Внеклассное мероприятие по мировой художественной культуре
«Илья Ефимович Репин»
Заочное посещение картинной галереи
Цели мероприятия:
- Показать выдающийся вклад Ильи Ефимовича Репина в развитие русской живописи;
- Развивать творческие способности обучающихся, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное в живописных полотнах;
- Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и национального самосознания;
- Способствовать навыкам сотрудничества для достижения целей творческой работы в процессе мероприятия, ответственности каждого за себя и свою команду.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.
Метапредметные: учиться определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Оборудование:1. Компьютерные слайды картин И. Е. Репина
2. Музыкальное сопровождение:
1.Песня «Эх, ухнем…», в исполнении Ф.И. Шаляпина.
2.Фрагмент симфонии Н.А. Римского-Корсакова «Антар»
3.Гопак М.П. Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка».
Мероприятие рассчитано на учащихся 10 – 11 классов.
Учитель:
Сегодня мы осуществим заочное посещение картинной галереи, построим все наше мероприятие в виде художественного анализа картин. При помощи света, цвета, музыки, стихов попытаемся прийти к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры. А язык культуры – это система знаков, символов, цвета. Реализуем наши образовательные, воспитательные цели через постижение цветовой гаммы и просмотр картин «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
1-ый ведущий:
Если бы мы с вами были бы птицами, мы поднялись бы в бирюзовое небо и только бы успевали смотреть, как мелькают под нашими крыльями тёплая солнечная зелень лугов, голубое в цвет неба озеро Байкал, красные деревенские домики, серая степь, жёлтые с зелёным мхом и белыми шапками Уральские горы- в общем Россия. Певцом этого удивительного многоцветья был Илья Ефимович Репин.
Учитель:
Я предлагаю построить нашу заочную экскурсию, опираясь на многоголосье цвета картин Репина, который воспел дух России в красках. Его творчество можно показать только через цвет.
И первый из них вы видите Красный…Отношение человека к красному цвету неоднозначно. Разные образы, разные настроения возникают. Вот так его увидели поэты:
1-ый чтец:
Красным полымем всходит любовь
Цвет любви на земле одинаков-
Да прольётся горячая кровь
Лепестками разбрызганных маков.
Андрей Белый
2-ой чтец:
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья я родилась.
Спорили сотни колоколов-
День был субботний – Иоанн Богослов
Мне и до ныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть
Марина Цветаева.
Учитель:
А какие у Вас ассоциации с красным цветом? (кровь, любовь, война, страдание, страсть.)
А теперь давайте посмотрим, как мастер цвета, мастер русского духа изображал это в своих полотнах.
Посмотрите на картину «Иван Грозный и его сын Иван», всё полотно как красное пятно. Это произведение написано в 1885 г
Сумеречный полумрак царских палат, мрачные стены в тёмно-малиновых и тёмно- зелёных шашках, пол, покрытый красными узорными коврами, опрокинутое кресло, брошенный жезл и в. центре, две освещённые фигуры: отец и сын. Только что совершилось убийство. Красными змейками сбегает кровь по лицу смертельно раненного царевича и сам его золотой в красном отсвете халат, как будто пожар отполыхал и тихо тлеет. А Иоанн уже не грозный царь, он отец: судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь, а в глазах нестерпимая мука. Жалость, любовь.
1-ый ведущий:
Репин: «Как-то на рынке я встретил чернорабочего, с которого написал этюд для Грозного, потом ездил в царское село к Чистякову. Где царевича позировал мне писатель Всеволод Михайлович Гаршин. В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича. Над картиной работал не в мастерской, а в отдельной комнате, сам кроил костюмы: для Грозного – чёрный, в виде подрясника. И розоватый, с серебристым отливом для царевича. Я работал, как заворожённый. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Очень глубоко переживал художник страдание и смерть и не даром общий фон красный как символ крови, страсти, мучений.
2-ой ведущий:
А теперь другой цвет Жёлтый, другой характер, другое настроение, например:
1-ый чтец:
Река раскинулась, течёт.
Грустит лениво
И моет берега
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога
Александр Блок
2-ой чтец:
Это песня последней встречи
Я взглянула на тёмный дом…
Только в спальне горели свечи
Равнодушно жёлтым огнём
Анна Ахматова
3-ий чтец:
Солнца контур старинный.
Золотой, огневой,
Апельсиновый и винный
Над червонною рекой
Онемела земля
А кругом золотые пространства
Золотые поля
Андрей Белый
Учитель:
А что для вас значит жёлтый цвет (разлука, жизнь, солнце, радость, тепло, осень)
А теперь, отталкиваясь от своих впечатлений, ощущений, посмотрите на эту картину. «Бурлаки на Волге» очень известное произведение, написанное Ильёй Ефимовичем в 1870 – 1873 гг. Вся она сплошной жёлтый цвет, только, что он несёт с собой?
1-ый ведущий:
Перед нами широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, а впереди, тяжело ступая и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, идёт ватага бурлаков. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, идут в шаг эти одиннадцать человек, живая возовая машина.
Впереди выступают словно пара могучих буйволов, главные коренные. Это дремучие геркулесы, со всклоченной головой. бронзовой от солнца грудью и жилистыми, неподвижно висящими вниз руками... Тотчас позади них натягивает свою лямку, низко пригнувшись к земле, ещё третий богатырь. Тоже в лохмотьях и с волосами, перевязанными тряпкой: этот кажется всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попытал счастья.
Тут же, за их спинами, немного фальшивя и ухитрившись поменьше вести, идёт, должно быть, отставной солдат, высокий и жилистый. Позади всех жёлтый как воск старик, он страшно болен и измождён, и кажется, немного дней останется ему пожить, он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу. Пот слабости и безвыходной муки. И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу.
