Внеурочное мероприятие по истории России 7 класса «По страницам учебника истории России».
Цели: Систематизировать знания учащихся по истории России XVI-XVIII вв; способствовать проявлению активности каждого участника мероприятия; воспитывать чувство коллективизма, закрепить навыки работы с картой, историческими понятиями; формировать умения быстро ориентироваться в смене видов деятельности.
Оборудование: Набор карт по истории России; гербы Российской империи, карточки с характеристикой личности; схемы; листочки с названиями станций, путевой лист.
Время проведения: 2 часа.
Ход мероприятия.
Организационный момент
Учитель говорит о целях и задачах данного мероприятия, представляет группы, знакомит с экспертами(старшеклассники), вручает путевые листы с указанием маршрута, с правилами проведения мероприятия.
Организация деятельности учащихся
Бульвар Карт.
На данном этапе учитель задаёт задания и вопросы по картам:
- Назвать и показать на карте земли, вошедшие в состав России при Иване Грозном;
- Назвать и показать места главных сражений Северной войны;
- Назвать и показать оснавные сражения русско-турецкой войны 1787-1791 гг;
Показать районы восстаний С. Разина и Е. Пугачёва
Тупичок Дат
Вариант 1
А) 1533-1584 гг 1. Указ о «заповедных летах»;
Б) 1611 2. Соборное уложение;
В) 1649 3. Образование первого ополчения
Г) 1581 4. Война под предводительством Е. Пугачёва.
Д) 1773-1775 5. Княжение и царствование Ивана Грозного
Ответы: а-5, б-3, в-2, г-1, д-4
Вариант 2
А) 1564-1572 1. Царствование Павла1
Б) 1606-1607 2. Медный бунт в Москве
В) 1662 3. Северная война
Г) 1700-1721 4. Восстание под предводительством
И. Болотникова
Д) 1796-1801 5. Опричнина
Ответы: а-5, б-4, в-2, г-3, д-1
Улица Понятий
Перед учащимися лежат изображения российских гербов в разные периоды истории. Командам необходимо выбрать 1-2 предложенных гербов, прочитать понятие на обратной стороне и объяснить его
Список понятий:
Вотчина-земля, предаваемая по наследству;
Земский собор –сословно-представительный орган в России;
Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение власти феодала;
Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и на использовании ручного труда;
Поместье – условное держание земли, земля, даваемая в награду за службу дворянам;
Сословие – большие группы людей, обладающие правами, закреплёнными по закону и передаваемые по наследству.
Переулок Схем
В предложенные схемы вписать недостающие слова
Органы государственной власти в 16 веке
Царь
?
Избранная Рада
?
Приказы
Органы государственной власти в 17 веке
Боярская
дума
?
Земский
собор
?
Ответы:
Боярская дума, Земский собор
Приказ тайных дел, приказы
Тест – стрит
Вариант 1
В 1570 г. Иван Грозный с опричниками подверг разорению…
А) Тверь
Б) Новгород
В) Псков
2. Летом 1612 г. от поляков были очищены северные районы страны и центром ополчения стал город…
А) Москва
Б) Псков
В) Нижний Новгород
3. В первой половине 17 века срок сыска беглых крестьян был…
А) увеличен до 15 лет
Б) увеличен до 10 лет
В) увеличен до 5 лет
4. Прусский поход Петра1 закончился…
А) длительной блокадой русской армии
Б) потерей Россией крепости Азов
В) полным разгромом янычар
5. Высшем государственным чином в «Табеле о рангах» являлся…
А) тайный советник
Б) канцлер
В) сенатский регистратор
Ключ к тексту: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б
Вариант 2
Введение опричнины привело…
А) к укреплению государства
Б) ослаблению центральной власти
В) подрыву хозяйства страны
2. В 17 веке в России появился новый термин - «половник». Им обозначали…
А) людей, отдававших за долги половину урожая
Б) людей, побывавших в плену у половцев
В) большую ложку
3. «Тушинским вором» прозвали…
А) Лжедмитрия1
Б) Лжедмитрия2
В) Скопина-Шуйского
4. В Полтавской битве русское командование ввело…
А) штыковую атаку
Б) Земляные укрепления
В) использовали казачью конницу
5. Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит…
А) Михаилу Романову
Б) Алексею Михайловичу
В) Петру1
Ключ к тесту: 1-в, 2-а, 3-б,4-б, 5-в
Площадь Петра
На данном этапе осуществляется проверка домашнего задания. Команды должны были к мероприятию подготовить кроссворд по теме: «Пётр1, его преобразования, политика, достижения». Каждая команда должна решить кроссворд своего соперника.
Проспект Личностей
Командам предлагается узнать, о какой исторической личности идёт речь.
Царь
Значительно расширил территорию России. При нём был принят Судебник, созван Стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличился жестокостью, первый смертный приговор вынес в 13 лет.
(Иван Грозный)
Царь
До 5 лет жил в женском тереме. В 16-стал царём. Во время его царствования произошли крупные народные восстания, но все были подавлены. Произошло также воссоединение Украины и России. Любил соколиную охоту.
(Алексей Михайлович)
Императрица
По национальности – немка. В России приняла православие и новое имя. Трудолюбива, свято соблюдала православные обычаи. Ввела обязательные прививки против оспы. Проводила успешную внешнюю политику. Заботилась о просвещении, вела переписку с Вольтером.
(Екатерина2 Великая)
Офицер
В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками, французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Прожил 70 лет, попал в опалу.
(Суворов А.В.)
Подведение итогов мероприятия
Учитель собирает путевые листы, считает количество баллов, набранных командами, выясняет, кто лучше отвечал, эксперты отмечают самых активных учеников из команд. Награждение.
Показ презентации о великих полководцах России.