Урок внеклассного чтения по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы.
Автор: Бекниязова Надежда Марксовна, учитель русского языка и литературы высшей категории общеобразовательной средней школы № 5 посёлка Болдумсаз, Болдумсазского этрапа (района), Дашогузской области Туркменистана.
Описание: данная разработка интегрированного урока русского языка и литературы в национальной школе, где русский язык изучается как иностранный, может быть использована учителями, воспитателями как основной урок или внеклассное мероприятие .
Цель: формирование интереса к русскому языку.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением туркменского писателя Нуры Байрамова;
- учить детей слушать, запоминать, обдумывать прочитанное,
- оценивать поступки героя (солнце),
- мотивировать свою оценку.
- развивать умение последовательного изложения мысли;
- воспитать бережное отношение к природе и друг к другу.
Тип урока: репродуктивный.
Тема урока. Внеклассное чтение. Нуры Байрамов. Стихотворение «Солнышко».
Оборудование и наглядность: мультимедийный экран, портрет писателя Н. Байрамова, выставка книг с его стихами, сюжетные картины.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- приветствие; проверка готовности учащихся к уроку; заполнение журнала и отметка отсутствующих;
- новости страны (краткий обзор: какие праздники наша страна отмечала и будет отмечать осенью, и т.д.)
Повторение пройденного материала.
Вопросы – ответы по текстам «Сад цветёт» и стихотворению А. Барто «Урок в саду» (страницы 186-187 учебника 3 класса, авторов Т.Е. Ходжамамедовой, Л.М. Кулаковой и др., Ашхабад, 2013 г.)
Где находился сад? (около школы)
Какие деревья росли в саду? (фруктовые)
Над цветами какого дерева жужжали пчёлы? (молодой яблони)
Где проходит урок? (в саду)
О чём рассказал учитель? (сказку о весне, солнышке, о цветах)
Какую песенку спели дети? («Я на солнышке лежу»)
Чему учатся дети в саду (по тексту стихотворения Агнии Барто)? (как надо сеять семена, как делать борозду)
Назвать, какие фрукты растут на деревьях в саду.
(яблоки, вишни, персики, абрикосы, груши, сливы, инжир)
А что растёт на огороде? (овощи – помидоры, огурцы, морковь, капуста …)
По слайдам назвать: где овощи, а где фрукты.
Слайд 3
Назвать слова, отвечающие на вопрос где? (в саду, на огороде, в школе, на уроке …)
Обобщение опроса (повторение).
Называем весенние месяцы и признаки весны (повторяем) и попутно составляем кластер со словом «Весна».
- набухают и распускаются почки, цветут плодовые деревья, пчёлы собирают мёд с молодых цветочков, появляется зелёная трава, на полях идёт сев …
Новая тема.
Ребята, у меня в руках картинки.
- Что это? (солнце, солнышко)
- Правильно. Посмотрите, какое солнышко бывает разным: Слайд 4
Но от каждого идёт тепло и свет!
А сейчас, послушайте стихотворение «Солнышко» (страница 240 – 241 учебника).
Комментированное, выразительное чтение учителем стихотворения.
Я до ночи
Отдыха не знаю:
Для тебя
Я землю согреваю.
Для тебя
Растапливаю льды.
Наряжаю к празднику
Сады.
Я с утра гляжу
В твоё окошко.
Зайчиком лежу
В твоей ладошке.
Каждого лаская
И любя,
Я не забываю
Про тебя.
Так давай с тобой
Друзьями будем –
Раздавай тепло
Хорошим людям!
Это ведь совсем
Не тяжело.
Чтоб с тобою
Было им тепло!
Это стихотворение написал уже знакомый нам туркменский писатель Нуры Байрамов. Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о писателе:
Когда и где родился Нуры Байрамов? (30 января 1933 года, в Мары)
Чем занималась его семья? (отец был пастухом, пасли овец)
Кто был по профессии Нуры Байрамов? (учитель)
Какие стихи писателя мы знаем (учили наизусть)?
- Я живу в Туркменистане.
Я люблю свой край родной.
Он красив зимой и летом
И особенно весной. (страница 151 учебника)
- Слава любимой
Родине нашей.
Пусть она станет
Сильнее и краше! (страница 155 учебника)
- Отзвенела, простилась
Весна на дворе –
Загостилась она
На туркменском ковре.
В каждой петельке,
В каждом узоре
Каракумские светятся зори. (страница 203 учебника)
и т.д.
Молодцы, ребята, а сейчас давайте посмотрим, какие слова и выражения в стихотворении «Солнышко» для вас непонятные (новые). Словарная работа. Слайд 5
Записать в словарных тетрадях:
- отдыха не знаю – dem almazdan
- согреваю – ýyladýan
- растапливаю льды – buzlary eredýän
- наряжаю – bezeýän
- гляжу – seredýän
- лежу – ýatýan
- ладошке – eliň aýasynda
- лаская и любя – mähir bilen söýüp
- раздавай – paýla
- тепло – ýylylyk
- не тяжело –kyn (agyr) däl
Работа по тексту стихотворения с целью создать у детей реальное представление, необходимое для полноценного восприятия художественного образа путём подбора картинок ( картинки раскрашены детьми заранее).
- О чём это стихотворение? (о солнышке)
- что делает солнышко? (согревает землю, растапливает льды, наряжает сады, ласкает и любит каждого из нас, раздаёт тепло)
- что предлагает солнышко нам? (быть друзьями и вместе дарить тепло)
(при ответе на вопросы ученики к каждому ответу подбирают имеющиеся картинки, и при помощи картинок создаётся коллаж по теме, близко к тексту стихотворения.)
Закрепление темы.
Выразительное чтение стихотворения (Каждый ученик выразительно читает по 4 строчки, показ слайдов 6-13 )
Вопросы и ответы (и повторение пройденного, демонстрация картинок о временах года на мультимедийной доске):
Слайд 14
- как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне) Назовите весенние месяцы.
- как мы догадались о том, что это о весне? (растапливаю льды, наряжаю сады)
- какие ещё есть признаки весны? (вновь обращаемся к кластеру, который висит на доске)
Словарный диктант.
Наряжаю к празднику, зайчиком лежу, будем друзьями, хорошим людям.
(проверка проводится учениками самостоятельно, сравнивая написанное с текстом стихотворения. Ученики подсчитывают количество ошибок и оценивают свою работу)
Обобщение и систематизация урока, выставление оценок учащимся. Рефлексия.
- что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем уроке?
Прослушаем запись песни «Самая счастливая» слова К. Ибряева и Л. Кондрашенко, музыка Ю. Чичкова.
Домашняя работа. 1) выразительно прочитать стихотворение «Солнышко», приветствуется заучивание части стихотворения наизусть 2) нарисовать в альбомах иллюстрации к тексту стихотворения.
Примечание : прилагается презентация к уроку.