ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ.
В конкурсе участвуют 4 команды (2 команды девочек и 2 команды мальчиков) по 6 человек. Каждая команда имеет свой цвет: синие, черные, красные, зеленые ( вместо цвета можно дать названия птиц).
Перед конкурсом дети выполняют домашнее задание:
Газета со статьями о птицах, рисунками, фотографиями и т. д.
Небольшое театрализованное представление по теме.
Разучивают стихи.
Готовят костюм птицы и небольшой рассказ о ней.
Читают литературу.
ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ.
В помещении ставят 4 стола для каждой команды. На столы прикрепляют круги с цветом команды. На каждом столе находится блокнот и ручка.
На стене крепятся газеты, подготовленные детьми.
Устанавливается стенд на котором крепят цвет каждой команды и отмечают заработанные баллы.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
Конкурс состоит из 4 раундов. В каждом раунде 3 вопроса. Между раундами дети показывают подготовленные сценки, читают стихи.
КОНКУРС.
Вступительное слово ведущего. Оценивание газет, подготовленных детьми.
1 РАУНД.
Каждой команде раздают конверты, в которых карточки с буквами. Команды как можно быстрее должны сложить из них название певчей птицы, которую, из-за ее замечательного пения, люди содержат дома в клетке. (Канарейка)
Командам раздают лист с текстом «Весне навстречу», в котором описывается птица. Дети по описанию должны угадать, о какой птице идет речь. Ответ они пишут в блокноте. Команда, выполнившая задание быстро и правильно получает балл. (Клест)
Команды получают конверты с карточками, на которых написаны названия птиц. Дети должны разделить птиц на две группы: зимующие и перелетные.
Зимующие: снегирь, дятел, синица, клест.
Перелетные: ласточка, трясогузка, журавль, утка.
ПАУЗА.
Дети читают стихи и басни, подготовленные к конкурсу.
БАСНЯ «КУКУШКА И ПЕТУХ».
И.А.КРЫЛОВ.
«Как милый Петушок, поешь ты громко, славно!-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова»-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!...
Да вы уж родом так собою невилички,
А песни, что твой соловей!»-
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, промолвил им:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Все ваша музыка плоха!...
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
2 РАУНД
Команды должны написать в блокнотах как можно больше водоплавающих птиц
Какой птице поставлен памятник в одном из городов Америки за спасение полей и огородов от гусениц? (Воробей)
Почему перед непогодой птицы начинают летать низко над землей? (Перед дождем падает давление воздуха, насекомые начинают летать низко над землей)
ПАУЗА.
Конкурс костюмов. Один ребенок выходит в костюме птицы, а другой рассказывает об этой птице, не называя ее. Остальные угадывают, костюм какой птицы представлен.
3 РАУНД.
Командам раздают конверты с карточками, на которых изображены птицы. Дети должны написать в блокнотах названия птиц.
Какая птица не вьет гнезда и почему? (Кукушка)
Какая птица питается нектаром растений? (Колибри).
ПАУЗА.
Дети показывают подготовленную сценку «Строил воробей»
«СТРОИЛ ВОРОБЕЙ».
Воробей своим трудом
Сам решил построить дом.
Дом под мельницей как раз,
Все для стройки он припас:
И мякину, и ботву,
И солому, и трубу.
Но тревожится жена,
И чирикает она:
-Уж если тратить столько сил,
Бетон бы на трубу носил!
Но воробей кричит жене;
-Что ты указываешь мне!
Я строю так, как мой отец,
Я здесь хозяин, наконец!
И прыг, и скок,
И прыг, и скок.
И на трубу мякины клок
А ветер воет:
Бу-бу-бу!
Качает стены и трубу.
Опять чирикает жена;
-Тут кладка прочная нужна!
Но воробей в ответ жене:
-Да что ты все мешаешь мне!
Так строил дед мой и отец,
Я сам строитель, наконец!
Жена чирикнуть не успела,
Как вся постройка полетела.
Трубой пришибло воробья…
Ни каменщика, ни жилья.
4 РАУНД.
Назовите самую тяжелую летающую птицу. (Пеликан)
Командам раздают картинки с изображением лап разных птиц. Дети должны определить, каким птицам они принадлежат.
В кого превратилась главная героиня сказки «Айога»?
«ВЕСНЕ НАВСТРЕЧУ».
Текст к 1 раунду 2 задание.
В заколдованном царстве деда-мороза все было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. Но они были, покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек перышки были зеленоватые, а у самцов – с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности птиц,- это их клювы.
Клювы были совсем удивительной формы – острые, крючковатые, но только загнуты не к низу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя – совсем в другую. Такой необычный клюв больше всего походил на кривые щипцы.
Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Перекочевали они в тот лес с далекого Севера – из тайги. Там, в тайге, еще холоднее и еще меньше корма. Прилетев на новое место, птицы, прежде всего, уселись на вершины сосен и елей.
-Ой, сколько здесь спелых птиц! – радовались они. – Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!
Хорошо жилось птицам в новом лесу: шишек вволю! Так и остались они там зимовать.
По Г.Скребицкому.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Выигрывает команда набравшая большее количество баллов. Победителей награждают «Синей птицей».