СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию в 8 классе по теме:Моральный выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию в 8 классе по теме:Моральный выбор»

Разработка факультативного занятия по обществознанию в 8 классе по теме: «Моральный выбор»

Цели: Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.

Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.


Задачи: Образовательные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений  работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Помочь осознать, кто может считаться личностью.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования

Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.





Ход занятия:

1.Орг. Момент. Приветствие. Актуализация знаний, формулирование темы.

На доске на ватмане осенние листья: желтые, красные, среди них есть синие листья.

Ребята, обратите внимание на наше оформление, что оно вам напоминает? Осень, верно.

А вас ничего не смущает в этом пейзаже? Синие листья.

Хочу познакомить вас с детской историей Валентины Осеевой « Синие листья» (просмотр видео 2.3 минуты)

Как же получилось, что у девочки оказались синие листья на деревьях?



_____________________________________________________________________________

2 вариант. Демонстрация видеоролика «Брошенный камень»

Вопросы учащимся:

Сначала обсудим ситуацию, в которую попадает молодой человек - владелец машины.

  1. Какой нравственная задача стоит перед ним?

  2. Какое он принимает решение?

  3. Как поступили бы лично вы в данной ситуации?

  4. А соответствует ли это нормам, принятым в нашем обществе?

  5. О каких качествах личности этого человека мы можем говорить?

  6. Все ли люди готовы поступить также? Почему?

  7. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Не все люди готовы пожертвовать материальными благами во имя других, но все бы мы хотели, чтобы другие жертвовали во имя нас.

Как бы вы поступили на месте мальчика, бросившего камень?

Поговорим о поступке мальчика.

  1. С каких он слов он начал свою речь?

  2. О каких личностных качествах это говорит?

  3. Хорошо ли он поступил?

  4. А что предшествовало его поступку?

  5. Что оправдывает его поведение?

  6. Как этот поступок соотносится с вашими взглядами?

Вывод: мальчик камнем нанес материальный вред владельцу автомобиля, тем самым нарушил закон, но исходя из моральных норм, поступил верно, спасая жизнь брата.

А всегда ли нравственный выбор дается легко? 

------------------------------------------------------------------------------------------


В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом- дьявол и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. Но выбирает он сам. Согласны?У каждого из нас есть, что? Выбор?!. Давайте подберем слова синонимы к этому слову ( альтернатива, вариант?)


Другая ситуация…у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Как считаете, как нужно поступить? Дать лучшее, а почему?

Так принято в обществе. Как сформулировать тему нашего разговора сегодня?


Мораль гласит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Согласитесь, что тема является актуальной?



Что же такое моральный выбор? Как вы понимаете, что значит сделать моральный выбор? (ответы учащихся)

Как поступить правильно? Это и есть выбор. Когда человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать, что моральный выбор - это выбор своего отношения к людям.



2.Проектно-исследовательский отчет ученика

Вашему вниманию представлены вопросы диагностики, которую провела ученица 8 класса, чтобы выявить уровень нравственной самооценки учащихся 8 классников, пожалуйста прокомментируй свои результаты ( слайды)


Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

  8. Мне приятно делать людям радость

  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы



« Мозговой штурм»

1 команда. Почему нужно прислушиваться к совести?

2 команда. Почему важно соблюдение моральных норм?

3 команда. Почему моральный выбор – это ответственность?


3.Работа в группах.

А) Анализ предложенных ситуаций. Зачитайте предложенные ситуации, определите, в каких ситуациях возникает проблема морального выбора. 

1.Начальство предложило вам весьма почетную долж­ность, отвечающую вашим возможностям и стремлениям ,но попросило не разглашать это предложение, пока не будет отправлен на пенсию занимающий эту должность Н, с которым вы связаны давними дружескими отношениями и весьма вами уважаемый. Вам приходится выбирать между согласием, отказом и попыткой предварительно по­советоваться с Н, нарушив прямое указание начальства. (Вполне вероятно, что Н передаст начальству о вашей по­пытке, а это чревато осложнениями.)

2.Врач сообщил вам о том, что болезнь близкого че­ловека смертельна. Вам приходится самому решать, сооб­щать ли этот диагноз больному.

3. Вашему сыну или дочери предстоит письменный вступительный экзамен в вуз с большим конкурсом. Слу­чайно вам стало заранее известно экзаменационное задание. Перед вами выбор: сообщить эту информацию только своему дитяти, мечтающему поступить именно в этот вуз; поделиться ею с его друзьями; рассказать большому кругу поступающих (чтобы поставить всех в равные условия) или скрыть полученную информацию.

