СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"»

Занятие по рассказу Людмилы Улицкой «Бумажная победа»

1.Орг момент, приветствие

Здравствуйте ребята, меня зовут Смирнова Екатерина Романовна, я рада видеть вас всех на этом занятии

2.Вызов.

У меня есть несколько предметов: кубок, медаль, грамота. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (победа)

Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о победе.

Какие эмоции мы испытываем, когда побеждаем? (радуемся, мы счастливы)

А какая может быть победа? Попробуйте подобрать определения (имена прилагательные) (честная, трудная, легкая)

А как вы думаете, бывает ли бумажная победа? Почему?

Мы сегодня с вами узнаем, что победа бывает и бумажной.

Мы будем читать рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа».

Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 21 февраля 1943 года) - всемирно известная современная российская писательница-романистка и рассказчица.

3.Осмысление

Как вы думаете, о чем может пойти речь в рассказе, который так называется?

Посмотрите, на партах у вас лежат части рассказа, мы будем брать одну часть и работать с ней.

Возьмите сейчас карточку под номером один, она лежит первая.

Чтение первой части:

Первое предложение читаю сама.

1 часть

Когда солнце растопило черный снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой  запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Какое время года описывается? Какое чувство у вас вызывает это описание весны?

Дальше мы с вами почитаем по цепочке по одному предложению.

Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

Помимо этого, у него не было отца. Все это делало Геню очень несчастным человеком.


Вопросы:

Кто герой рассказа? Как его зовут? (мальчик Геня Пираплетчиков)

Что делает героя несчастным? (он болеет, у него не было отца, свою фамилию он считал унижением)

Какая связь между описанием природы и описанием мальчика? (природа помогает понять душевное состояние героя)

Какие чувства вы испытываете к Гене?


Давайте узнаем, что будет дальше. Возьмите вторую карточку

Чтение второй части:

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после болезней, в шерстяной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном шарфе.

Геня стоял посреди двора, а толстая кошка переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком.  Геня вздрогнул — брызги грязи шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку летел  стишок: «Генька хромой, сопли рекой!»

Какие чувства испытывает Геня? Как вы думаете, что будет дальше?

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы спускалась его бабушка. Они собирались на прогулку.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила бабушка.



Вопросы:

Почему ребята так относятся к Гене? Это внешние его качества или внутренние? По каким качествам ребята судили Геню?

Кто был главным в компании ребят? Почему? Да, он был лидером.

Где Геня чувствует себя защищенным от ребят?

Как вы думаете, какой ответ даст мама на бабушкин вопрос?



Чтение третьей части:

Я предлагаю следующий диалог прочитать по ролям. Кто желает.

3 часть

М: Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.

Б: Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

М:Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать. Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

Б: Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

М: У тебя есть что красть?- холодно спросила мать. Твои старые ботики никому не нужны.

Б: При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.


У вас в тексте упущены слова автора. Давайте найдем в тексте те интонации, которые нам представляют разговор.

Попробуйте вжиться в роли и прочитать с той интонацией и тем настроение, с которым они разговаривали. Максимально передать атмосферу разговора. Представьте, что ваш брат или сестра оказались в такой ситуации, и вы решаете эту проблему.

Молодцы! Вы справились с прочтением фрагмента и правильно подобрали интонации.

А теперь дочитайте оставшуюся часть про себя.


Наступила нежная весна. Ребята с утра до вечера играли в лапту.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо — боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

— Позови кого хочешь,- предложила она.

— Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

— Надо,- коротко ответила мать.


Вопросы:

Зачем мама Гени хочет пригласить ребят к нему на день рождения?

Хочет Геня это праздник? Почему?

Как вы думаете, придут ли ребята?

Давайте прочитаем дальше и узнаем.

Чтение четвертой части (по желанию):

Кто-нибудь хочет прочитать?

4 часть

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Отдельно обратилась к Айтыру:

— И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

— А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино — такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке — это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: «А это твой дедушка? Или папа?»

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

— Чем она тебе вдруг помешала?

К четырем часам на столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели, а под боком у него лежала книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник - Михаил Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.


Вопросы:

Почему мама Гени делает особое приглашение именно Айтыру?

Как чувствует себя Геня в ожидании гостей? Почему?

Что ребята не знали о Гене, а мы с вами узнали?

Как называется это искусство? Сложно ли делать такие фигурки? А кто-нибудь из вас умеет делать такие фигурки?

Как вы думаете, что случится на дне рождении?



Сейчас я хочу вам предложить послушать пятую часть. У вас на столах есть вопросы, при прослушивании вам нужно на них постараться ответить.

Прослушивание пятой части:

5 часть

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

А мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами.

Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

— Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?

Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

— В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

— А он умеет?

Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

— Это Бетховен, Женя.

— Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.

— Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.

Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.

Вопросы:

Как повлияла на ребят музыка?

Почему она их так поразила?

Как вы думаете случайно ли автор в рассказе упоминает Бетховена? Ведь существует множество величайших композиторов.

На самом деле у Бетховена также как и у главного героя были проблемы со здоровьем, он был глухой, но при этом его физические недостатки не помешали создать такие прекрасные произведения. Он смог показать всем, что он величайший композитор и его произведения даже сейчас слушают по всему миру.


Почему ребята удивляются тому, что Геня умеет играть на пианино?

Почему он отказывается играть?

Что будет дальше?



Чтение шестой части (учителем):

Последнюю часть я прочитаю вам сама.

6 часть

— Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь.

— Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.

— Давайте в фанты,- предложила мать.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

— Это будет мой фант.

Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

— Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал сгиб…

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… стакан… солонка… хлебница… рубашка…

Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

— И мне, и мне сделай!

— Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!

— Генечка, пожалуйста, мне стакан!

— Человечка, Геня, сделай мне человечка!

Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…

Они тянули к нему руки, и он раздавал им бумажные чудеса, и все улыбались, благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения.

Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…

Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

— Гень, посмотри-ка, а дальше как…

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…


Вопросы:

Почему же рассказ называется «Бумажная победа»? (бумажные поделки помогли Гене изменить ситуацию)

Как чувствует себя Геня в конце рассказа? Почему мальчик был счастлив?

Почему плакала мама?

Изменилось ли отношение ребят к Гене? Почему?

Посмотрите на слайд. Представлены пословицы, какие из них подходят под данную ситуацию? Почему?

Почему же рассказ называется «Бумажная победа»? (бумажные поделки помогли Гене изменить ситуацию)

А как бы вы назвали этот рассказ по-другому? А я хочу поделиться с вами своим названием «Мамина победа». Именно мама сделала все, чтобы другие ребята увидели в Гене личность, и ребенок стал счастлив.

В рассказе оригами помогло ребятам узнать Геню с другой стороны, а я хочу, чтобы оригами помогло мне узнать ваше отношение к занятию. Я приготовила для вас кораблики двух цветов. Уходя, возьмите зеленый, если занятие понравилось, а красный, если вы остались равнодушны.

Благодарность!