МОУ Семёновская СОШ
Разработка
внеурочного мероприятия
«Вездесущая математика!»
Учитель математики:
Перебейнос О.А.
2019 г
Цель: вызвать интерес к математике, развить логическое мышление, показать наглядно связь математики с другими общеобразовательными предметами, развить творчество учащихся.
Ведущий:
Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Сегодня участвуют команды 8 и 9 классов.
1) Представление команд (домашнее задание).
2) Представление жюри (учитель математики и учащиеся 10-11 классов).
Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак,
Первый урок - УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью, и с верной спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: «Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям)
2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов) (Горе от Ума)
3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова: «Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000)
4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) (кто преподавал в Яснополянской школе?)
6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
Второй урок - УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.
1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)
2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0)
3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
4.У греков это натянутая тетива , а у нас? ( гипотенуза)
5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень"? (градус)
6.какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
Третий урок - УРОК МУЗЫКИ
Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Нет? Напрасно вы так думаете . Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили -пифагоров строй.
Сначала мы с вами проведем разминку, предлагаю вам спеть песню , посвященную математике.
Команды поют песни о математике в их жизни (домашнее задание команд)
Вопросы музыкальные ( 20 секунд на размышление)
1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий ? (музыканты или дирижеры)
Четвертый урок - УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
1.Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.
2. Заполнить таблицу- 3 минуты
Пятый урок - УРОК ИСТОРИИ
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)
2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)?
3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки"
5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12 узелками? ( образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
Жюри объявляет результаты, награждает команды.