Сценарий для 1 класса «Прочитали мы букварь!»
Цели:
1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению.
Ход мероприятия
Чтец 1.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные -
Гласные, согласные.
Чтец 2.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Чтец 3.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Чтец 4.
С-с-с... - змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш... - шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж... - шмели в саду жужжат,
Р-р-р... - моторы тарахтят.
Чтец 5.
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
Чтец 6.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
Чтец 7.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ведущая. Вы в школе почти целый год отучились.
Писать и считать вы уже научились.
Вы много успели и много узнали.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
У каждой девчонки, любого мальчишки
В портфеле есть эта заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем...(Букварь)
Сегодня у вас большой праздник. Вы закончили изучение первой школьной книги - букваря. Букварь - это мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учебу с него. Букварь научил вас читать и писать, а еще рассказал нам, как могуча и велика наша страна. Вы узнали о реках, о городах, о профессиях людей.
Чтец 8.
Доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята!
Давайте-ка песню подарим ему
Споём её вместе с друзьями.
Песня «Дружба с Букварём».
(Выходит Мальвина под музыку).
Мальвина. Здравствуйте, ребята! Я Мальвина, самая красивая и умная кукла на свете! Сегодня у вас праздник: прощание с первым учебником, который вы прочли от корки до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз заглянем на страницы букваря.
Мальвина. Ой-ой-ой! А где Букварь? Тут какая-то записка. Что, здесь написано?!
(Ведущий читает записку.)
Мы букварь у вас украли,
Его названье разобрали.
Как все буквы соберете –
Быстро вы букварь найдете.
Вот вам карта, чтобы знать,
Где же буквы вам искать!
Нечистая сила
Мальвина.
Ну что ж, ребята!
В названии «букварь»
Семь букв имеется,
Мы все их знаем
И на них надеемся.
Нам надо все буквы вместе собрать,
Тогда и узнаем, где книгу искать.
Мы всякую нечисть должны навестить
И в честном бою ее победить.
Мальвина.
Так-так, по карте первая буква Б находится у Бабы-яги, ну что ж, в путь.
(Выходит Баба-яга под музыку частушки Бабок-ежек.)
Баба-яга.
Я Бабушка-яга,
Дама я приметная.
Костяная есть нога,
Бываю - неприветлива.
Здравствуйте, умненькие, здравствуйте, миленькие. Что, букву пришли вызволять?
Мальвина. Да, бабушка, отдайте нам букву!
Баба-яга. Ишь, какие хитрые, просто так букву им отдай! Щас, ага, разбежалась! Вот задание мое выполните, тогда отдам. Очень я загадки люблю, вот отгадаете, тогда посмотрю: отдавать вам букву или нет!
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился... (горох).
Верите, не верите,
Мы родом из Америки.
В сказках мы сеньоры,
Кто мы? (Помидоры.)
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые... (огурцы).
Угадайте, что за зверь я.
У меня на лбу деревья.
Ветви мне растить не лень,
А зовут меня... (олень).
Пучеглазая особа
Из болота смотрит в оба.
Ква-ква-ква да ква-ква-ква -
Вот и все ее слова. (Лягушка.)
У кого короткий хвост крючком,
Кто копает землю пятачком? (Свинья.)
(Ребята отгадывают загадки. Баба-яга отдает им букву.)
Мальвина. Одна буква есть, найдем и вторую. Судя по карте, буква У в плену у Ужасного Злодея. Что нам ужастики, мы их не боимся!
( Появляется Ужасный Злодей под музыку.)
Ужастик.
Я Ужастик, я ужасный,
И я очень, очень страшный.
Ночью я хожу-брожу,
Всех пугаю и бужу.
Разгадайте - ка мое задание.
Из карточек с буквами нужно сложить одно слово. Итак, начали!
К, Р, Ч, У, А. (Ручка).
Е, Р, Ц, А, Н. (Ранец).
Р, Т, А, Ь Е, Т, Д. (Тетрадь).
Л, Е, П, Н, А. (Пенал.)
К,О, Л, Ш, Ь, Н, И, К. (Школьник).
О, Р, И, Н, А, Д. (Родина).
Ужастик. Надо же, справились, забирайте букву.
Мальвина.
Следующая буква «К»
Что ж, ребята, снова в путь!
С Кощеем справимся мы как-нибудь.
(Выходит Кощей Бессмертный под музыку.)
Кощей. Я Кощей Бессмертный, а еще какой? Придумайте подходящие мне определения на букву К.
Мальвина. Кровожадный.
Кощей. А еще!
(Дети называют слова.)
Кощей. И еще одно задание у меня имеется. «Путешествие в слово». Последняя буква одного слова является началом другого. (Доска).
Кощей. Ой, угодили, вот ваша буква К.
Мальвина. Следующая остановка на карте - Водяной.
(Выходит Водяной под музыку из м/ф.)
Водяной.
Я Водяной, я Водяной!
Никто не водится со мной.
Одни мои подружки
Пиявки, да лягушки.
Что-то с памятью моей стало... Вроде бы много сказочных героев знаю, да вот не могу вспомнить. Помогите мне, и тогда я отдам вам букву.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… Чиполлино
Он – дружок зверям и птицам,
Он – живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он – не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Очень милая мордашка,
А зовется… Чебурашка.
Шлю привет из замка Людоеда
И если его одолею – тогда
Непременно на праздник прибуду к вам я. Кот в сапогах.
Поздравляю с праздником.
Приехать не могу,
Так как по дороге, потеряла туфельку. Золушка.
Я круглый и румяный,
Я ловкий и упрямый,
В лесу я задержался,
С лисою разбирался. Колобок.
(Водяной отдает им букву В).
