МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
Г. СИМФЕРОПОЛЬ, РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Разработка внеклассного мероприятия
На тему: « Зимушка-зима»
Автор: Зозулевская Татьяна Викторовна,
Учитель музыки и изобразительного искусства
первой квалификационной категории.
г. Симферополь 2016 г
Цель: Обобщение знаний детей о зимушке- зиме, как бы перелистывая странички журнала, знакомство с зимушкой и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть в зимние игры и, конечно же, узнаем много нового. Познакомить с названиями зимних месяцев по народному календарю, пословицами, поговорками, приметами, связанными с ними;
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зима.
Характеристика учебных возможностей УУД:
Регулятивные УУД: формировать подвижно-игровые навыки, способствовать сплочению детского коллектива. Формирование представлений о приметах и традициях зимы на основе художественных и музыкальных произведений,
Познавательные УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблем ( различных заданий). Формулировать новые знания, развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразительное искусство, музыкальные произведения; расширять словарный запас; прививать любовь к природе, к своей малой родине. Коммуникативные УУД: обобщить знания учащихся о зимних изменениях в природе, на примере литературных произведений и иллюстративного материала раскрыть красоту зимней природы; развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;фольклора, дидактических игр.
Личностные УУД: развитие физических, нравственных качеств учащихся; развитие творческой деятельности учащихся; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; воспитание эмоциональной адекватности личности эстетического восприятия, чуткого отношения к природе и окружающему миру.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Зимушка-зима» магнитофон, диск с записью песен «Снег-снежок», «Зимняя сказка», «Три белых коня», «Новый год», музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», песня военных лет; рисунки детей на зимнюю тематику; костюмы Зимы, Снегурочки, Снеговика, Зимних месяцев, Воробья и Синицы атрибуты для проведения конкурсов и сценок, платочки для исполнения частушек. Снежинки для украшения зала, искусственные елки, украшенные снежком из ваты; карточки для игры «Зимний наборщик»; подарки-сувениры для детей. Репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»,И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», Н.Д. Кузнецова «Иней»,А.А. Пластова «Первый снег», Д.Я. Александрова «Зимняя сказка», И.И. Шишкина «Иней». Интернет ресурсы: www.google.ruhttp://wikikurgan.orbitel.ru/index
www.audiopoisk.com, yandex.ru
http://www.home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! ( Слайд №1)
А вот угадайте о чём мы сегодня будем говорить!
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
Ведущий: Ребята, кто же это? Дети: Зима! ( Слайд №2)
Ведущий: Зиму любят все, поэтому и называют её ласково зимушкой. И мы назвали свой праздник «Зимушка-зима» .
«Матушка» — так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая от лютых морозов. Но это не просто праздник, а устный журнал. Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем знакомиться с зимушкой и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть в зимние игры и, конечно же, узнаем много нового.
Давайте-ка откроем первую страничку нашего журнала и послушаем стихи о зиме, а так же полюбуемся картинами зимней природы. А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.
1-ая страница – «Поэтическая». ( Слайд №3)
Дети читают стихи на фоне музыкального сопровождения.Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь» ученики читают наизусть заранее подготовленные стихотворения.
Встреча зимы
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам песни севера петь
По лесам и степям. Есть раздолье у нас,
-Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам
И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь
На морозе горит! И. Никитин
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. И. Суриков
Чародейкою Зимою околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,
— Не мертвец и не живой сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой... Ф. Тютчев
Чудная картина, как ты мне родна:
Белая равнина, полная луна,
Свет небес высоких, и блестящий снег,
И саней далеких одинокий бег. А. Фет
Как поработала зима! Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний, легла на кровли стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке
А улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес. С. Маршак
Ведущий: Спасибо, ребята за прекрасные стихи. Теперь отправляемся дальше путешествовать по страничкам нашего журнала.
Итак, наша вторая страничка – «Загадочная» Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать загадки. ( Слайд №4)
2-ая страница - «Загадочная».
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( Снег)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)
Отгадайте загадку: Мухи белые хотят замести тропинки;
Эти мухи не жужжат, ведь они? (Снежинки ) ( Слайд №5)
Ведущий:Знаете ли вы, что среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них — шестилучевая или шестигранная. Знаменитый астроном И. Кеплер в 1611г. опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: «Вещь эта мне еще не открыта...» С той поры прошло четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.