4.Сразу после катастрофы в Чернобыле руководство СССР приняло решение не распространять информацию о реальных масштабах радиоактивной опасности. Сама ка­тастрофа оказалась следствием принятого руководством АЭС решения провести эксперимент с одним из атомных реакторов — ввести его в критический режим, чтобы по­лучить полезные данные о свойствах реактора. Находи­лись ли лица, ответственные за принятие этих решений ,в ситуации морального выбора?

5.Мама послала ребенка в магазин за покупками. Он может послушно выполнить поручение или поддаться своему естественному желанию и потратить часть денег на мороженое. Является ли этот выбор моральным?

6.Вы идете вечером по улице с тяжелым предметом в руке (например, молотком). При вас два хулигана напада­ют на женщину. Вы можете незаметно пройти мимо, по­пытаться уговорить хулиганов, попытаться воздействовать на них силой или просто ударить одного из них молотком по голове. Идет ли речь о моральном выборе или только о выборе эффективного действия?

7.У вас есть серьезные основания подозревать ваших соседей в том, что они готовят террористический акт в определенном месте, но полной уверенности в этом нет. Вы можете предупредить по телефону о месте и времени готовящегося акта, сообщить в милицию имена предпола­гаемых террористов, попытаться войти с ними в контакт и отговорить от задуманного и т. п. Стоит ли перед вами моральная проблема?

8.Вы единственный умеющий хорошо плавать человек среди сидящих в лодке. Лодка перевернулась, и перед вами стоит выбор, кого спасать в первую очередь. Как изменит­ся ситуация, если по вашему ощущению ваших сил едва хватит, чтобы самому доплыть до берега?

9. Вы проходите мимо лотерейного зазывалы, пригла­шающего купить билеты. При этом он обещает, что ку­пивший пять билетов, на которые не пал выигрыш, полу­чает деньги обратно. Ваш выбор прост: купить какое-то количество билетов или не обращать на эти призывы вни­мания.

Б) Задание командам – соберите высказывания, которые у вас на столе, объясните, как вы их понимаете!


ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ

 МУДРОСТЬ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК, А В ТОМ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИСПРАВЛЯТЬ ИХ И НИКОГДА ИХ НЕ ПОВТОРЯТЬ

ДОБРО ТВОРИШЬ - СЕБЯ ВОЗВЫШАЕШЬ, ЗЛО ТВОРИШЬ - СЕБЯ УНИЖАЕШЬ

Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом
Будь хозяином своей воли и слугой своей совести
Долг — это уважение к праву другого 



В) Итак, каждый из нас связан со свободой выбора. И мы часто находимся в трудной ситуации. Давайте, с вами запишем те способности, предпосылки, на которые опирается человек в принятии решения (работа в группах, предлагают свой кластер, представляют и защищают его)

На доску повесить листы с записями учащихся.

Способность человека действовать на основе свободной воли и возможность разума отличать добро от зла составляют основу морального поступка.




3 задание (если останется время)  Работа с текстом. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным __________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг — значит следовать по пути __________(2), делать по возможности __________(3), не допускать в себе порочности, противостоять __________(4). Но порой в долге усматривают лишь __________(5). Психологически он в самом деле воспринимается как не­обходимость совершения определённых действий. И более того — как данная необходимость, как внутреннее побуж­дение. …Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою __________(6) от извне данных норм и правил. Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приори­тетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) добро
Б) добродетель
В) идеал
Г) ответственность
Д) принуждение
Е) независимость
Ж) зло

Рефлексия.

Притча « Все в твоих руках». Как вы понимаете содержание притчи? Или просмотр фрагмента фильма « Моральный выбор». В конце урока раздать ребятам каждому по 1 синему листочку в знак осознания важности морального выбора в жизни человека.


Выбор доступен только разумному существу, спо­собному рассуждать о ценностях. Разум и воля как предпосылки выбора делают человека ответственным за свой поступок.


 

Продолжите фразы:


Моральный выбор для меня - это ...

На уроке я узнал, что ...

Для меня стало открытием, что ...




Приложение


С какими моральными принципами согласуется выбранное вами предложение? Чем отличается второе предложение?

= Не делай добра - не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется

= Копейка рубль бережет. На то и деньги, чтобы их тратить.

= Делу время, а потехе час. Работа не волк. в лес не убежит.

= Спасибо в карман не положишь. Доброму делу- добрая память.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!