( Выходят атаманша и разбойник под музыку Говорят мы бяки-буки).
Атаманша. Я атаманша!
Разбойник. А вместе мы разбойники!
Атаманша и разбойник. (вместе)
Если правильный ответ нам не дадите,
То совет мы вам даем - бегите!
Атаманша. Выполните задание, а мы отдадим буквы А и Р.
Отгадайте буквы.
Утром на траве росою эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке рядом громко зарычит. ( Р)
Эта буква на морозе, как оса, ужалить может.
Ну а в мае, на берёзе жук её узнать поможет. (Ж)
С этой буквой – добрым другом – долгою дорогой в дом
День за днём назло недугам даже под дождём идём. (Д)
Эту букву паровоз на своей трубе привёз.
Губы вытяни в трубу и получишь букву (У)
Буква эта знаменита – стоит в начале алфавита. (А)
Эта буква бодрым шагом в бой идёт под барабан,
И бодает буква букву, будто баловник баран. (Б)
Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать.
Дети собирают слово – ДРУЖБА.
Получилось слово дружба. С ней дорога не беда.
С ней любое испытанье будет по плечу всегда.
Разбойник. Еще одно задание за вторую букву.
Определите на слух, какие слова спрятаны в словах, которые вы услышите:
хлев, машина, столб, уточка, коса, мрак, полк, щель, удочка, укол.
Разбойник. Молодцы, хорошо! Вот вам буквы, а это письмо! Удачи!
Мальвина. Письмо! Что там? Наверное, там написано, как найти мягкий знак, ведь только его нам не хватает.
Ведущий. Плод растет на деревце.
С мягким знаком на конце.
Кто же плод тот назовет,
Кто же деревце найдет?
Что за плод, что за деревце? Сосна и шишка не подходят. Ну-ка, ребята, помогите мне! (Плод – желудь, дерево - дуб).
Мальвина. Ура, ребята, мы собрали все буквы. А где же наш Букварь? Давайте хором позовем его: «Букварь!»
(Дети зовут, выходит букварь).
БУКВАРЬ. Здравствуйте.
Я – букварь. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – алфавит!
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам!
БУКВАРЬ. Буквы, по порядку рассчитайся!
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе –
Преврати их в букву… (Б)
Любят узнавать весы
Вес конфет и колбасы.
Чтоб не пачкаться в халве,
Превратились в букву… (В)
Дождь полил лесочек,
Вырос гриб-грибочек.
В тот лесочек мы пойдем,
Где он спрятался, найдем.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой… (Г)
Дятел на стволе сидит,
Дырку в дереве долбит.
Достает вредителя,
Занятие на любителя.
Дятел постучал везде,
Превратился в букву... (Д)
Целый день енотка Тая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
Выставил колючки ёж –
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
Ёжик, глядя на неё
Превратился в букву… (Ё)
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже –
Превратились в букву… (Ж)
Скачет-скачет заинька
Серенький да маленький:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Через ямку на пенек.
Ушками он слушает,
Зубками он кушает.
Чтобы не попасть к лисе,
Стал зайчишка буквой... (З)
У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)
Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – буквой… (Й)
Катя с Ксюшей на качели
С двух сторон качаться сели:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Накачались – разошлись.
И теперь наверняка
Будут помнить букву… (К)
У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой… (Л)
В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Только мышка кашку цап,
Мышеловка мышку хап!
Мышки больше нет совсем,
Но осталась буква… (М)
Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н)
Обезьянка Оленька
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… (О)
Пианино Прошино
Новое хорошее.
Пальчик клавишу нажмет,
Пианино запоет:
До-ре-ми! До-ре-ми!
Лучше пой, а не шуми!
Пляшут птички на тропе,
Напиши им букву… (П)
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с рычащей буквой… (Р)
Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)
У Наташи тёрочка,
Что у деток горочка.
С терки сыр катался –
Весь внутри остался.
На бумажном же листе
Терка стала буквой… (Т)
У улиточки Татьяны
Весь газон зарос бурьяном.
Недосуг бурьян косить –
Надо дом перевозить.
Проползет немножко,
Спрячет в домик рожки.
Спит себе в своем дом
Видит сны про букву… (У)
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву… (Ф)
Захомячил хомячок
Зерна в щеки-рюкзачок,
И до хатки поспешил,
Чтоб никто не рассмешил.
Пощекочем хомяка,
Пусть нам скажет… (Ха, ха,ха)
Утром на лугу цветочки
Раскрывают лепесточки.
Села на цветок пчела,
Много меда собрала,
А цикада на крыльце
Превратилась в букву… (Ц)
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик-так! Тик-так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (Ч)
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатер.
Прямо возле шалаша,
Наш шатер стал буквой… (Ш)
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ)
Твердый знак живет в подъезде,
В объявленье и на съезде.
Мягкий знак живет в колье,
В приключенье, и в белье.
Буква "Ы" в словах есть тоже,
Их она размножить может –
Превращает торт в торты,
Хвост – в хвосты, а куст – в кусты.
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква… (Э)
Юля новую юлу
Разъюлила на полу.
Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! –
Быстро кружится юла.
А задела башмачок,
Вжжик! – упала на бочок.
Юлечка юлу свою
Превратила в букву… (Ю)
Язычок во рту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
"А!" – врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву «Я»
Ведущая. Сколько же букв в русском алфавите?
(Дети.Тридцать три).
Наш праздник подошел к концу, пришла пора прощаться.
Чтец 9. До свидания, Букварь!
А на следующий год
Ты других читать научишь
Тех, кто в первый класс придёт.
Чтец 10
Кто любит музыку и песню,
Тому живется интересней.
И в день прощальный с букварем
Мы песенку ему споем.
Песня «»