При составлении рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 - 4 классов использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от № -ФЗ Об образовании в РФ с последующими дополнениями и изменениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования утвержденный приказом министерства образования и науки РФ №373
от 6 октября 2009 года с последующими дополнениями и изменениями;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10-от 29.10.2010 года № 189 с последующими изменениями и дополнениями;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Зуйская школа№ 2», Положение о рабочей программе , учебный план на 2017-2018уч.год.
- авторская программа О.Холодовой «Юным умникам и умницам» 1-4 классы.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Внеурочная деятельность по курсу «Занимательная математика» в 1 классе рассчитана на 33ч (1 ч. в неделю), 2класс-34ч,3 класс-34 ч., 4 класс-34 ч
Актуальность курса «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный и углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математики.
Курс ориентирован на обучающихся 1-4 классов (7-11лет). Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса является:
- развитие любознательности (сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
- развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся научаться:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученные промежуточный, итоговый результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
- анализировать текст задачи, ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа и величины;
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-воспроизводить способ решения задачи;
-сопоставлять полученный 6промежуточный, итоговый результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-конструировать несложные задачи;
-ориентироваться в понятиях влево, вправо, вверх, вниз;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту алгоритму;
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром.
Предметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся должны знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
-свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
- читать и записывать римские числа;
-читать и записывать большие числа;
-пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
-решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;
- выполнять проектные работы
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Занимательная математика» для начальной школы - курс интегрированный. В нем объединены арифметические, алгебраические и геометрические материалы.
Город закономерностей (7ч.)
Город загадочных чисел (9ч.)
Город логических рассуждений (6ч.)
Город Занимательных задач (7ч.)
Город Геометрических превращений (5ч.)
Арифметический блок:
Признаки предметов.
Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до 1000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числа-великаны
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки, соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие.
Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Геометрический блок:
Пространственные представления. Понятия влево, вправо, вверх, вниз. Маршрут передвижения. Точка начала движения, стрелка , указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту алгоритму путешествие точки на листе в клетку.
Построение собственного маршрута рисунка и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Распознавание нахождение окружности в орнаменте. Составление и вычерчивание орнамента с использованием циркуля по образцу, по собственному замыслу. Геометрические фигуры и тела, цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Симметрия.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур. Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Часы |
1 | Город закономерностей | 7ч. |
2 | Город загадочных чисел | 9ч. |
3 | Город логических рассуждений | 6ч. |
4 | Город занимательных задач | 7ч. |
5 | Город геометрических превращений | 5ч. |
| Всего: | 34ч. |
Календарно – тематический план программы
№ п/п | Тема урока | | Дата |
| Кол-во часов | По плану | По факту |
| Город закономерностей (7ч.) | | | |
1 | Удивительная страна. Аллея признаков | 1 | | |
2 | Порядковый проспект | 1 | | |
3 | Порядковый проспект | 1 | | |
4 | Улица Волшебного квадрата | 1 | | |
5 | В космической лаборатории | 1 | | |
6 | Художественная площадь | 1 | | |
7 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | | |
| Город загадочных чисел (9ч.) | | | |
8 | Улица Загадальная | 1 | | |
9 | Цифровой проезд | 1 | | |
10 | Цифровой проезд | 1 | | |
11 | Числовая улица | 1 | | |
12 | Заколдованный переулок | 1 | | |
13 | Улица Магическая | 1 | | |
14 | Вычислительный проезд | 1 | | |
15 | Переулок Доминошек | 1 | | |
16 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | | |
| Город логических рассуждений (6ч.) | | | |
17 | Улица Высказываний | 1 | | |
18 | Улица Правдолюбов и Лжецов | 1 | | |
19 | Отрицательный переулок | 1 | | |
20 | Проспект Логических задач | 1 | | |
21 | Проспект Логических задач | 1 | | |
22 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | | |
| Город Занимательных задач (7ч.) | | | |
23 | Улица Величинская | 1 | | |
24 | Временной переулок | 1 | | |
25 | Улица Сказочная | 1 | | |
26 | Хитровский переулок | 1 | | |
27 | Смекалистая улица | 1 | | |
28 | Смекалистая улица | 1 | | |
29 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | | |
| Город Геометрических превращений (5ч.) | | | |
30 | Фигурный проспект | 1 | | |
31 | Зеркальный переулок | 1 | | |
32-33 | Художественная улица | 2 | | |
34 | Математический конкурс «Умники и умницы» | 1 | | |