СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Толерантность: мы разные, но мы вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных  микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Мероприятие подготовлено для учащихся 2 класса. Дата проведения – 16 ноября (Международный день толерантности).

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Толерантность: мы разные, но мы вместе»»














РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Тема: «Толерантность: мы разные, но мы вместе»








Учитель ГБОУ № 223

Кировского района Санкт-Петербурга,

Малахова Светлана Николаевна














Санкт-Петербург


2016


Пояснительная записка


Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Мероприятие подготовлено для учащихся 2 класса. Дата проведения – 16 ноября (Международный день толерантности).

Цель мероприятия:

- формирование качества толерантности;

Задачи мероприятия:

- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;

- развивать коммуникативные умения детей;

- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;

- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личность;

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

Формировать у учащихся толерантность мышления; воспитывать чувство уважения друг к другу; развивать мышление.

  1. Метапредметные:

Выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов (регулятивные); работа в группе, умение вести диалог (коммуникативные); расширять кругозор, анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения (познавательные).


  1. Предметные:

Сформировать у учащихся представление о толерантности (значение слова, приемы развития этого качества).

Средства проведения мероприятия:

Мультимедийное оборудование, музыка Бетховена, конверты, шаблоны человечков (Приложение №1), разрезанная картинка (Приложение №2), сказка «Столетник» (Приложение № 3), «Цветок толерантности» (Приложение №4), разрезные карточки (Приложение №4), комнатные цветы алоэ и роза, индивидуальный лист «Тест» (Приложение №5), ватман с изображением Земного шара (Приложение №6).































Сценарий мероприятия


1.Организационный момент.

Учитель:

- Добрый день, ребята! Сегодня я приготовила для вас шаблоны разноцветных человечков (Приложение №1). Посмотрите, они развешаны по всему классу. Выберите себе одного понравившегося, прочитайте на обратной стороне номер группы, в которой вы сейчас будете работать, и займите свое место.

- Предлагаю начать наше занятие с разминки и поиграть в игру «Пазлики».

Работа в группах (под музыку).

-Каждая команда получает разрезанную картинку. (Приложение №2)

Перед вами конверт, в котором вы найдете разрезанную картинку. Каждый член группы должен взять по одной детали (пазлу). Но есть условие: НЕЛЬЗЯ разговаривать, отвечать на любые вопросы.

Учитель:

- Трудно было справиться с заданием? Почему?

- Все ли получилось?

- Чувствовали ли вы единение в группе?

- Ребята, без общения очень сложно понять друг друга. Нужно учиться понимать друг друга без слов, работать как одно целое. Я очень хочу, чтобы сегодня у нас получилось интересное, познавательное и продуктивное занятие. Улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу. 

- О чем мы должны помнить на каждом занятии? (На каждом занятии мы должны открывать для себя что-то новое.) 

- А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.) 


2. Сообщение темы.

- Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» по мотивам рассказа А. Куприна «Столетник». (Приложение № 3)

- Что такое столетник? (Это – травянистое растение, домашний цветок.)

Учитель демонстрирует цветок для показа детям. По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.

– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника и подумайте какие чувства, вы будете испытывать.


Учитель читает сказку «Столетник».

- Какие чувства вы испытывали, находясь на месте столетника?

- Как цветы относились к столетнику, когда его принесли в ботанический сад?

- Почему столетник стал укрывать розу от грозы?

- Почему столетник зацвел?

- Как цветы стали относится к столетнику после его гибели?

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

- Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о дружеских взаимоотношениях между людьми. Одним словом сегодня мы с вами узнаем, что такое «толерантность». Каких людей называют толерантными.


3. Основная часть

- Давайте для уточнения понимания понятия «толерантность» ознакомимся с определениями этого понятия в разных языках:

-в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо);

-в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным, сострадательным.

Работа в группах.

- А теперь ребята, давайте, из всех перечисленных составляющих толерантности выберем самые важные и при необходимости добавим свои. Перед вами конверт, в котором вы найдете «Цветок толерантности» (Приложение № 3). Ваша задача из всех представленных качеств человека, выбрать те, которые соответствуют понятию «толерантность» и приклеить их на лепесточки к вашему цветку.  

Дети обсуждают и выполняют задание в группе, выбирают представителя и высказывают общее решение группы.

Учитель:

Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению, уважать человеческое достоинство, принимать другого человека таким, каков он есть, прощать, сострадать, проявлять милосердие к другим. Давайте проверим, толерантны ли вы?

- Я предлагаю вам ответить на 8 вопросов, на которые даны 2 варианта ответа. Вам нужно выбрать только один ответ, совпадающий с вашим мнением. Затем мы посчитаем ваши ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

-Дети отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение № 4)

-Сосчитайте сколько ответов под пунктом «а» и «б» у вас получилось, и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.

- Учитель. 

Ребята, быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.

Работа в группах.

-Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных ситуациях.

1 ситуация:

На перемене тебя кто-то сильно ударил. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация:

Твой друг посмотрел без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

3 ситуация:

У вас в классе странный мальчик. Он совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята его начали дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя и высказывают общее решение группы.

Учитель. 

- А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Нарисуй себя». Перед вами лежат шаблоны человечков, которые вы взяли в начале нашего занятия. Я попрошу вас на основе этого шаблона нарисовать себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Дети рисуют.

-Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги и т.д.)

-Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз).

Учитель:

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.


4. Итог

Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.

Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. 

-Сейчас возьмите человечков и наклейте их на наш земной шар. (Приложение№6)

- Посмотрите, что у нас получилось.

- Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни сор, ни ругани. Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила! Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты – нельзя!

- Спасибо за занятие.





Список литературы:

  1. Онищенко Э.В., Афанасьева А.Б. и др. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт– Петербурга, 2015» для учителей 1-4 классов - СПб: ЗАО «Фрегат»,2014. – 147с.

  2. Н.Т.Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. сост., общ ред. В.А. Макаренко. Краткий словарь современных понятий и терминов. – 3-е изд., дораб. и доп. – М.:Республика, 2000. С. 55.

  3. Дегтева Л.И. Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность: игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ - Липецк, 2002. –5с.

  4. Беленцова Т.Х. Фестиваль педагогических идей Открытый урок. Статья отнесена к разделу: Классное руководство. Классный час «Урок толерантности»http://festival.1september.ru/articles/599793/

Приложение №1







Приложение №2





Приложение №3


Сказка «Столетник»


В одном ботаническом саду жила красавица – роза.  Все цветы этого сада восхищались её красотой. Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы?  Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его. Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой. Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями. Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам. Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб. Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника. Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных. Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.










Приложение № 4


ТОЛЕРАНТ

НОСТЬ



Обвинение,

упреки

Сотрудничество

Угрозы

Принятие другого человека таким, каков он есть

Прощение

Осуждение, критика

Уважение человеческого достоинства


Обзывание

Уважение прав других

Терпимость

Сострадание

Милосердие






Приложение № 5


ФИ ребёнка_____________________________________


1. Для того, чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

 

2. В школе проходит акция «Помощь ребенку из детского дома»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь.

 

3. В нашем классе появился ребенок – инвалид:

а) ты не будешь с ним общаться;

б) подружишься с ним.

 

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

 

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

 

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

 

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

 

8. Если одноклассник верит в другого Бога:

а) ты не общаешься с ним;

б) попрошу рассказать о его вере.


Итого: ответов «а» ________, ответов «б»________

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.



Приложение № 6


Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!