Ученик. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Ведущий: На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и за-гвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает». Как понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся.)И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. Ведущий: Тогда давайте перевернём страничку нашего журнала и прислушаемся... 3-ая страница - «Художественная». ( Слайд №6)
Демонстрация репродукций с картин В.И. Сурикова, И.Э. Грабаря, Н.Д. Кузнецова, А.А. Пластова, Д.Я. Александрова, И.И. Шишкина.
Исполняется песня «Зимняя сказка» (ел. М. Танича, муз. В. Шаинского).
Ученица.
И снова сказка начинается, ведь к нам опять пришла зима.
Все белым снегом одевается и в шапках снеговых дома.
Декабрь для нас спешит, старается, он строит горки ледяные,
Зима лишь только начинается, и ждут нас игры удалые.
Ведущий: Сейчас перевернём следующую страничку нашего журнала
4-ая страница – «Игровая». ( Слайд №7)
Учитель. Зимушка приготовила для нас немало зимних игр, затей и веселых забав. Давайте с вами поиграем в игру «Зимний наборщик».Я показываю вам карточки с определенным набором букв, а вы должны из этих букв составить слово. ( Слайд №8)
АМЗЙ (зима)
ДОХОЛ (холод)
КАЁЛ (ёлка)
КЕНЖОС (снежок)
КИНСА (санки)
ВНОКГЕСИ (снеговик)
РОМЗО (мороз)
ЛОГОДЁД (гололёд)
Ведущий: А теперь объявляю конкурс «Морозное дыхание» - сдуть снежинку со стола. ( Слайд №9)
Ведущий: Молодцы, ребята! Какие вы у меня ловкие и быстрые!
Игра» Зимние художники»
Выходят ученики поочереди. Им завязывают глаза и они рисуют то, что назовёт педагог: сугробы, деревья, снежинки, облака, снеговика, меняя цветные фломастеры.
Ведущий:Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот еще одно задание-загадка.Ученик.
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет, не вода уже, а лед.
Даже птице не летиться, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Учитель. У января на Руси тоже были свои названия: просинец зимы, перелом зимы, перезимовъе. В январе бывают самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда бывает и потепление. Погода проясняется, и небо синеет (отсюда и просинен?). Дни становятся светлее и длиннее: «Растет день, растут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы понимаете эту пословицу?
Ученица.
Месяц зимний, месяц снежный открывает первым год,
И со снегом и морозом в гости к нам январь идет.
Он на реках и озерах всюду выстроил мосты,
И одел пушистым снегом все деревья и кусты.
Ведущий: Следующую страничка нашего журнала
5-ая страница – «Музыкальная». ( Слайд №10)
Ведущий:Сколько сказок, песен написано о русской зиме. Послушайте в исполнении девочек веселые частушки о зиме.
Ученицы.
Что случилось за окном? Снег поземкой вьется.
Это зимушка-зима. Весело смеется.
Полетели с высоты белые пушинки.
Стали землю укрывать белые снежинки.
Наша русская молодка, раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка, здравствуй, зимушка-зима!
Пришла в белом сарафане из серебряной парчи,
И горят на ней алмазы, словно яркие лучи.
Ты пушиста и бела, ребятишкам всем мила,
Сделай горку нам скорей, на реке каток залей!
На катке учу уроки зимним солнечным деньком.
Верно, цифры все пишу я, но не ручкой, а коньком!
Отменили нынче школу, ох, мороз! Поспи, сынок!
Что ты, мама! Вот так случай, побегу я на каток!
Я на лыжную прогулку одевалася сама,
Но пока я собиралась, уже кончилась зима.
Во дворе у нас стоит снеговик с метелкой,
Ночью темной сторожит дом он наш от волка.
Из снежинок чистых, белых я снегурочку леплю.
И весной ее не брошу в морозильник поселю!
Ведущий:Чтобы отгадать название следующего месяца, послушайте загадку.Ученик.
Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Ведущий: Февраль — самый короткий месяц года — 28 дней, а високосный — 29.Это последний месяц зимы. В народе в старину его называли вьюговей, лютый, боко-грей. Въюговей — назвали за снегопады, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору. «У февраля два друга: метель да вьюга». «Вьюги и метели под февраль налетели». Лютый зовется за морозы, иногда они доходят до тридцати градусов.Бокогрей — на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев», солнышко тепло нагоняет.
Ведущий:Как приятно длинными зимними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее.
Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное переговаривается. Слушайте и смотрите.
Ведущий: Следующую страничка нашего журнала
6-ая страница – «Инсценировка». ( Слайд №11)
Инсценировки рассказов Н. Сладкова (готовятся заранее, ученики одеты в соответствующие костюмы).
Заяц и Полевка
Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть — терпи до весны. А где еще та весна — за горами да за морями...
Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!
Заяц и Оляпка
— О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в полынье вздумал?
И плавать, и нырять!
А замерзнешь?
У меня перо теплое!
А намокнешь?
У меня перо водоотталкивающее!
А утонешь?
А я плавать умею!
А... а... а проголодаешься после купанья?
А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!
Заяц и Медведь
Белка на зиму грибы запасает, Бурундук —орехи. А ты, Медведь, все без дела шатаешься.Вот засыплет снег землю — что лопать-то станешь?
Ты, Косой, за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем. На-ка, пощупай, сколько я сала под шкуркой припас — на всю зиму хватит. Я по лесу не зря шатаюсь, я сало коплю. Что и тебе, Косой, советую.
— Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!
Ведущий:Но зима — не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные каникулы. Зима — это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима — время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на дорогах — чисто.
Ведущий: Следующую страничка нашего журнала
7-ая страница – «Пословицы и поговорки». ( Слайд №12)
Вспомните пословицы и поговорки о зиме, назовите их.
Ученики.
Зима без трех праздников не живет.
Зимний ветер — морозу помощник: пуще холодит.
Зимний денек с воробьиный скок.
В зимний холод всякий молод.
Зима — хранительница полей.
Зимой тулуп всякому люб.
Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.
Ведущий:А еще были времена, когда русская зима становилась нашей защитницей. Не зря в народе говорят: «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет».
Ведущий: И наконец, последняя страничка нашего журнала
7-ая страница – « Военно-патриотическая». ( Слайд №13)
Звучит мелодия песни военных лет.
Крепкие морозы 1941-1942 гг. встали в строй защитников столицы, помогли нашей армии сдержать наступление германских войск в Волоколамском направлении, не позволяя в полную силу развернуться немецкой технике. Этому способствовали два фактора. Первый — поддержка родной природы. Немцы собирались воевать с нами очень короткий промежуток времени, всего два-три месяца, поэтому они были очень легко одеты, да и климат Западной Европы отличается от нашего, российского. Немцы увязли под Москвой надолго. Зима 1941 г. оказалась очень суровой. Какие бы ни были морозы, они для нас не будут смертельными.
Глубина снега в сорок первом году достигала одного метра. Вязли танки, и немцы вынуждены были держаться дорог. В районе населенных пунктов Дубосеково, Мыка-нино, Зубово, Строково произошли самые ожесточенные бои. В ночь на 20 декабря 1941 г. город Волоколамск был освобожден от немцев. Мороз в те дни достигал сорока градусов.
Второй фактор — человеческий героизм. Каждый день боев за Москву приносил новые примеры героизма советских воинов. Навсегда сохранится в памяти народа подвиг 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В. Г. Клочковым. На железнодорожном разъезде Дубосеково они приняли на себя удар пятидесяти вражеских танков и в течение четырех часов вели беспримерный легендарный бой. Тогда прозвучали ставшие широко известными в народе слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».
С тех пор прошло более семидесяти лет. Мы живем в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные морозы, правда, не такие суровые. Зима есть зима, она преподносит нам свои сюрпризы и подарки.
На память о сегодняшней встрече примите небольшие подарки. ( Слайд №14)
Вручаются подарки под песню «Три белых коня» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова). ( Слайд №15)
Ведущий: Спасибо большое всем за праздник, вы были просто молодцами! Подведём итоги наших конкурсов.
Спасибо всем за внимание! ( Слайд №16)