СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Красота родного края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красота души – красота от природы!

Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.

Формы организации деятельности учащихся:

    • индивидуальная;
    • фронтальная;
    • групповая.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Красота родного края"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобезгинская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»



Региональный заочный конкурс

«Методический портфель учителя (предметы естественно- научного и математического циклов и технологии)»

Внеклассное мероприятие по биологии, экологии, географии с применением информационных технологий.



Заочное путешествие в рамках «Белгородоведения»

по родному краю

Красота души – красота от природы!






Подготовили и провели: Смаженко Зоя Петровна учитель географии,

Саенко Ольга Павловна учитель биологии, Бабеева Наталья Иванова

учитель информатики Муниципальной бюджетного общеобразовательной организации «Новобезгинская общеобразовательная школа Белгородской области Новооскольского района»





с. Новая Безгинка

2016


«Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир»



Красота души – красота от природы!

Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнять законы природы и понимать необходимость этого, как для человека, так и для природы; воспитывать у учащихся экологическую культуру, чувство единства с окружающим миром.

Формы организации деятельности учащихся:

    • индивидуальная;

    • фронтальная;

    • групповая.



Оборудование:

  • Фотографии, картины природы, гербарии.

  • Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.

  • Музыкальный ряд: отрывки из различных музыкальных произведений.

  • Поэтический ряд: стихотворения.

  • Дополнительная информация из истории села.

Родина – это деревня моя,

Где родилась и где выросла я.

Это и речка, и лес, и закат,

Это ватага дружных ребят.

Желтое солнце и синее небо,

Это поля золотистого хлеба,

Запах цветов, лугов и полей,

И крик пролетающих журавлей

Песня «Белгородчина хлебосольная»

  • Мини – лекция.

1). Как вы поняли наше мероприятие о родной белгородчине и любимом селе. Я прочитаю вам мини – лекцию.

В последнее время остро стоит проблема организации семейного досуга. Широкое распространение сейчас получили заграничные туры, но мы считаем, что ничто не заменит общения детей и их родителей с природой родной Земли.

Обратиться к теме касающейся разработки туристического маршрута по территории своего села. Заставило то, что в школьную программу введен региональный курс «Белгородоведение». Материалов по изучению природы именно, своей малой родины практически нет, поэтому решили провести свои исследования. Кроме того, неброская красота белгородской деревни, сохранившей своё природное «лицо», может быть привлекательна даже для современной туристической индустрии.

(показывает на карте села)

Предлагаем путеводитель для организации эколого-краеведческих экскурсий по маршруту село Сабельное - хутор Лягушевка.

В данном путеводителе мы хотим рассказать вам о том, какие природные достопримечательности есть на территории нашего села, и как природа повлияла на жизнь людей их характер, взаимоотношения.

Всё лучшее - нам подарила природа.

(фото людей разных профессий)

Главное богатство нашего села – это люди! Добрые и работящие! Своими руками, создавшие своё село. Ведь жители сел: Новая Безгинка, Никольское, Сабельное имеют с богатую историю, сложившиеся культурные традиции и обряды. Чем ближе человек к природе, тем он красивее душой и своими поступками.

(карта Белгородской области)

Село относится к знаменитой Белгородской области, история которой уходит в далёкий 16 век. Наши предки поселились на степных просторах дикого поля, по долинам маленьких рек: Усердца, Тихой Сосны, Оскола, Северского Донца, обозначив границы русского государства, защитив от набегов кочевника Русь.

Природа в жизни славян всегда была главной, человек жил в единении с природой, она давала всё для жизни, для радости и веселья.

2). Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нём времени года,

И особый в нём музыки ход.

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнём.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень с грозой и дождём.

И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь.

                                                 (С. Островой)

  • Корзина идей (принести корзину, написать плакаты)

3). Прослушав лекцию, нам необходимо собрать идеи. Как мы проведём это мероприятие?

  1. Выставим на «Аукцион мнения» о красоте людей, живущих в нашем селе

  2. Проведём «Малую экспедицию» по знакомству с вышивкой

  3. Организуем «Ораторскую трибуну» где расскажем о своих исследованиях по селу

  4. Блеф-конкурс. Какие деревья растут в лесу?

