«Зелёный мир школьного двора»
Автор: Сидорова Елена Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Садовская сош №2 имени Д.А. Маковкина»
Пояснительная записка
«Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя»
Луций Анней Сенека (младший)
Большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала имеет краеведение. Для ребенка «Малая Родина» - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа; памятные места села и республики; известные люди, гордость и слава нашего села.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Обучающиеся начальных классов уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно – гигиенического, научно – познавательного значения. Еще не достаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из – за его воздействия.
В с этим, необходимо близко знакомить с природой родного , через дополнительного образования при проведении занятий.
занятия «Зелёный мир двора»
занятия:
- познакомить с явлениями природы и на растений школьного показать, как эти влияют на растительный мир края;
- воспитывать отношение к природе;
- интерес к изучению природы края.
Оборудование:
- работы ребят (, лепка, и др.);
- гпповые альбомы с деревьев;
- презентация
Ход
Звучит мелодия « птиц» (Приложение 1)
: Более миллиона лет , когда на земле динозавры, не было , цветковых , привычных для нас птиц, а мощные деревья, и х была более 30 , а объем достигал двух . Леса прошлого отличаются от лесов времени.
В дни на Земле растет разных видов : толстые и тонкие, и низкие, и кривые.
И сегодня мы с совершим виртуальное по нашему школьному .
В течение вы работали в группах и изучали дерево или кустарник. послушаем, что вы узнали о нем.( Приложение 2. Презентация «Мы и зелёный мир школьного двора» )
Отгадайте, о дереве сейчас речь.
Под моей пышной
Можно в летний .
Если "К" сочтете ,
Смысл получится .
Стану белым и ,
Волокнистым, ,
Полотенце, простыня выйти из меня.
1 группа обучающихся. Клен – это высокое , неприхотливое, растет. Плод – , падая, он всегда . Листья очень , состоят из 5 – 7 цельных листочков. фантастически красивы осенью. Золотые, листья падают на землю.
наступает вместе с клена. Красота давно людей и об этом дереве написано стихов.
Вот как говорит о В. Берестов
может, первый
Встречает этот .
Впервые праздничный
Подставил он.
Надеты на его сучки
листьев вырезных.
Они и широки,
Совсем как у .
Учитель. цвету я – «Ах!»,
все в шипах –
Я совсем не .
Мне сестра – мимоза.
Нет тут :
Обе мы – …
(Акации)
2 группа обучающихся. Акация растет в 20 – 25 метров, может и 30 – 35 м. Кора на стволе , серо – цвета, с глубокими трещинами. Листья – зеленые с серебристым . Цветки издавна применяют в и в парфюмерии. Акация прозрачный мед с тонким .
Очень белая акация за свои красивые и цветки. И стихи, и сочиняют про « акации гроздья ». К тому же цветет не один раз в год, как большинство , а дважды: в лета и осенью.
. На мне колючие иголки,
Но я не и не ёлка.
Стройна, , зелена
год красавица ... . (Сосна)
3 группа обучающихся. Сосна широко по всей территории . Это одно из ценных хвойных нашей страны. дерева может 50 метров. очень любит и не растёт в тёмных . Шишки на сосне два года. они зеленые. А когда в них созревают, становятся .
Шумят сосновые ,
И сосны – , прямые
Как будто золотые-
Уходят в небеса.
Учитель. дикорастущих в нашем саду и кустарники.
4 группа обучающихся. – раскидистый кустарник. тонкие, множеством крохотных цветов. Он наполняет приятным ароматом. тамарикс и лечебными свойствами.
. Что за кустарник ароматный?
вкус его приятный -
, как черный ,
И каждый пробовать их !
Давно у вас в саду ,
Свой дом не бросит, не ,
Теперь его там .
Как куст зовут?... ()
5 группа обучающихся. Ягоды сортов смородины на маленькие шарики: черные, и белые. Смородина — кустарник высотой в м. Весной на смородины появляются , похожие на маленькие . Созревают ягоды в июле. , кисло- сладкие, . В них содержится много веществ, витаминов, С и Р. Ягоды и смородины обладают свойствами.
Учитель. бывают не только , но и культурные. Чем эти деревья?
Ребята класса изучали и растения. Давайте и их.
Так бывает год:
Весною ранней он ,
И будто солнышка ,
Его душистый нежный .
Ароматен он,
И на солнышко похож.
пчёл и ос
Мой любимый…(Абрикос)
6 группа обучающихся. Родиной абрикоса Северо –В Китай. Абрикос «плодом здоровья». оранжево – красного . Живет до 40 – 50 лет. свет, хорошо засуху.
Абрикос, ,
Ты на знойном юге рос.
Тебя ласкало -
сладкие вливало,
тебя трепал -
плодам давал.
тебя ,
Проносились мимо .
Вот и вырос абрикос -
нежнее, чем у роз,
С твёрдой гладкой,
, вкусный, сладкий!
Т.
Учитель. А теперь совершим экскурсию по года и какие изменения с ваши деревьями.
Лес, терем расписной,
, золотой, ,
Весёлой, пёстрою
Стоит над светлою .
- О каком времени идет ?
- Вспомните, что происходило с деревом осенью?
- деревья сбрасывали листву?
в лесу зимой,
Лес бахромой,
Звонкий искрится,
Иней .
- Как изменилась вашего дерева ?
Солнце лучами тучи.
Глянуло на снежные –
И побежал из сугроба ,
Скороговоркой встречая .
- Какие изменения происходить ?
- Все это мы еще будем с вами до наступления каникул. А изменения вы опишите , дома.
- А я вам предлагаю игру - викторину. (Приложение 3. П «Игра – викторина»)
1. Это дерево являлось для наших предков. ( )
2. Какие считаются самыми к условиям проживания? (, осина, береза)
3. Это по праву медовым. (Липу)
4. Из этого дерева матрешек, посуду. (Из )
5. Какие первыми открывают цветения? (Осина, )
6. Это дерево зацветает последним? ()
7. Какие лиственные часто растут елей? (Осина и )
8. Что общего дубом и ландышем? (Оба: ; лекарственные; растут в ; листья крупные)
9. У дерева появляются позже, чем у других. (У дуба)
10. лишнее: дуб, тополь, , клен. (, т. к. кустарник)
11. У этого дерева нижние постепенно отмирают. (У )
12. Какое люди прозвали здоровья, и по какой ? (Сосну, т. к. она прекрасно воздух от микробов, делает его и целебным.)
13. Назови дерево с мягкими , опадающими на . (У лиственницы)
14. Назови дерево, пользуясь опорными словами: мощное, раскидистое, толстое, высокое, листопадное, желуди. (Дуб)
15. Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха от пыли? (Тополь)
16. Эти деревья часто называют музыкальными. (Ель и клен, т. к. из их древесины изготавливают музыкальные инструменты).
17. Древесина этого дерева идет на изготовление спичек. (Осина)
18. У какого дерева древесина со временем становится только прочней, как бы каменеет? (У лиственницы)
19. Деревья, выросшие в густом лесу или на открытом пространстве, отличаются более густой и раскидистой кроной? (На открытом пространстве.)
Учитель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о деревьях?
- Стихи, каких авторов вам известны о деревьях?
- Какое значение для природы имеют растения?
- С какими призывами вы бы обратились к ребятам нашей школы?
На этом наше путешествие заканчивается.
Используемая литература
1. Е.А. Ляшенко «Школа юного краеведа», Волгоград: Учитель, 2007г
2. Викторина - https://klub-drug.ru/viktorina/o-derevjah-dlja-doshkolnikov.html