Один только шумит. Это юноша, с длинными белыми космами и босиком, являющийся центром и шествия и картины Его яркая розовая рубашка, его быстрый серый взгляд, его сильные молодые руки . поправляющие на плечах мозолящую лямку – всё это протест могучей молодости против безответственной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем мужчин, шагающих вокруг него впереди и сзади
Недаром здесь этот бурый жёлтый до горечи, до неприятия как испепеляющее душу солнце. жаркое, страшное, уничтожающее радость жизни.
Учитель:
А теперь добавляем к жёлтому синий цвет. Какое у вас возникает настроение? (грусть, тихая печаль, конфликт тёплого и холодного цвета, драма.)
Верно, именно поэтому не случаен выбор Репина в картине «Не ждали»: созвучия жёлтого и сине- голубого.
2-ой ведущий:
Комната небогатой интеллигентной семьи, все заняты. Бабушка что-то шьёт или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Вдруг открывается дверь и в комнату входить человек. На нём тёмный крестьянский армяк, в руках шапка. Лицо бесконечно усталое и в тоже время радостное и тревожное- как его примут? Он идёт прямо к матери. Мы не видим её лица, не видим какими глазами смотрит она на сына, но вся её фигура, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорят о том, что она узнала, что она в душе всегда ждала его… Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно. Исподлобья- она не помнит отца… За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато- зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Тёплым родным домом веет от жёлтого света полов, края стула, жёлто-зелёной обивки кресла. И теплом, как будто светом свечи, озарено лицо, вернувшегося и он сам. И вся его жизнь как свеча, зажженная и сгорающая во имя людей. Только в этом пламени есть особая печаль, драма. Он думал, что его ждут, а его не ждали. И всё -таки это светлая печаль.
Учитель:
И третий цвет в картинах Репина- (чёрный), и третье впечатление.
1-ый чтец:
И о нём сколько сказано, например так:
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его до пьяна.
Анна Ахматова
А какие у вас ассоциации рождает чёрный цвет (горе, ночь, печаль, смерть, страдание, одиночество)
Посмотрите на общее настроение этой картины «Царевна Софья Алексеевна В Новодевичьем монастыре». Эта картина была написана Репиным в 1897 г.
3-ий ведущий:
Перед нами в чёрной комнате царевна Софья, старшая сестра Петра 1, которая была правительницей Московского государства, поднимала стрельцов на бунт против брата, а потом была схвачена, пострижена в монахини, заточена в Новодевичий монастырь. Вот она в полуосвещении, она у стола, откинувшись назад, скрестив на груди руки, побеждённая, но не покорённая. Зло горят на бледном лице глаза, сжаты губы, рассыпались по плечам волосы. Горестно, недоумённо смотрит на неё чёрная прислужница- чернильница. Рядом, за решёткой окна, голова повешенного стрельца, а по Москве всё ещё идёт розыск, казни стрельцов… Чёрный здесь – символ трагедии человеческой жизни. Она женщина, сестра, готова была стать убийцей родного брата. Во имя чего? И даже теперь, униженная, она не смирилась, а казни десятков, сотен, поддержавших её людей? Разве это возмутило её взор? Разве в нём раскаяние? Не женская силища в этой человеческой плоти, окутанной тьмой!
Учитель:
Мы подходим к Многоцветью. Все цвета собираются. В этом многоцветье можно запутаться, заблудиться как в русском лес. Россия многоцветна, как и русский лес. Она прекрасна и печальна одновременно. Но, чтобы не запутаться в таком многоголосье, сейчас мы будем выделять главное настроение.
Картина «Запорожцы» Здесь все цвета слились воедино- и жёлтый, и чёрный, и синий. Мы знаем, что каждый цвет несёт в себе определённое чувство, определённую нравственную форму. Ваша задача определить главное настроение этой картины?
4-ый ведущий:
Украина с её плодородными землями, реками, лесами, притягивала к себе непрошенных гостей, кому-то из них удавалось на время подчинить её своей воле (например, Польше), кто- то хитростью искал её расположения, но желал покорить, например, Турция. Султан предлагает поддержку, свое покровительство в борьбе с Польшей - в «обмен на «Мелочь»- присоединение к Турции А вот как ответили казаки, мы можем догадаться по их лицам.
Догорает день, вьётся дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. И стала собираться запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все - каждому хочется сказать своё слово. Над писарем склонился атаман - Иван Серко. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор… Рядом схватившись за живот, хохочет могучий седоусый запорожец - совсем Тарас Бульба. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой черноусый, в шапке от восторга грохнул его кулаком по спине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде. А вот «дедок» широко открыл рот, сморщился от смеха.
И вся эта толпа шумит, хохочет, но по первому зову своего атамана готова «бросить всё, идти на врага и душу свою положить за Сечь, потому что для каждого из них нет ничего дороже Отчизны.
Учитель:
Так каково же главное настроение картины? Всё это свобода, это воля. Они несут в себе эту обобщённую русскость, независимость.
Многоцветье здесь и есть свобода.
И одна из последних картин Ильи Репина «А. С. Пушкин на экзамене в Лицее 8 сентября 1815 года», где все цвета слились в одном художественном образе, все подчинены одной идее. Если «запорожцы» - это душа России, то Пушкин- это дух России. Он посвящён служению истине, добру и красоте.
Но разве не дух России мог написать о родной природе так:
1-ый чтец:
Октябрь уж наступил – уж роща отрясает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд давно застыл
Или ещё один оттенок многоцветья чувств, воспетый Пушкиным, – любви к женщине «Я вас любил…
И наконец, в многоголосье чувства появляется ярчайший оттенок любви к Родине.
2-ой чтец:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ верь: взойдёт она
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
8