  5. Поход в «Картинную галерею»

  6. Посмотрим презентацию

«Аукцион мнений» (поставить трибуну, молоточек отчитывать мнения)

Разыгрывается 1 мнение. Удар молотка

4). Размышляя о роли своего края в истории. О роли личности на обжитой нашими предками территории. Мы увидели, что наши предки – это Умные и сметливые, изобретательные и талантливые крестьянские семьи, которых не надо стесняться, как это пропагандируется сейчас, а надо уважать и гордиться своей родословной. Дороновы, Лобода, Козаренко, Ананичевы, Чвировы, Лисицкие, Саенко, Ткаченко, Смаженко. (семейные фото)

Разыгрывается 2 мнение. Удар молотка

5). Наши родственники были и есть защитники.

Знакомясь с документами об участии в Гражданской войне Чубыкина Дмитрия Фатеевича, об орденоносцах Великой Отечественной: Комисарове Пантелее Григорьевиче, Ткаченко Стефане Ильиче, Смаженко Максиме Леонтьевиче и многих других, узнаём в них своих близких и далёких родственников. Мы увидели, что эти люди жили по соседству и были в обычной жизни обычными людьми. В лихую же годину, в годину опасности стали героями, но героями - защитниками, а не агрессорами.

6). На военных дорогах помимо людей,

Убивало железо собак, лошадей.

В реках рыб убивало. И птиц в небесах,

А еще убивало деревья в лесах.

Это очень печально - в эпоху чудес

После боя войти в обезглавленный лес.

Как же странно он выглядит - солнечный свет -

На обрубках, в которых дыхания нет!..

(Глеб Борковский)

7). После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения, наполнял нежностью сердца солдат, вызывал к памяти картины мирной жизни, заставлял острее почувствовать любовь к Родине.

8). А вот возьми, былинка уцелела,

И каждый раз, взглянув наискосок,

Я снова видел в зоне артобстрела

Живой, неистребимый колосок.

( Г.Пагрев) выражения трагизма.

9). В минуты затишья воины старались не только устроить быт, но и передать весточку родным, порой их краткое письмо содержало столько душевного переживания, любви ко всему живому, выражения трагизма.

Выходит мальчик в пилотке, гимнастёрке открывает солдатский треугольник и читает письмо

10). Милая, Мила! Посылаю тебе василек… представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит. ( Письмо гвардии майора Д. А. Петракова дочери 18 сентября 1942 г.

Разыгрывается 3 мнение. Удар молотка

11). Закон от Земли – матушки был в крестьянских семьях хлеб растить, а не воевать.

Вот и делимся последним со всяким нуждающимся. Не отпустим гостя без угощения. Снимем последнюю рубаху для замерзающего.

12). Малая экспедиция под названием «Вышивка - цветы на рушниках» по сельским домам показали мастерство и эстетическое видение русскими крестьянками окружающей природы, вызывают восхищение данными произведениями искусства. Удивление, что это «не где – то, Там», а у меня в бабушкином сундуке, хранится Красота, с теплом её рук, частичкой её души, посланной тебе из прошлого.

Мы покажем, как окружающая нас природа в частности растения и животные украсили русский костюм, русскую избу.

(кадры вышивки, элементы украшения избы в классе. Кровать с подузором и подушками вышитыми и выбитыми. Рушник с вышивкой гладью и крестиком)

Проходят мальчики в рубахах. Вышивка на рубахе это не только узор из цветов, листьев и стеблей. В нем скрыт оберег от злых сил.

Платки это женский головной убор, украшенный либо вышивкой, из цветов листьев и стебельков, либо фабричный с цветочным орнаментом. Для разных ситуаций жизни платок повязывался по - разному!

(демонстрация платков - по молодке; с котыком назад; матрёшкой; с закрытым лбом; цветной шали; полушалков, косынок), (мой комментарий)

13). В старину голову женщины украшали так же кокошник, сорока,

Мастер класс: клей, полосочки бумаги, листики, лепестки, полосочки, висюльки – сделать кокошник и надеть на голову

Красота цветущих растений легла в основу и современных тканей. Вот такие красивые сарафаны мы носим летом.


