Разработка факультативного занятия по обществознанию в 8 классе по теме: «Моральный выбор»
Цели: Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.
Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.
Задачи: Образовательные
1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.
2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
Развивающие
Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Помочь осознать, кто может считаться личностью.
Воспитательные
Воспитание мотивов самосовершенствования
Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.
Ход занятия:
1.Орг. Момент. Приветствие. Актуализация знаний, формулирование темы.
На доске на ватмане осенние листья: желтые, красные, среди них есть синие листья.
Ребята, обратите внимание на наше оформление, что оно вам напоминает? Осень, верно.
А вас ничего не смущает в этом пейзаже? Синие листья.
Хочу познакомить вас с детской историей Валентины Осеевой « Синие листья» (просмотр видео 2.3 минуты)
Как же получилось, что у девочки оказались синие листья на деревьях?
_____________________________________________________________________________
2 вариант. Демонстрация видеоролика «Брошенный камень»
Вопросы учащимся:
Сначала обсудим ситуацию, в которую попадает молодой человек - владелец машины.
Какой нравственная задача стоит перед ним?
Какое он принимает решение?
Как поступили бы лично вы в данной ситуации?
А соответствует ли это нормам, принятым в нашем обществе?
О каких качествах личности этого человека мы можем говорить?
Все ли люди готовы поступить также? Почему?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Не все люди готовы пожертвовать материальными благами во имя других, но все бы мы хотели, чтобы другие жертвовали во имя нас.
Как бы вы поступили на месте мальчика, бросившего камень?
Поговорим о поступке мальчика.
С каких он слов он начал свою речь?
О каких личностных качествах это говорит?
Хорошо ли он поступил?
А что предшествовало его поступку?
Что оправдывает его поведение?
Как этот поступок соотносится с вашими взглядами?
Вывод: мальчик камнем нанес материальный вред владельцу автомобиля, тем самым нарушил закон, но исходя из моральных норм, поступил верно, спасая жизнь брата.
А всегда ли нравственный выбор дается легко?
------------------------------------------------------------------------------------------
В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом- дьявол и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. Но выбирает он сам. Согласны?У каждого из нас есть, что? Выбор?!. Давайте подберем слова синонимы к этому слову ( альтернатива, вариант?)
Другая ситуация…у вас два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. К вам пришел друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Как считаете, как нужно поступить? Дать лучшее, а почему?
Так принято в обществе. Как сформулировать тему нашего разговора сегодня?
Мораль гласит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Согласитесь, что тема является актуальной?
Что же такое моральный выбор? Как вы понимаете, что значит сделать моральный выбор? (ответы учащихся)
Как поступить правильно? Это и есть выбор. Когда человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать, что моральный выбор - это выбор своего отношения к людям.
2.Проектно-исследовательский отчет ученика
Вашему вниманию представлены вопросы диагностики, которую провела ученица 8 класса, чтобы выявить уровень нравственной самооценки учащихся 8 классников, пожалуйста прокомментируй свои результаты ( слайды)
Текст вопросов:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
Мне приятно делать людям радость
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
« Мозговой штурм»
1 команда. Почему нужно прислушиваться к совести?
2 команда. Почему важно соблюдение моральных норм?
3 команда. Почему моральный выбор – это ответственность?
3.Работа в группах.
А) Анализ предложенных ситуаций. Зачитайте предложенные ситуации, определите, в каких ситуациях возникает проблема морального выбора.
1.Начальство предложило вам весьма почетную должность, отвечающую вашим возможностям и стремлениям ,но попросило не разглашать это предложение, пока не будет отправлен на пенсию занимающий эту должность Н, с которым вы связаны давними дружескими отношениями и весьма вами уважаемый. Вам приходится выбирать между согласием, отказом и попыткой предварительно посоветоваться с Н, нарушив прямое указание начальства. (Вполне вероятно, что Н передаст начальству о вашей попытке, а это чревато осложнениями.)
2.Врач сообщил вам о том, что болезнь близкого человека смертельна. Вам приходится самому решать, сообщать ли этот диагноз больному.
3. Вашему сыну или дочери предстоит письменный вступительный экзамен в вуз с большим конкурсом. Случайно вам стало заранее известно экзаменационное задание. Перед вами выбор: сообщить эту информацию только своему дитяти, мечтающему поступить именно в этот вуз; поделиться ею с его друзьями; рассказать большому кругу поступающих (чтобы поставить всех в равные условия) или скрыть полученную информацию.
