СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия"Конституция- основной закон государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Конституции. Содержит задания по подготоке ОГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия"Конституция- основной закон государства"»

Сценарий круглого стола, посвященного Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Сценарий разработан для обучающихся 9 классов.

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Учитель:Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 23 года.

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

(Звучит Гимн Российской Федерации)


Учитель:Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации; политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и взрослые, и дети. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и поступки некоторых могут привести к катастрофам.

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо.Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы, подумав о том, что необходимо составить специальные документы по правам человека. Так появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено в ней, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека.

Учитель:Ребята, вам было поручено изучить то, как изменялось правовое законодательство. Давайте вспомним как это происходило. Когда появилась 1я Конституция? В чем ее особенность?


Сообщения учащихся: Исторические предпосылкам создания современной конституции (Конституции 1918, 1925,1937, 1978, 1993 годов)

(Коновалов,Баркова, Дзюман,Мордвинова, Копылов)


  1. 10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, характеризующаяся как конституция революционного типа. Принята после октябрьской революции в результате насильственного изменения общественного и государственного строя. Она закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

  2. Причиной замены Конституции 1918 года на Конституцию РСФР 1925 года явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в союз СССР. Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз СССР.

  3. Обновление Конституции в 1937 году объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития – построение социализма. Было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан.

  4. Особенностью Конституции 1978 года является превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство. Было впервые введено понятие «народ», который был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Конституция впервые установила, что РСФСР является суверенным государством.

  5. Последние изменения в Конституции были внесены в 1993 году. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. В Конституции РФ высшей ценностью объявляются не интересы государства, как это было ранее, а права и свободы человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Исключен классовый подход к оценке личности, все люди равны. В правовом государстве человеку разрешено делать все, что не запрещено законом, а государству разрешено делать только то, что ему разрешает делать закон.


Учитель:Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Прослушав ребят, можно сделать вывод, что только лишь Конституция закрепила равные права всех граждан, независимо от положения в обществе, будь то президент или обычный рабочий.

А сейчас проверим вашу эрудицию, знания в области терминов, встречающихся в Конституции.

Мозговой штурм "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.


Учитель: предлагаю вам рассмотреть ситуации, по которым вы попробуете определить названия статьи.

Мозговой штурм: «Определи статью»

  1. Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

  2. Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

  3. Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

  4. Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

  5. Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

  6. Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

  7. Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Вопросы учащимся: Что содержит в себе Конституция? В конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. О каких правах и обязанностях вы знаете?

Права ребенка:

-Право на жизнь.

-Право на имя при рождении.

-Право на медицинскую помощь.

-Право на образование.

-Право на отдых и досуг.

-Право на индивидуальность.

-Право свободно выражать свои взгляды.

-Право на специальную охрану и защиту.

-Право на заботу и воспитаниеродителями.

-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

-Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

-Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


Учитель: Согласно Конституции к основным (конституционным) обязанностям граждан относятся следующие, давайте вспомним их (выступления учащихся)

-Защищать свое Отечество(Сидоренко)

-Соблюдать законы и права других людей(Беккер)

-Беречь и охранять природу(Гавриленко)

-Платить налоги(Головинский)

-Забота о памятниках истории и культуры(Таранов)

-забота о детях и нетрудоспособных родителях(Рябкова)

-Получение полного общего образования(Шеханских)

Обязанности школьника:

-добросовестно учиться

-беречь школьное имущество

-уважать учащихся и работников школы

-выполнять устав школы

-выполнять правила внутреннего распорядка.


Учитель:Молодцы ребята! Дети в этом году ваш класс выпускной, а значит вам придется пройти аттестацию. Многие выбрали сдавать экзамен по обществознанию. Предлагаю вам решить тест по теме «Основы Конституционного строя», который мы разберем с вами позже.


Тестовые задания ГИА по основам Конституционного строя

1. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма

2) высшая юридическая сила

3) обязательность исполнения

4) принятие высшим законодательным органом


2. Что является отличительным признаком правового государства?

1) разветвленная система законодательства

2) реализация принципа разделения властей

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета


3. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

1) сложилась многопартийная система

2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

3) отдельные регионы имеют свои законодательные органы

4) народ является единственным источником власти


4. Рос­сий­ской Кон­сти­ту­ци­ей га­ран­ти­ро­ва­но каж­до­му че­ло­ве­ку право на сво­бо­ду и лич­ную не­при­кос­но­вен­ность. О каком виде прав идёт речь?

1) по­ли­ти­че­ских

2) эко­но­ми­че­ских

3) есте­ствен­ных

4) со­ци­аль­ных


5. Президент РФ

1) избирается всенародным голосованием

2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной думой

4) утверждается Федеральным Собранием


6. Кон­сти­ту­ция стра­ны как Ос­нов­ной Закон го­су­дар­ства от­ли­ча­ет­ся тем, что

1) она при­ни­ма­ет­ся пре­зи­ден­том

2) ее по­ло­же­ни­ям не долж­ны про­ти­во­ре­чить все осталь­ные нор­ма­тив­ные акты

3) она при­ни­ма­ет­ся пар­ла­мен­том стра­ны

4) ее по­ло­же­ния не могут быть пе­ре­смот­ре­ны


7.Со­глас­но Кон­сти­ту­ции, ос­нов­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

 1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2) Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) народ Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

4) Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции


Учитель: А сейчас я предлагаю Вам создать коллективный проект «Наши права и обязанности».


(Звучит песня группы Непоседы – «Родина моя»)


Сегодняшнее мероприятие подошло к концу

И на последок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом - будьте патриотами!

Всем спасибо!