Муниципальное казённое образовательное учреждение
Тигрицкая средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского союза М.И.Сотниченко
Разработка внеурочного мероприятия на тему
«Что значит быть хорошим сыном или дочерью ».
Для учащихся 3 класса
Автор: учитель начальных классов
Лишутина Анюта Викторовна
Тема: «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»
Цель: Создание условий для сознательного решения вопроса « Легко ли быть хорошим сыном или дочерью?»
Задачи:
способствовать развитию у учащихся чувства ответственности;
содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий4
развивать у учащихся убежденности в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Изготовление реквизита: модель столба, модель гвоздей, листки с положительными качествами послушного ребёнка, рисунок ветвей с листьями 10 штук, ромашка с надписями, 13 сердечек из цветной бумаги, клей .
Ход занятия.
Все занятие строится на основе притчи.
1.Вступительное слово учителя:
-Однажды я услышала историю о парке под названием «Мишкин тополь». Я поинтересовалась, почему это место так называется. АМне поведали такую историю: «У одного мужчины был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния на сына, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
(Прикрепляю на доску модель столба из бумаги, с помощью магнитов прикрепляю бумажные гвозди.)
-Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места: весь он был утыкан гвоздями .
-Эта картина поразила мальчика, и он начал исправляться, начал воспитывать в себе хорошие качества. Тогда за каждый его хороший поступок или дело отец стал вытаскивать по одному гвоздю.
2. Беседа по цепочке.
-Как вы думаете, как он начал исправляться? Какие поступки он начал совершать? Что он мог совершать хорошего, за что отец мог бы его похвалить?
Подойдите , пожалуйста, к моему столу, возьмите по очереди листочек , на котором записаны хорошие качества мальчика, приобретённые им, когда он стал исправляться.
(Каждый высказывается, подходит к столбу и вытаскивает гвоздь, взяв лист с качеством , помещают его на доску.)
- Перечислим эти качества: честность, доброта, порядочность, мужественность, заботливость, сердечность, общительность, уважение к старшим и близким, целеустремленность, трудолюбие, активность, ответственность, внимательность, уверенность в себе, умение прислушиваться к требованиям родителей, помощник в доме, успевающий в школе, способность сопереживать чужому горю и радоваться чужому счастью, способность противостоять плохому.
-И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен. Мальчик исправился. На доске мы писали, какие же поступки он мог совершить, посмотрите, вот какой словесный портрет этого мальчика получился.(слайд . Читают дети)
-Но когда был вытащен последний гвоздь, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал
-Что ты плачешь?—спросил отец,--Ведь гвоздей больше нет!
-Гвоздей-то нет, а дырки остались –ответил он.
-Как вы думаете, почему он заплакал?
(ответы детей: дерево жалко, все равно узнают о его плохом поведении….)
Продолжение притчи.
И вдруг мальчик сам предложил отцу неожиданное решение.
-Давай, папа, вместо этого столба мы посадим дерево, а я буду за ним ухаживать.
Отец очень обрадовался его решению. На месте этого столба они посадили тополь. Он разросся, потом другие люди начали подсаживать деревья. Так образовался парк, и назвали они его «Мишкин тополь».
В этой деревне и перед каждым домом растет тополь (показываю слайд
-Встаньте те, кто считает себя добрым.
Игра «Различи добро в поступках»
-Я зачитаю ситуации, когда вы услышите ситуацию, в которой обнаружите добрый поступок, вы показываете сердечко или Желтый смайлик
Ситуации: помочь маме прибирать в доме;
-упрашивать маму , надоедать , что бы она купила игрушку;
-помочь бабушке перейти дорогу;
-огрызаться на замечания старших;
-соблюдать тишину, когда родители отдыхают;
-позволить родителям прибирать твои игрушки;
-тихонько сидеть и наблюдать, как твои сестра или брат моют посуду и пол;
-прятать дневник с плохой оценкой;
-ухаживать за животными в доме.
-Молодцы. Теперь мы начнём преображать наш столб. Нужно прикрепить веточку в области дыры. Одну ранку мы залечили.
-Кто объяснит, что такое доброта? Значит, ты и прикрепляешь эту веточку.
Игра «Ромашка»
-У меня в руках ромашка. Желающий выходит и отрывает лепесток, читает ситуацию и отвечает, как бы он поступил в этой ситуации.
- Вы нечаянно обидели свою маленькую сестрёнку или братика…
-Мама попросила подмести или пропылесосить пол, а к тебе пришёл друг или подруга пригласить тебя погулять на улице…
-Ты разбил или разбила любимую чашку бабушки…
-Прогуливаясь с друзьями на улице, ты измазал или измазала свои вещи…
-Тебе очень хочется завести щенка, но папа не соглашается…
Последний - прикрепляет веточку к дереву.
-Ребята, посмотрите на доску, на слова, которые вы прикрепляли к доске. Внимательно вдумайтесь в каждое написанное слово, подумайте, что для вас трудно выполнимо.
- Что нужно сделать, что стать хорошим сыном или дочерью?(Ответы детей).
Прикрепляем веточку к дереву.
-Все вами перечисленные качества можно объединить в такое словосочетание: любить и беречь своих родителей. Вы согласны?
Упражнение "Мои плюсы и мои минусы".
- Сейчас вы будете выполнять очень интересное упражнение. Поделите лист бумаги карандашом пополам. На одной половине нарисуйте «+», а на другой «-». Посмотрите на себя как бы со стороны глазами ваших родителей и попробуйте определить, когда вы для родителей хорошие сыновья и дочки, а когда не очень. Любыми значками-символами, схематичными рисунками попытайтесь отразить это в таблице.
Обсуждение. По желанию дети рассказывают о своих «+» и «-».
МИКРОВЫВОД: Что можно сделать, чтобы увеличить количество «+» и уменьшить количество «-»? Поднимите руки, кто готов к такой работе? Почему важно быть хорошей дочерью или сыном?
Рефлексия.
-Не забывайте, ребята, что любовь и доброта помогает жить и радоваться. Не забывайте дарить это окружающим вас людям.
- У вас на столах есть бантики. Они разного цвета. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Каждый цвет обозначает ваше отношение к тому, что вы сегодня увидели и услышали. Я хочу вас попросить, выберите бант, согласно цветовой гамме и прикрепите на наше дерево.
-Ребята, у нас вами сегодня получилось « Дерево хороших дел» .Я бы хотела вам его оставить на память. Может быть, вы его разместите в своём уголке, и продолжая совершать хорошие поступки, преобразовывать это дерево. Вы согласны? Я надеюсь, оживёт, преобразуется от ваших хороших и добрых дел, потому что за каждое хорошее дело вы будете приклеивать по одной зелёной веточке. А хороших дел у нас немало.
-Спасибо.
Или можно так закончить….
-Мы с вами тоже посадим дерево в нашем классе – «Дерево хороших дел» (показываю ученикам нарисованное голое дерево), оно у нас будет на нашем «Уголке». На нем 10 веточек, они именные, у каждого своя веточка. Пока на них нет листочков, но к началу весны, я надеюсь, оно зацветет, зацветет от ваших хороших и добрых дел, потому что за каждое хорошее дело мы будем приклеивать по одному зеленому листочку. А хороших дел у нас немало.
– Так давайте же с вами стремиться к тому, чтобы наше дерево быстрее зацвело и зазеленело в нашем классе.
5