4.Сразу после катастрофы в Чернобыле руководство СССР приняло решение не распространять информацию о реальных масштабах радиоактивной опасности. Сама катастрофа оказалась следствием принятого руководством АЭС решения провести эксперимент с одним из атомных реакторов — ввести его в критический режим, чтобы получить полезные данные о свойствах реактора. Находились ли лица, ответственные за принятие этих решений ,в ситуации морального выбора?
5.Мама послала ребенка в магазин за покупками. Он может послушно выполнить поручение или поддаться своему естественному желанию и потратить часть денег на мороженое. Является ли этот выбор моральным?
6.Вы идете вечером по улице с тяжелым предметом в руке (например, молотком). При вас два хулигана нападают на женщину. Вы можете незаметно пройти мимо, попытаться уговорить хулиганов, попытаться воздействовать на них силой или просто ударить одного из них молотком по голове. Идет ли речь о моральном выборе или только о выборе эффективного действия?
7.У вас есть серьезные основания подозревать ваших соседей в том, что они готовят террористический акт в определенном месте, но полной уверенности в этом нет. Вы можете предупредить по телефону о месте и времени готовящегося акта, сообщить в милицию имена предполагаемых террористов, попытаться войти с ними в контакт и отговорить от задуманного и т. п. Стоит ли перед вами моральная проблема?
8.Вы единственный умеющий хорошо плавать человек среди сидящих в лодке. Лодка перевернулась, и перед вами стоит выбор, кого спасать в первую очередь. Как изменится ситуация, если по вашему ощущению ваших сил едва хватит, чтобы самому доплыть до берега?
9. Вы проходите мимо лотерейного зазывалы, приглашающего купить билеты. При этом он обещает, что купивший пять билетов, на которые не пал выигрыш, получает деньги обратно. Ваш выбор прост: купить какое-то количество билетов или не обращать на эти призывы внимания.
Б) Задание командам – соберите высказывания, которые у вас на столе, объясните, как вы их понимаете!
ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ
МУДРОСТЬ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК, А В ТОМ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИСПРАВЛЯТЬ ИХ И НИКОГДА ИХ НЕ ПОВТОРЯТЬ
ДОБРО ТВОРИШЬ - СЕБЯ ВОЗВЫШАЕШЬ, ЗЛО ТВОРИШЬ - СЕБЯ УНИЖАЕШЬ
Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом
Будь хозяином своей воли и слугой своей совести
Долг — это уважение к праву другого
В) Итак, каждый из нас связан со свободой выбора. И мы часто находимся в трудной ситуации. Давайте, с вами запишем те способности, предпосылки, на которые опирается человек в принятии решения (работа в группах, предлагают свой кластер, представляют и защищают его)
На доску повесить листы с записями учащихся.
Способность человека действовать на основе свободной воли и возможность разума отличать добро от зла составляют основу морального поступка.
3 задание (если останется время) Работа с текстом. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным __________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг — значит следовать по пути __________(2), делать по возможности __________(3), не допускать в себе порочности, противостоять __________(4). Но порой в долге усматривают лишь __________(5). Психологически он в самом деле воспринимается как необходимость совершения определённых действий. И более того — как данная необходимость, как внутреннее побуждение. …Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою __________(6) от извне данных норм и правил. Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) добро
Б) добродетель
В) идеал
Г) ответственность
Д) принуждение
Е) независимость
Ж) зло
Рефлексия.
Притча « Все в твоих руках». Как вы понимаете содержание притчи? Или просмотр фрагмента фильма « Моральный выбор». В конце урока раздать ребятам каждому по 1 синему листочку в знак осознания важности морального выбора в жизни человека.
Выбор доступен только разумному существу, способному рассуждать о ценностях. Разум и воля как предпосылки выбора делают человека ответственным за свой поступок.
Продолжите фразы:
Моральный выбор для меня - это ...
На уроке я узнал, что ...
Для меня стало открытием, что ...
Приложение
С какими моральными принципами согласуется выбранное вами предложение? Чем отличается второе предложение?
= Не делай добра - не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернется
= Копейка рубль бережет. На то и деньги, чтобы их тратить.
= Делу время, а потехе час. Работа не волк. в лес не убежит.
= Спасибо в карман не положишь. Доброму делу- добрая память.