1.Организационный момент 2. Введение в тему. Мотивация 3. Целеполага-ние 4. Беседа о доброте 5. Высказыва-ния великих людей 6. Физкульт- минутка 7. Поговорим о поступках «О добре и зле» 8. Работа в группах «Доброе слово – дороже богатства» 9. Создание «Копилки добрых дел». 10. Рефлексия. 11. Итог занятия | -Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня! -Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. -Если мы посмотрим в окно, то увидим огромное голубое небо и приветливое солнышко, прилетевших птиц и огромные лужи, проезжающие мимо машины и бегущих куда-то пешеходов. И это только то, что мы видим, глядя в окно. Окружающий мир настолько разнообразен, что не хватит и целой жизни, чтобы перечислить все, что находится в нем. -Что же в этом мире для человека всех нужнее и дороже? -А, давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотрев фрагмент мультфильма. -Какое же важное слово вы услышали в песне Поросенка Фунтика? -Вы, конечно же догадались о каком важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком, мы сегодня поговорим? -Как вы думаете, почему эта тема сегодня актуальна? -Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? -А что такое доброта? -Этих знаний вам достаточно для того, чтобы жить в гармонии, в любви друг к другу, чтобы вы могли отделять добро от зла, хорошее от плохого? -А, что бы вы сегодня хотели узнать о доброте? В чем хотели бы разобраться? -У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Добрые чувства проявляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, сочувствие, милосердие, толерантность. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать её – доброту. И окружающие люди будут благодарны вам. Поэтесса Людмила Татьяничева говорила: «Делать людям хорошо – хорошеть самому» Ребята, а как вы понимаете слова: … «хорошеть самому»? -Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. -Что значит «творить добро»? -Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро. -Еще в древности мудрые и великие люди представляли добро по-своему и высказывались о добре так: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом им пользоваться». (Древнегреческий философ Демокрит) «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». (Марк Твен) «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». (Виктор Гюго) «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям». (Михаил Пришвин) «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок». (Конфуций) -Давайте немного отдохнём, а затем продолжим наш разговор. -А, в каких поступках проявляется доброта? - Прослушайте, пожалуйста, рассказ Е.Пермяка «Надёжный человек». -Почему Андрей не хотел сидеть за одной партой с Асей? - Зачем отец Андрея стал возить одноклассницу Аню в школу на санках? -Почему ребята сначала над ним смеялись, а потом стали помогать? Почему Андрей предложил Асе проводить её в школу? -А как бы вы поступили? Почему? - Можно ли Андрея назвать настоящим другом? - Какие произведения вы читали о доброте, милосердии? -Ярослав прочитает стихотворение Федора Абрамова «Щенок», послушайте внимательно и постарайтесь оценить поступок героя. Брошенный, он шел туда, где люди. И уселся возле гаража, Мелкою прерывистою дрожью На морозе утреннем дрожа. Мокрый иней склеивал ресницы, Взгляд с тоской участия просил, Только каждый мимо проходящий Часть надежд собачьих уносил. Почему никто не замечает, Что давно не ел он ничего? Вдруг вскочил... И счастьем и морозом Задохнулся, взвихривая с ног То ему, ему призывно кто - то свистнул Незнакомый добрый человек! Господина будущего чуя, Пёс бежит по снегу прямиком И ... летит, отброшенный тяжёлым, Кованным кирзовым сапогом. Взвыл щенок от нестерпимой боли (футболист, как видно, был мастак...) Ты привыкни, маленький калека. Первое знакомство с человеком Часто совершается и так... В разговоре этот самый парень Как - то о знакомом он сказал: «Разве человек он? Пёс, собака! Я б его иначе не назвал...» - Как можно назвать поступок этого человека? - А сейчас ребята предлагают вашему вниманию древнюю китайскую сказку. Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил: «Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса». Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил: «У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми». «Кто же кормит птенцов?» – поинтересовался мудрец. «Каких птенцов» - спросил император. «У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?» «Об этом я не подумал», - признался император. Тогда мудрец сказал: «У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!» «Ах, как трудно быть добрым!» – воскликнул огорчённый император. На это мудрец заметил: «И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше». - Подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть? - Почему мы так поступаем? -Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым, себялюбец – несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остаётся один, когда приходят тяжёлые жизненные испытания. - Каким делает человека доброта? - Какого человека можно назвать добрым? -Так, значит «Добрый человек» тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу - А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло. - Это чудесное, светлое свойство делает жизнь красивой и прекрасной, помогает людям жить, творить. - Посмотрите на слайд, что там написано? Прочтите их внимательно. (пословицы). О чём эти пословицы? А какие пословицы о добре знаете вы? - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе есть пословицы и поговорки, но они перепутались. - Помогите мне найти «половинку» пословицы или поговорки о добре. Делать добро красят человека. Добрые дела спеши. Без добрых дел людей. Свет не без добрых нет доброго имени. Сделав добро- никому. Худо тому, кто добра не делает не хвались. – Добрый человек не может быть грубым и жестоким. Он проявляет внимание и заботу к другим людям. Почему не у каждого человека, получается, быть добрым? - Чтобы это получилось, необходимо часто размышлять о своих поступках. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. - Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра. Игра «Паутинка добра». - Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и обратимся к страничкам, которые вы подготовили для «Копилки добрых дел». Игра-тренинг «Круговая беседа» - А сейчас встанем в круг и поиграем. Будем протягивать друг другу ладонь и продолжать следующее предложение: «Я чувствую себя счастливым, когда ...» Как много счастливых моментов есть в нашей жизни. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, дружелюбными, добрыми. Ведь делать добро – это здорово! Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то кому-то Поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! - Подошел к концу наш классный час. -Давайте вспомним какие цели вы ставили вначале нашего занятия? На какие вопросы хотели услышать ответ? Получили ответы на эти вопросы? -А, где можно найти недостающие ответы? -И, для чего была такая необходимость говорить сегодня о доброте? -Вот вы и узнали о доброте. А где же вы сможете применить эти знания? Они были вам необходимы? Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово(сущ.), определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием. В память о нашей беседе мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки» доброты. (Звучит песня «Дорогою добра») | Приветствуют учителя Строят предположе- ния. Смотрят отрывок мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» - Доброта Строят высказывания. Строят высказывания. Ребята исполняют песню «Что такое доброта» Строят высказывания. Рассказывают о доброте из личного опыта Высказывают свое мнение Выполняют движения, повторяя за ученицей. Слушают и обсуждают рассказ. Выполняют упражнения. Делятся информацией. Ученик читает наизусть стихотворение Строят высказывания. Оценивают поступок человека. Подготовлен ные ребята инсценируют сказку Строят высказывания. Оценивают поступок человека Рассказывают о ситуациях из своей жизни, обсуждают. Высказывают своё мнение Читают и объясняют пословицы Работают в группах Высказывают своё мнение Читает ученик Работают в группах Передают друг другу клубок с добрыми пожеланиями. Каждая группа представляет странички для книги «Копилка добрых дел» Играют, продолжают высказывания Называют цели которые ставили перед собой вначале занятия. Делают выводы о проделанной работе. Высказывают предположе-ния. Доброта Милосердный, светлый. Ценит, сочувствует, уважает. Доброта приносит людям радость. Отзывчивость. Доброта Честный, открытый. Помогает, сопереживает, дорожит. Доброта – всего дороже. Милосердие. Слушают песню, подпевают. |