МКОУ Среднекарачанская ООШ
Разработка внеклассного мероприятия по физике
«Электрический ток и его источники»
Учитель физики
Афанасьев А. С.
2020
Внеклассное мероприятие по физике «Электрический ток и его источники»
Цели урока:
формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики;
развитие навыков теоретического мышления;
развитие коммуникативных способностей;
обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме.
Основные задачи:
расширение и углубление знаний по физике;
развитие умения моделировать и творчески мыслить;
развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
Оборудование:
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала с элементами исследовательской деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент урока
- Здравствуйте, ребята! На уроках физики мы закончили изучение темы «Электрические явления». Сегодня мы повторим изученное и узнаем ещё больше интересного, что не вошло в рамки программы. А проведём занятие в форме конкурсной программы с занимательной практической частью. Победителем станет тот, кто лучше всех справился с заданиями.
2. Повторение материала
Первый конкурс «Что да как?» (Слайд)
Я буду задавать вопросы, а вы устно или письменно отвечать на них.
Что такое электрический ток?
Назовите условия существования тока?
Что такое сила тока?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта силы тока?
Прибор для измерения силы тока и способ его подключения?
Что такое напряжение?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта напряжения?
Прибор для измерения напряжения и способ его подключения?
Что такое сопротивление?
Обозначение, единицы измерения?
Второй конкурс «Лаборанты» (Слайд)
Назвать каждый прибор на слайде (обучающиеся записывают на листах названия приборов, представленных на слайде).
Определить цену деления вольтметра и миллиамперметра.
Третий конкурс «Юные электрики» (Слайд)
Изобразить условные обозначения приборов, применяемые на схемах. Можно использовать записи предыдущего конкурса. Сравните ваши ответы с правильными.
3. Практическая часть «Во саду ли, в огороде».
Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без электричества. Различные бытовые приборы, связь, транспорт и многое другое без чего современный человек не может обойтись. Чтобы всё это работало необходим ток, который создают различные источники.
Что называют источником тока? (Источник тока - это устройство, в котором происходит преобразование какого-либо вида энергии в электрическую энергию.)
Какие виды источника тока вы знаете? (Существует 4 вида источника тока. Это химический (гальванические элементы, аккумуляторы), механический (генераторы), термический (термоэлементы), и фотоэлементы.)
В окружающем нас мире очень важную роль играют химические источники тока. Мы каждый день сталкиваемся с батарейками, аккумуляторами, топливными элементами. Они используются в мобильных телефонах и космических кораблях, в крылатых ракетах и ноутбуках, в автомобилях, фонариках и обыкновенных игрушках. Однако, химические источники небезопасны. Так в батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 м2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Мы и не подозреваем, к чему приводит наше легкомысленное отношение к правилам утилизации отходов. Природа не в силах «переварить» весь мусор. Например, для разложения выработавших свой ресурс пальчиковых батареек требуется не менее 10 лет.
Источники тока стали неотъемлемой частью нашей жизни. А что будет, если их не станет? Сможет ли человек из окружающих объектов получить так необходимую для него энергию. Известно, что потребление электрической энергии растет все больше и больше. И первоочередной задачей энергетики становятся поиски новых источников, в том числе и нетрадиционных.
А что если заменить эти батарейки экологически чистыми источниками электрического тока?
Пока ученые во всем мире спорят о плюсах и минусах альтернативных источников энергии, их индийские коллеги пополнили список энергетических альтернатив. Они изобрели батарейки, в состав которых входят фрукты и овощи. Внутри батарейки содержится паста из переработанных бананов, апельсиновых корок и других овощей, и фруктов, в которой размещены электроды из цинка и меди. От четырех таких батареек могут работать настенные часы, электронная игра или карманный калькулятор.
Практическую часть я назвал «Во саду ли, в огороде». Сейчас вам предстоит подтвердить или опровергнуть выводы индийских учёных. Могут ли овощи с наших грядок и любимые фрукты быть источниками тока? У каждой пары на столе лежат овощи и фрукты, а также миллиамперметр, вольтметр (цену делений которых вы уже определили), две пластины и соединительные провода. С помощью измерительных приборов определите силу тока и напряжение в предложенных образцах. Рассчитайте по формуле сопротивление каждого. Результаты для сравнения занесите в заготовленную таблицу.
Таблица 1. Сила тока, напряжение и сопротивление, исследуемых овощей и фруктов
Название фрукта, овоща | Сила тока, А | Напряжение, В | Сопротивление, Ом |
Лимон | 0,00025 | 0,4 | 1600 |
Яблоко | 0,00025 | 0,3 | 1200 |
Картошка | 0,00025 | 0,4 | 800 |
Свекла | 0,00025 | 0,4 | 1600 |
Лук | 0,00025 | 0,3 | 600 |
Банан | 0,0005 | 0,2 | 400 |
Морковь | 0,00025 | 0,2 | 800 |
Груша | 0,00025 | 0,3 | 600 |
Итак, в каком овоще (фрукте) больше сила тока, напряжение? Можно ли поддержать учёных в выборе альтернативных, безопасных источников тока?
Итог.
Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас участвовал в предложенных конкурсах. Но самой активной сегодня была Пищугина Вика – победитель и обладатель звания «Знаток электричества».
Окружающий мир таит в себе много интересного и ещё неизведанного. И может кто-то из вас в недалёком будущем создаст новые технологии из совсем обычных предметов, которые сделают жизнь человека более комфортной и безопасной.