичной вывеске рыбного магазина поэт увидел, "прочел", необыкновенные "зовы" будущего.)
- Давайте сделаем вывод. Каким предстает лирический герой? Какая идея связана с этим образом? (Лирический герой в этом стихотворении - исключительная личность, поэт, художник, любой человек искусства, который способен бросить вызов пошлости и обыденности окружающей жизни. увидеть, почувствовать что-то новое, нестандартное, что поразит воображение обывателя. Это полностью отвечало эстетике футуризма. Лирический герой - бунтарь, его слова звучат как провокация.)
Прочтите стихотворение так, чтобы эти бунтарство и бесшабашность звучали. (Чтение стихотворение учащимися.)
- Маяковский так подробно характеризует лирического героя, что даже удивительно, как мало места в стихотворении отведено противоположному лагерю.Что мы знаем о толпе? ( Мы словно видим только завязку конфликта, поэт останавливается на кульминационном вопросе "А вы могли бы?", но сам он понимает, что толпа не способна к творчеству.)
- Если поэт заранее знает ответ на вопрос, зачем же он его задает? ( Поэт хочет найти единомышленников, ведь кто-то в толпе тоже может не побояться и бросить вызов окружающим.)
- Какое же испытание приготовил поэт будущим единомышленникам?
("Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб" - снова метафора, призывающая в обычных водосточных трубах увидеть печальную флейту, способную сыграть ноктюрн.)
В стихотворении "А вы могли бы?" конфликт только намечен, но он получает воплощение в стихотворении того же года - " Нате!"
III. Чтение учителем стихотворения "Нате!" и последующий анализ.
- Докажите, что в этом стихотворении тот же конфликт. Продолжим работать с опорной схемой. ( В этом стихотворении конфликт уже открытый, прямой: С одной стороны - лирический герой, романтик, которого Маяковский отождествляет с собой "Я", с другой стороны - "Вы", символизирующее толпу.)
- Как изменилось воплощение конфликта в этом стихотворении по сравнению со стихотворением "А вы могли бы?"? (Лирический герой этого стихотворения - только поэт, "слов бесценных мот и транжир", "поэтино сердце". Мы еще больше чувствуем его одиночество, видимо, он не нашел союзников в борьбе с толпой, но героя этого стихотворения помощь не требуется: у этого конфликта есть развязка:
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам...
Но все-таки лирический герой представлен в двух ипостасях, показанных метафорически: "грубый гунн", который ( подобно гуннам, уничтожившим прогнившую Римскую империю, основали новое государство) презирает старый мир и общество, его воплощающее; но другая метафора ( "бабочка поэтиного сердца") заставляет подозревать, что в душе этого смелого хулигана - ранимый, тонко чувствующий человек, которого оскорбляет толпа, но который вынужден "кривляться перед вами".)
- Изменилось ли изображение толпы, общества? ( Да, оно стало конкретней и символичней. В описание толпы Маяковский вкладывает едкую иронию, метафора тут точна, но созданный образ подчеркнуто отвратителен:
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.
Чистый переулок перестанет быть таким, когда его заполнят эти люди. Появляются конкретные образы мужчины и женщины, но "Вы " не уходит:
Вот вы , мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей.
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Представители пошлой жизни гиперболизированы, их идеал - радость "жизни туловища", материальные блага, они - неестественны и фальшивы, как актер в гриме. Высшее воплощение образ толпы получает в третьей строфе:
Толпа озвереет, станет тереться,
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
Толпа многочисленна, но единым фронтом противостоит поэту, метафора воплощает суть толпы, по Маяковскому, - паразитизм.)
- Согласны ли вы с подобной развязкой ? На чьей вы стороне ? (Отталкивающее изображение толпы призывает читателя встать на сторону поэта. Человек искусства не должен идти на поводу массы. Можно сопоставить со стихотворением Пушкина "Поэт, не дорожи любовию народной...")
IV. Подведение итогов.
- Близок ли вам конфликт, намеченный в ранних стихотворениях поэта?
- Можно ли назвать эти стихотворения "трагедией одиночества и непонятости"?
- Каким вы представляете себе автора этих строк?
V. Домашнее задание.
Мини-сочинение: "Я читаю Маяковского".
Урок № 2.
Цели и задачи:
- познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер, проследить развитие конфликта;
- продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Да, для каждого из нас чтение - это поиски своего смысла, своих ассоциаций, но общими в ваших рассуждениях были слова "необычный", "ни на что не похожий", "сложный".
мне хочется привести еще одно сочинение, написанное в 1998 году вашей сверстницей, получившей такое же задание: написать мини-сочинение "Я читаю Маяковского".
Трубы, банки, стекла, склянки,
Воздух, дух, пожар, смятенье.
Маяковский - словно ветер,
Дарит жар, и боль, и тленье.
Я читаю Маяковского,
низко к парте наклонясь,
А Владимир Маяковский
скажет мне, в глаза смеясь:
"Молодое поколенье!
слушай мой гремящий стих!
Что б тебе ни говорили,
ты не думай, я не псих!
Только время повернулось
в нашем старом веке вспять,
Только сердце встрепенулось,
и его уж не унять..."
Мне бы хотелось, чтобы вы увидели в раннем творчестве Маяковского не только хаос звуков, метафор, образов, но и гармонию чувств, развитие единой мысли, поняли бы трепещущее сердце поэта, почувствовали бы его ранимость.
II. Анализ стихотворения " Послушайте!"
Чтение стихотворения учителем.
- Сохраняется ли ведущий романтический конфликт в этом произведении? (Конфликт здесь скрыт, но он подразумевается в традиционном для Маяковского обращении, вынесенном в заглавие, в первой строфе и в заключительном ее преобразовании.) Работа с опорной схемой.
- Каким в этом стихотворении предстает герой-романтик? (Это уже не "Я", а "кто-то". Он хочет, "Чтобы на небе обязательно была звезда". Звезда - традиционный в литературе символ надежды. лучшего будущего, идеала. Вспомним хотя бы пушкинскую "звезду пленительного счастья". Лирический герой - некто, стремящийся к идеалу, который необходим в обществе, еде царит "беззвездная мука". "Кто-то" "называет эти плевочки жемчужинами" - мы можем предположить, что это поэт. его образ тоже гиперболичен, так как он " врывается к богу". Это романтический сверхчеловек, который, тем не менее, с богом не так уж на равных - он "просит", "целует ему руку". герой не стесняется показаться слабым, уязвимым. )
- В более поздней лирике Бог - скорее сатирический, отрицательный образ. А в этом стихотворении какая деталь позволяет его уважать? (У этого бога "жилистые", рабочие руки. Он работает, зажигает звезды.)
- Почему же глагол "зажигают" стоит во множественном числе? ( Зажигает звезды не только бог, но и тот, кто в них нуждается, это поэт создает идеал.)
- Одинок ли здесь лирический герой? ( Нет, он "говорит кому-то", успокаивает других .)
- В чем можно увидеть своеобразие композиции этого стихотворения? (Стихотворение построено как рассуждение: тезис, доказательство, вывод, где тезис является завязкой, доказательство - развитием действия и кульминацией , а вывод - развязкой. Причем развитие действия и кульминация динамичны за счет употребления глаголов:
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
Мы видим, что Маяковский нарушает привычные стихотворные строчки, вынося глаголы отдельно, ставя на них логическое ударение, стараясь передать порывистое дыхание и отрывистую речь человека, переживающего такой накал страстей, но после развязки - глаголы перестают играть ведущую роль в повествовании:
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Повествование становится плавным, герой успокаивается. Однако настоящее время глагола переводит проблему в "вечно современные".)
- Скажите, а еще какие средства помогают передать высокую эмоциональность событий? ( Маяковский использует тире и восклицательные знаки в середине предложения.)
-Можем ли мы теперь объяснить, почету лирический герой здесь - "кто-то"? (Это образ обобщенный: любой поэт, любой человек, стремящийся к идеалу, может возвысится, стать тем, кто врывается к богу, ведь у толпы нет даже потребности в идеале.)
-Вспомним стихотворение "А вы могли бы?", где толпа не могла подняться над обыденностью, здесь все страшнее: в обществе нет даже стремления к необычному, но Маяковский призывает всех, кто еще способен видеть прекрасное, стремиться к идеалу и не бояться жить по-настоящему. Конфликт завуалирован.
III. Чтение и анализ стихотворения "Скрипка и немножко нервно".
- В чем особенность конфликта в данном стихотворении? Опорная схема. (конфликт представлен в двух плоскостях: скрипка противостоит оркестру,
олицетворяющему общество, а лирический герой, "я" - музыкантам. Герой- романтик здесь не одинок, он поддерживает "деревянную невесту", скрипку, но сочувствия среди людей не находит - только смех. Образы инструментов созданы с помощью олицетворений и метафор, они как обыватели. Например, барабан представляется толстяком, который
... не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
А тарелка - визгливой, но довольно поверхностной девицей, ищущей в чужой трагедии повод для сплетен.
Скрипка, которая "по детски" плачет, не стыдясь своих слез, вызывает у толпы желание оскорбить и презрение:
"Дура,
плакса,
вытри!"
Толпа здесь агрессивна, эта она провоцирует конфликт, и даже лирический герой не может противостоять ей в одиночку:
Я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!
Только объединившись, они поднимутся над толпой:
Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?)
- Что еще отличает этот конфликт от предыдущих, что делает его страшнее? ( В предыдущих стихотворениях мы четко относили к романтикам всех людей искусства, но здесь мы видим, что и в мире искусств может царить пошлость, стремление задушить все искреннее, трогательное, индивидуальное.
IV. Подведение итогов.
- Изменилось ли ваше представление о поэте?
- Можем ли мы сравнить раннюю лирику Маяковского с творчеством поэтов и писателей XIX-XX веков ( сходные образы, проблемы, средства выразительности)?
- В чем, на ваш взгляд, своеобразие ранней лирики Владимира Маяковского?
Опорная схема, составляемая в процессе анализа коллективно.
"А вы могли бы?"
лирический герой общество
Я Вы
романтик, автор, толпа, которая
- смазал карту будня, не может ничего
- показал косые скулы океана исключительного
(художник),
- прочел зовы новых губ ( поэт).
(завязка конфликта)
"Нате!"
лирический герой общество
Я Вы
романтик, автор, толпа (стоглавая вошь)
- слов транжир и мот (поэт), - "взгромоздитесь грязные
- грубый гунн, в калошах и без калош"
- бабочка поэтиного сердца - мужчина - чревоугодник
- женщина - неестественность,
приобретательство
( открытый конфликт)
"Послушайте!" лирический герой общество
кто-то - адресат обращения
- хочет, чтобы была "Послушайте!"
звезда (цель идеал), - им звезды не нужны
- называет эти плевочки
жемчужиной (поэт),
- врывается к богу (масштабность,
титанизм, борьба за идеал)
- просит, не страшно (внутренняя
ранимость),
- появляется единомышленник
(кто-то).
(конфликт завуалирован)
"Скрипка и немножко нервно"
лирический герой общество
- скрипка - оркестр (барабан
-по-детски разревелась , глупая тарелка, меднорожий
геликон)
- Я - музыканты смеются
- мне наплевать,
я - хороший (теряется
ощущение одиночества) (конфликт открытый)
9