Разработка внеклассного мероприятия по русской литературе
8 класса «Литературная мозаика» на тему «Листая страницы классической литературы»
Цель: привить интерес к художественным произведениям литературы, быть внимательным и чутким к художественному слову,развитие речи учащихся.
Оборудование: портреты писателей, репродукции картин к произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Некрасова.
Ход игры:
Ведущий 1:
Листая страницы классических книг,
Мы видим, как в келье тесной старик
Склонился над чистым пока что листом
И водит, и водит гусиным пером.
Скрипя, то перо на бумаге бежит
О прошлом поведать писец нам спешит.
Ведущий 2:
Наша сегодняшняя литературная игра называется «Мозаика», потому что это действительно будет мозаика из элементов разных игр: «КВН», «Звездный час», «Великолепная семерка», «Что?Где?Когда?», «Поле чудес».
Играя, мы с вами перелистаем в памяти страницы прочитанной уже классики М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Некрасова.
Ибо, как говорил Толстой «…понять тайну русского народа можно только заглянув в прошлое, в нашу историю,
в коренные узлы её, в которых завязывался русский характер».
Ведущий 1:
Итак, литературная мозаика «Листая страницы классических книг».
Играют 2 команды, которые сейчас предъявят свои визитки.
Конкурс 1 «Угадай-ка»
Разыгрывается представление (отрывок) из художественного произведения.Задача команды: разгадать героев, название, автора произведения.
Конкурс 2 «Эрудиты»
Его мы проводим по принципу игры «Великолепная семерка», только у нас это будет «Великолепная четверка».Из каждой команды приглашается по 2 игрока, причем играть будет каждый за себя.После этого конкурса число членов каждой команды уменьшается на одного, как всегда бывает в этой игре.Сначала должны выразительно прочитать отрывок, а потом ответить на вопросы.
1.То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно…
Вдруг залп…глядит: лежат рядами
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный… «В штыки,
Дружнее!» -раздалось за нами
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчалсяна завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!»- и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - и пошла руля
И два часа в струях потока
Бой длился.Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь.
Ручей телами запрудили
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили меня)
Но мутная волна
Была тепла, была красна.
(«Валерик»)
2.Нежное и кроткое сердце и такая сила, такая жажда жертвы!
Помогать блуждающимся в помощи…
Она не ведала другого счастья. Не ведала и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась –и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним…
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу, хотя она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба. Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу.
(И.С.Тургенев «Памяти Вревской»)
3.(Ей) тут случалось знавать и печали
Плакали (горько),как лес вырубали,
Её и теперь его жалко до слез
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой похмуренной ели
Красные гроздьи калины глядели.
Понизу всякие звери таились
Вдруг мужики с топорами явились
лес зазвенел, застонал, затрещал
Заяц послушал – и вон убежал.
Старую сосну сперва подрубали
После арканом её нагибали
И повалили, плясали на ней
Чтобы к земле прилегла поплотней.
Так, победив после долгого боя,
Враг уже мертвого топчет героя.
Много тут было печальных картин
Стоном стонали верхушки осин,
Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы
И пропадали одна за другой
Далью последней на почве родной.
(А.Н.Некрасов «Саша»)
4. «Мать, отвори, я странник бедный
Я твой Гарези,твой младший сын;;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе». –«Один?».-«Один!»
«-А где же отец и братья?». «Пали!
Пророк их смерть благословил
И ангелы их души взяли».
- «Ты отомстил?».- «Не отомстил…
Но я стрелой пустился в горы
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою…»
«Молчи, молчи, гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой!
Так удались, живи один
твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус, и мне не сын!»
Умолкло слово отверженья,
И все кругом объято сном
Проклятья,стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор…
И мать поутру увидала
И хладный отвернула взор.
Конкурс 3.
Мы проводим по принципу игры «Поле чудес»
Играть будут два человека.
Условие :Вам предстоит отгадать слово, которое обозначает учебный предмет, изучающий одновременно и русский язык, и литературу.
Вращайте барабан, назовите букву.
Очки, набранные в этой игре, будут добавлены к счету команды.
(СЛОВЕСНОСТЬ)
Конкурс 4. «Что?Где?Когда?»
Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик.В немлежитпредмет, а может быть, макет или изображение предмета, воспетого И.С.Тургеневым в одном из известных стихотворений в прозе.Внимание –вопрос «Что лежит в черном ящике?» (Макет книги «Русский язык»)
Конкурс 5 «Звездный час»
Вам предстоит за одну минуту ответить набольшее количество вопросов, связанных с творчеством писателей, о которых сегодня идет речь.
1.Поле, на котором происходило знаменитое сражение, описанное в одном из стихотворений М.Ю.Лермонтова.(Бородинское).
2.Имя героини Некрасова, разочаровавшейся в своем возлюбленном,пошедшей дальше него на стезе служения своему народу.
3.Вид оружия, которому Лермонтов посвятил несколько стихотворений.
(Кинжал)
4.Жена декабриста, героиня одной из поэм Некрасова.
5.Родовое имение, в котором провел свое детство и юность И.С.Тургенев.
6.Какую должность в статской службе занимал Н.В.Гоголь?
7.Какоеотношение к Гоголю имела фамилия первого советского космонавта?
8.Род войск, офицером которых был в свое время Лермонтов?
9.какое произведение Гоголя связана напрямую с рыночными отношениями?(«Мертвые души»)
10.Какое произведение Лермонтова связано с новогодним праздником? («Маскарад»)
11.Старое название пахаря? (Оратай)
12.Сборник произведений разных авторов? (Альманах)
13.Жанр произведения Лермонтова «Беглец»?
14.Наука о языке и языкознании?
15.название горы,где погиб на дуэли Лермонтов? (Машук)
16.Жанр произведения о купце Калашникове? (Песня)
17.Как назван мрачный нелюдимый человек в одном из произведений И.С.Тургенева? (Бирюк)
18.Есть ли у Тургенева безгрешная героиня? (Лукерья, рассказ «Живые мощи»
19.Какую характеристику дал Некрасов смелым, настоящим женщинам? («коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»
20 Чей это портрет? «Низенького роста, несколько рябоват, рыжеват, с небольшими лысинами на голове»?
21.А чьи эти руки?
Большие с мозолями руки
Подъявшие много труда. (Прокла. Поэма «Мороз, красный нос»)
22.Сколько было мальчиков в рассказе «Бежин луг»?(Пять)
23.Кто из данных писателей свою лиру посвятил народу своему? (Некрасов)
24.Качая ребеночка в люльке, какую песню пела крестьянка?Можно ли назвать эту песню красивой и почему? ( Песня «безобразная»Ниже тоненькой былиночки нужно голову склонить…)