Разработка внеклассного мероприятия по русской литературе
«Великолепная семерка».
Цели игры:
1.Игра проводится как внеклассное чтение по творчеству А.С.Пушкина.
2.Большое внимание обращается на прозу Пушкина, его произведения о Петре Первом.
3.Хотелось заинтересовать ребят пока ещё незнакомым Пушкиным- прозаиком, драматургом, заставит ребят внимательно прочесть следующие произведения:
«Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина».
Оборудование урока:
- Книжная выставка по творчеству Пушкина.
-Фотовыставка по творчеству Пушкина.
-Выставка сочинений, сообщений, рисунков на тему «Мой Пушкин»
- Иллюстрации к произведениям Пушкина.
Ход игры:
Класс разбивается на несколько команд. Каждая команда выбирает одного игрока, который от неё будет входить в семерку играющих. Родители, приглашенные на игру тоже входят в число команд, выставляющих игроков, болеют за них, помогают.
Каждый член семерки играет за себя.Число конкурсов – семь.После каждого тур, исключая первый, кто-то из игроков, набравший меньшее количество очков, выбывает.Должен остаться один победитель.
Конкурс 1.Знакомство.
Каждому из семерки задается вопрос, проверяется остроумие и находчивость. Начинается игра, и каждый из играющих вытягивает листок с номером вопроса.
Вопросы 1 тура.
1.В качестве кого ты хотел бы быть приглашен в Петербург Пушкина?
2.Чем не понравился тебе Петербург пушкинских времен?
3.Кого из героев Пушкина ты взял бы себе в друзья?Почему?
4.Хотел бы ты быть попасть на ассамблею?Почему?
5.Самое главное на ассамблее - уметь танцевать?
6.Мог бы ты приехать в Петербург на пушкинском Орлике?
7.Почему ты не захотел стоять рядом с Мазепой?
Подводятся итоги 1 тура, отличается самый остроумный ответ.Ко второму туру допускаются все.
Конкурс 2 «Эрудиты».
Посмотрим, кто из семерки был самым внимательным читателем?При ответе на трудные вопросы допускаются от одной до трех подсказок.
Вопрос 1.Какие три клада были у Кочубея?
Подсказки:1. Эти клады не исчисляются количеством денег и драгоценностей.
2.Два клада очень тесно связаны друг с другом и словом в их названии и внутренним чувством уверенности, достоинства.
3.Два клада Кочубей потерял навсегда, а третий он надеялся использовать против Мазепы и после смерти Кочубея.
(Честь Кочубея, честь его дочери,святая месть)
Вопрос 2.Что общего в судьбе героини «Полтавы» и героя «Медного всадника»?
Подсказка: связанное с потерей близких.
(Сошли с ума)
Вопрос 3.Сколько лет от роду было арапу Петра Первого?
Подсказки:1.не юноша, но муж.
2.В количество лет входит магическая цифра, сыгравшая роковую роль в одном из произведений Пушкина. (Двадцать семь лет)
Вопрос 4.За что Мазепа мстил царю Петру?
Подсказки:1.Царь лишил его богатства и знатности.
2.Петр не преследовал Мазепу, доверял ему.
3.Обида была связана с усами.
(Петр когда-то оттаскал Мазепу за усы)
Вопрос 5. Как назвал Пушкин в поэме «Медный всадник» город Петербург?
Подсказки: -Связано с возрастом;
- Дается в сравнении с Москвой;
- Связано с обозначением административного центра.
(Младшая столица)
Вопрос 6. Как звали княгиню Д. –первую любовь арапа?
(Леонора)
Вопрос 7.На ком хотел жениться , по кому сошел с ума герой «Медного всадника» Евгений?
(Параша)
Подводятся итоги.Один игрок выбывает.
Конкурс 3 «О и для прекрасной дамы»
Ведущий:Пушкин был настоящим рыцарем.Множество его стихов посвящено прекрасным дамам.Прочтите стихотворение или отрывок выразительно.
Примечание:Этот конкурс дается как домашнее задание.Судьи оценивают чтение и худший игрок выбывает.
Предлагаемые стихотворения:
Я помню чудное мгновенье…
На холмах Грузии лежит ночная мгла…
Я вас любил: любовь ещё, быть может…
Что в имени тебе моем?
Мадонна
Элегия»Безумных лет угасшее веселье.
Конкурс 4 «Перевертыши»
Ведущий:Вы, конечно, помните «Сказку о царе Салтане».На её стихах конкурс «Перевертыши».Должны восстановить истинное пушкинское звучание, используя синонимы, похожие по структуре выражения и слова.
1.Я потеряю тебе здесь.
(Ты найдешь меня повсюду)
2.Я медленней крестьянку усыпляю.
(Он скорей царицу будит)
3.С нами тетка Белоречка.
(С ними дядька Черномор)
4.Здесь раба я провожаю.
(Там царя встречает он).
5.Днем-то небо покрывает.
(Ночью землю освещает).
6.Ура!Пусти!Пусти!
(Караул!Лови!Лови!)
7.Звери в землю входят.
(Люди из моря выходят).
8.Один парень по-над дверью рано утром что-то рвал.
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком)
9.Отец и дочь тогда в плену.
(Мать и сын теперь на воле).
10.Толсту ветку посадил.
(Тонку тросточку сломил).
Конкурс 5 «Четвертый лишний».По другому этот конкурс называется «А, может, и нет»
Вопрос 1.Все ли эти памятники памятные места связаны с именем Пушкина?
-Болдино
- Михайловское;
- Петербург;
- Новгород;
Вопрос 2.Все ли эти произведения одинаковы по жанру?
- «Выстрел»;
- «Метель»;
-«Барышня-крестьянка»;
-«Борис Годунов»;
Вопрос 3.Все ли эти имена принадлежат героям и героиням Пушкина?
-Мария; -Отелло.
-Ибрагим; -Лиза;
Вопрос 4.Всех ли этих людей Пушкин считал своими друзьями?
- Пущин; -Бекендорф;
-Дельвиг; -Кюхельбеккер;
Подводятся итоги конкурса.
Конкурс 6 «Баскетбол»
Ведущий: Кто больше всего наберет очков, тот больше забросит мячей в корзину своей команду.
Задание 1. Кто противопоставляется кому в пушкинских произведениях?
Петр Первый в поэме «Полтава»- (Карл 12)
Мазепа – (Кочубей)
Дубровский – (Троекуров)
Задание 2.Из каких произведений эти строки?
Тиха украинская ночь,
прозрачно небо,звезды блещут,
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
2.Задумчив, тих, сидел меж нами Грозный
Мы пред ним недвижимо стояли
И тихо он беседу с нами вёл.
3.Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Конкурс 7.Назовите как можно большее количество произведений Пушкина, начинающихся с собственных имен.
Например: «К Чаадаеву», «Воронцовой»
Игра со зрителями.
Мы знаем, что Пушкин ещё был сказочником.
Задание 1 для болельщиков:
Кто больше всего назовет сказок Пушкина?
Ответы: сказка о царе Салтане; сказка о золотом петушке; сказка о мертвой царевне..;сказка о Балде;сказка о золотой рыбке.
Задание 2. Кому посвящены эти стихотворения?:
«Я помню чудное мгновенье» (К Гончаровой)
«Я вас любил…» (Гончаровой)
Задание 3.Назовите известных персонажей из произведений Пушкине.
На доске иллюстрации к произведениям: «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка».