Организационный момент.
Приветствие:
Эколог 1:
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь
Будем мы гостей встречать
Рассуждать и заданья выполнять.
(Входит Сибирячок)
Вот дружок Сибирячок!
К нам ты в гости прибежал
Что ты нового нам нынче подыскал?
Актуализация знаний. Формулирование проблемы.
Сибирячок:
О чем сегодня расскажу, хотите вы узнать?
Тогда постарайтесь скорее имя озера отгадать.
Презентация (слайд 1)
Перед началом занятия обучающиеся разбиваются на группы, используя цветные карточки. (Синие, зеленые, желтые).
Работа в группах:
Сибирячок: каждая группа расшифровывает слово, записывает на цветном листе бумаги (синие, зеленые, желтые) и показывает ответ. (Байкал).

Презентация (слайд 2)
Сибирячок:
Расскажу сегодня я
Из истории Сибири
Про единственное в мире
Море славное по имени Байкал.
Кто побывает у нас на Байкале
Тот вспоминать будет долгие годы
Эти бескрайние синие дали,
Эти бездонные чистые воды.
Презентация (слайд 3)

Обучающиеся под руководством Сибирячка и учителя вставляют в текст, дома подобранную информацию об озере Байкал.
Открытие нового знания.
Презентация (слайд 4)
Сибирячок: В чем же заключается богатство Байкала?
В Байкале 20% мировых запасов пресной воды.
Прозрачность воды Байкала 40-45 метров.
Эколог 2:
Блещут камешки как брошки,
Тени падают со скал.
Смело пью я из ладошки
Море славное Байкал.
Эколог 3:
Холодна, свежа водица
Потому я неспроста
Пью и не могу напиться
До того она чиста!
Сибирячок: В озеро Байкал впадает около 300 рек и ручьев.
Р.Ангара:
Есть озеро такое – Байкал
Не знаю, кто его так назвал,
Не отвести от него очей
У Байкала есть много дочерей.
Эколог 4: (показывает на р.Ангару)
Старшая, Ангара, -красавица,
Больше всех сестер она славится
Все реки – дочери в Байкал впадают
Лишь одна какая река вытекает? (Ангара).
Презентация (слайд 5)
Эколог 5: (читает текст слайда 5).
Презентация (слайд 6)
Рыбак 1:
В этом озере чудная рыба
Не каждый ее поймает.
Есть такая еще рыбёшка
Что не всякий её знает.
Голомянка:
А как называется эта рыба, отгадайте загадку
«Я мальков живых рожаю
И в воде не замерзаю
А от нерпы прячусь в ямку,
Моё имя … . (Голомянка).
Презентация (слайд 7).
Рыбак 2:
Я к Байкалу иду спозаранку,
Говорю я ему с улыбкой:
Одари меня, море, рыбкой,
Дай, ты мне поймать голомянку.
Эта рыбка на вид невзрачна,
Но зато она так прозрачна,
Что к глазам поднесу поближе
Сквозь неё чудеса увижу.
Презентация (слайд 8)
Рыбак 3:
Светел и прозрачен омут –
Тайна омута видна
Вижу я, как рыба омуль
Плавно плавает у дна.
Рыбак 4:
Чтоб хорошим рыбаком себя считать,
Надо рыбацкое дело и повадки всех рыб изучать!
Презентация (слайд 9)
Сибирячок:
А какое единственное млекопитающее озера Байкал вы знаете? (Байкальская нерпа).
А что значит млекопитающее животное? (Это животные, которые выкармливают своим молоком своих детенышей).
А сейчас я вам предлагаю сделать по шаблону фигурку нерпы.
Презентация (слайд 10).
Сибирячок:
Работать будем парами: один ученик по инструкции делает нерпу, другой – произвольно с учетом размера нерпы делает льдину. Результат работы представляем совместно.
Презентация (слайд 11).
Эколог 6:
Нерпы на Байкале
Всем семейством жили
Добрыми глазами смотрели на ребят
И поплавать в озере
Всех на пригласили
Очень полюбили мы
Ласковых зверят.
Сибирячок:
В тайге у берегов Байкала водятся разные звери.
Эколог 7: (загадка)
Этот зверь в тайге хозяин
Страшно может зареветь
Все его конечно знают,
Ведь зовут его … . (Медведь).
Презентация (слайд 12).
Эколог 8: (загадка)
К солонцу крадется он
На коленях, тихо стоя,
Соль полижет второпях
И поскачет к водопою
С паутинкой на рогах
Кто это? (Лось).
Презентация (слайд 13).
Сибирячок:
А кого называют живыми цветами Байкала? (Байкальские бабочки).
Презентация (слайд 14).
Под музыкальное сопровождение «Лето», группа девочек исполняет танец «Бабочки».
Сибирячок: А сколько дикорастущих ягод растет на берегу Байкала?
Презентация (слайд 15).
Какие из них вам знакомы?
Ученица:
Я за земляникой по лесным дорожкам
Бегаю в июле с маленьким лукошком
Ученик:
А я за клюквою по кочкам –
С берестяным туесочком.
(Вместе хором)
Если летом не сидеть
Можно зиму не болеть.
Сибирячок:
А какую пользу приносят нашему здоровью ягоды? (В ягодах много полезных витаминов, необходимых для здоровья человека).
На Байкале 30 островов, самый крупный из них … . ( Ольхон).
Презентация (слайд 16).
Ученик:
На Байкале озере
Остров есть Ольхон
Нет его чудесней
Стал родным мне он.
Здесь родился папа,
Родился и я.
Значит этот остров –
Родина моя.
Сибирячок:
Голубая водичка Байкала
Собираешь людей ты не мало
Здесь природа всегда хороша
Ты великой России душа.
Эколог 1:
Приезжайте к нам, люди на пир
Отдыхая, боритесь за мир!
Пусть останется чистой вода
Навсегда, навсегда, навсегда! (Хором).
Рефлексия.
Сибирячок: Понравилось ли вам занятие. Отметьте свое настроение.
(учитель раздает оценочные листы (Приложение 1) и проводит инструктаж заполнения).