  • Защита творческой работы учащихся с помощью методического приёма «Ораторская трибуна» тема выступления «Роль природы в жизни села

14). Находится село между крутыми склонами реки Усердца. К долине примыкают балки с образными меткими названиями, отражающими явления природы, формы рельефа

Не менее интересны названия сел и хуторов, относящихся к Новобезгинскому сельскому поселению.

(Кадры презентации с видами села)

О любом месте на Земле можно судить по Сиюминутному впечатлению, это как любовь с первого взгляда. Въезжаешь в моё село - открывается вся его панорама. Зелёная лента поймы реки Усердец - с камышами, рогозой, вербами и двумя рядами улиц, с сельскими домиками: аккуратными и разноцветными, будто дополнившие берега реки своим разнообразием. Это природа вдохновила наших предков, устроить свои жилища не нарушая гармонии с природой.

В селе уютно: при жаре холодок от тени деревьев, любовно высаженных у каждого дома, по - за дорогой. Лёгкий ветерок гуляет по степи.

Территория протянулась на 14 километров. Видно разнообразие его природных комплексов. Тут тебе и речка с прудом, и лес, и балка.

Чтобы село было ещё краше, люди заложили два сельских парка, где посадили те растения, которые у нас не растут. Экзотические!!!

На улицах Чисто. Приятно.

Экологическая обстановка благоприятная

А зимой, всё кругом белым бело.

Серой полоской выделяются только дороги.

На домах и деревьях снежные шапки. Зеленеют несколько елей у памятника

Тишина, покой и умиротворение!

15). Остановка «Меловые горы» (коллекции с мелом, белемнит)

Такое обилие мела в нашей местности обусловлено геологическим строением. Русская платформа в Белгородской области перекрыта чехлом осадочных пород мелового периода. На принадлежность пород к меловому периоду указывают и руководящие окаменелости – белемниты, чертов палец, называют его в селе. Походив по меловым буграм, обязательно его обнаружишь, так же обнаружишь пустоты, находящиеся между рыхлыми породами мела. Потопаешь ногами, прислушаешься и поймешь вот она пустота, возможно, это пещерка по которой течет вода, а, возможно, чьё-то жилище.

Мел россыпью, мелкими кусочками, мел мягкий как пластилин и твердый как мергель, мел белый и желтоватый, с коричневыми и оранжевыми прожилками, прямо как поделочный камень.

Так же, в меловых породах расположены водоносные слои подземных вод, и выход родников.

На меловых склонах Буруновского или Сабельневского яра весной, расцветают реликтовые растения горицвета – адониса весеннего, занесённого в «Красную книгу». Роскошными кустиками с крупными желтыми цветами и резными ажурными листьями украшают они пространство. Собирать цветы, занесённые в Красную книгу нельзя, но они расцвели на русском наряде.

16). Природа дала возможность жителям села заниматься сельскохозяйственной деятельностью. У нас выращиваются зерновые культуры, свекла, подсолнечник, в далеком прошлом – выращивали коноплю для ткацкого дела, ткали суровое полотно, сапожничали, работали кузнецами, да и много других ремёсел знали в селе.

(Демонстрация кадров леса)

17). Следующая остановка «Лес». Лесов в нашей местности мало, поэтому мы их бережём, лилеем.

Деревья в лесу — живые существа. Наши предки считали, что у каждого дерева есть душа. Оно может по-разному относиться к разным людям, одним дерево помогает, других - отторгает. Этим чудесным даром наши предки умело пользовались. В каждой местности, около каждого поселения существовали священные рощи или отдельные деревья. К ним люди приходили со своими недугами, заботами и почти всегда находили помощь. Во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось его покровителем, охраняло, передавало часть своих жизненных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка — сосну или березу. Чтобы получить помощь, нужно было установить с деревом контакт, принести ему подарок, поговорить, попросить о помощи, а затем поблагодарить. Деревья – это источник энергии для каждого.

18). Когда ты входишь в лес —
душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных

И строгой тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно, так жадно
дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родной страны неприхотливый лес!
Ты полон свежести,
И все в тебе живое,
А сколько у тебя загадок и чудес

3. Блеф-конкурс. Какие деревья растут в лесу?

 19). Стоит красавица —

 Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее.

                               (Берёза)

Береза — настоящая красавица, белые одежки, золотые сережки. Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин и инструментов. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без сока береза зачахнет и погибнет.

 20). Темной он покрыт корой,

         Лист красивый, вырезной.

         А на кончиках ветвей

         Много-много желудей.

  (Дуб)

Дуб растет очень медленно, но зато живет он до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится, как очень прочная и красивая. Кора дуба содержит лекарственное вещество, а для животных и птиц дуб — настоящая кормушка.

21). Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то — медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

  (Липа)

Липа — цветет летом, и цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она — незаменимый материал для резьбы. В липовых кадушках хорошо сохраняются продукты.

 22). Стоят дома высокие, этажи не счетные,

     Шпили колючие под тучами летучими.

                                                                   (Ель)

Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления скрипок, гитар, пианино... Из ели делается и бумага.

 23). Стоит столб до небес,

 А на нем шатер-навес.

 Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый.

                                         (Сосна)

Сосна — прекрасное витаминное дерево.  Очень хорош и красив сосновый бор!Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

(Поход в «Картинную галерею») Посмотрите, ребята, на картины. Природа во все времена вдохновляла поэтов и художников на создание шедевров. Посмотрите на эти картины, картины современных художников. И вспомните знаменитые картины русских художников Шишкина «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща» и многие другиеНам с вами повезло, как сельские жители, мы эту можем наблюдать постоянно посещая наши леса. Красоту природы мы запечатляем на фотографии. Наши походы на природу мы помещаем в так называемый «Семейный альбом природы»

  • Посмотрим фотоальбом

Прекрасны наши первоцветы. В наших лесах мы встречаем пролеску, хохлатку, медуницу, гусиный лук, чистяк и многие другие. Лес нас согревает, вдохновляет, кормит и лечит. Этим летом мы собрали в урочище Кривое цветы липы. У родника в Тележкином лесу нарвали ягод ежевики. Из Маленького принесли землянику. И по нашей традиции сельской накрываем стол для чаепития.

25). Живет на свете красота,

Живет не где-нибудь, а рядом,

Всегда «открыта» нашим взглядам

Всегда прозрачна и легка.

Живет на свете красота.

 Ученик 2

Живет на свете красота 
В цветке, в реке, в звезде, 
В полете птицы и листа, 
А главное в тебе. 
Ученик 3

Ты при рождении получил 
От мамы доброту, 
А с ней любовь и много сил 
Чтоб множить красоту. 

Ученик 4

С улыбкой « Здравствуй!» - говори, 
«Ну, как дела?» «Привет!» 
Тепло души друзьям дари, 
Тепло придет в ответ. 

Ученик 5
«Спасибо» не забудь сказать, 
За все БЛАГОДАРИ. 
Пусть будет вечно процветать 
Духовность на Руси.

Ученик 6

И каждый день, и каждый час
Спеши творить добро. 
Наш мир зависит лишь от нас, 
Ты береги его.

26). Природа объединяет все народы Земли! «Наука доказала свою способность уничтожать жизнь на земле, но сейчас ясно, что спасти ее она не в состоянии. Спасти человечество может лишь его высокая нравственность» (Василь Быков).

Песня «Венок Дуная»

ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»

Что нам для этого понадобится? Какие предметы? 

(ведро, тряпка, метла, совок, грабли)

А лично для вас что потребуется? (фартук, платок или бандана, перчатки и хорошее настроение)  

Все готовы?   Начинаем!   (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).

Завязали платок-бандану.

Надели фартук и перчатки.

Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

Соберите мусор в совок, сложите в ведро, отнесите в мусорный бак.  

Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

Протрите небо, облака, солнышко.

Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.

Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок.



Спасибо за добрые дела и за добрые слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!